Греф под грифом «повторение — мать учения» или почему Юлмарт постигла судьба Павловскгранита

Герман Греф поступил с «Юлмартом», как когда-то с «Павловскгранитом». Сбербанк зачищает пространство под новый проект от своих должников.

Проблемы с кредиторами из Сербанка начались у онлайн-ритейлера «Юлмарт» в 2016 году, когда возник конфликт между акционерами компании. Дмитрий Костыгин и Август Мейер, которым принадлежат 61,5% акций разошлись во взглядах на развитие бизнеса «Юлмарта» с Михаилом Васинкевичем, который контролирует 38,5% ценных бумаг ритейлера. 18 апреля 2017 года арбитражный суд Москвы удовлетворил первый иск дочерней компании Сбербанка — ООО «Сбербанк факторинг» к «Юлмарту» о взыскании 437 млн рублей, 27 июня тот же суд удовлетворил еще одинподобный иск о взыскании около 782 млн рублей. Сбербанк также уведомил о намерении обанкротить два юридических лица группы «Юлмарт»: ООО «Юлмарт девелопмент» и ООО «Юлмарт продуктово-закупочная компания». Эксперты предполагают, что таким образом подчиненные Германа Грефа зачищают нишу на рынке под собственный проект, пишет Руспрес.

О том, что Сбербанк интересуется долей в «Юлмарте», сообщил адвокат совладельца и председателя совета директоров онлайн-ритейлера Дмитрия Костыгина Ерлан Касенов. «Между «Юлмартом» в лице Костыгина и Сбербанком в лице первого зампреда правления Льва Хасиса с марта 2017 года шли переговоры о продаже акций «Юлмарта», – заявил адвокат.

Но в начале октября 2017 года Смольнинский районный суд Петербурга поместил Костыгина на два месяца под домашний арест. Он обвиняется в мошенничестве с кредитом Сбербанка на 1 млрд рублей. Чтобы получить деньги, в кредитное учреждение были представлены ложные сведения о финансовом состоянии «Юлмарта», сообщал Следственный комитет России. По версии Германа Грефа, в апреле 2016 года Сбербанк перечислил 1 млрд рублей, которыми Костыгин распорядился по своему усмотрению. Защита Костыгина на суде заявляла, что предприниматель не причастен ни к получению кредита, ни к хищению.

Касенов предполагает, что у Сбербанка, который летом договорился с «Яндекс.Маркетом» о совместном предприятии в онлайн-торговле, может быть интерес «забрать инфраструктуру «Юлмарта» благодаря ситуации с кредитом». Предполагается, что Сбербанк вложит в «Яндекс.Маркет» 30 млрд рублей, а всю онлайн-площадку партнеры оценили в 60 млрд рублей, сообщали они в августе. Сам «Яндекс.Маркет» и эксперты тогда говорили: интернет-компании интересна в том числе сеть складов и т. д.

У «Юлмарта» есть так называемые пригородные центры исполнения заказов в Санкт-Петербурге и Москве – крупные склады общей площадью более 100 тыс кв. м, с которых компания доставляет заказы в пункты выдачи товаров внутри города. По итогам 2013 г. компания стала крупнейшим российским интернет-ритейлером с оборотом в 39,7 млрд рублей с НДС.

Представитель «Юлмарта» отмечает, что компании, «безусловно, известно» о переговорах Костыгина с Хасисом. «Был достаточно серьезный интерес со стороны Сбербанка к нашему продукту», – добавил представитель ритейлера. «Нам известно, что сейчас Костыгин через адвокатов пытается продолжить переговоры со Сбербанком о реструктуризации задолженности и разрешении гражданско-правового спора без дальнейшего использования уголовно-правовых механизмов», – заметил он. О подобных переговорах по вхождению Сбербанка в капитал «Юлмарта» слышал совладелец другого крупного российского онлайн-ритейлера.

Сбербанк не раскрывает детали переговоров с клиентами и партнерами, заявил его представитель. «Но так как в данном случае клиент сам раскрыл ряд деталей предварительных переговоров, считаем возможным сообщить: профильное подразделение банка проводило анализ «Юлмарта» как потенциального объекта для инвестиций так же, как проводит анализ множества других активов на рынке, это и является задачей данного профильного подразделения», – сообщил представитель Сбербанка «Ведомостям». По его словам, так изучаются десятки потенциальных объектов для инвестиций, а «до сделок доходят единицы». «В данном случае условием начала предметных переговоров было урегулирование проблемной задолженности ритейлера, разрешение корпоративного конфликта, а также тщательная предынвестиционная проверка. Ни одно из этих условий не было выполнено», – подчеркнул представитель Сбербанка. Михаил Васинкевич сообщил,что не слышал о возможных переговорах «Юлмарта» и Сбербанка по вхождению в капитал ритейлера. «Гипотеза, что Сбербанк мог использовать такие переговоры в рамках решения вопроса с долгами компании, по моему мнению, нереалистична», – добавил Васинкевич.

У «Яндекс.Маркета» собственная IT-инфраструктура и разработки более сильные, чем у «Юлмарта», считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров. Что касается логистической инфраструктуры – петербургские склады могли бы быть интересны «Яндексу», рассуждает он, но это недостаточно в масштабах России. В Москве у «Юлмарта» не настолько развитая складская система, а построить собственные склады с поддержкой в виде инвестиций Сбербанка, возможно, было бы дешевле. «Мне кажется, что «Юлмарт» как площадка если и мог интересовать Сбербанк и «Яндекс», то только с точки зрения трафика», – считает Федоров. Он указывает, что на пике на сайт «Юлмарта» заходило 25 млн человек в месяц, но в последнее время этот показатель заметно снизился – примерно до 17 млн.

Пресс-службы «Яндекс.Маркета» и консультанта Васинкевича – компании А1 от комментариев отказались. По данным архива агентства «Руспрес», компанию А1 до последнего времени возглавлял зять министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова — Александр Винокуров. «Юлмарт» — не первый онлайн-магазин, в конфликт внутри которого вмешивался этот человек. Ранее Винокуров «разруливал» ситуацию в крупнейшем российском онлайн-магазине автозапчастей Exist.ru: структурное подразделение «Альфа-групп» настолько грамотно помогало совладельцам сайта Владиславу Доморацкому и Юрию Буковникову разделить активы, что в итоге фирма оказалась в собственности совладелицы транспортной компании «Желдорэкспедиция» Евгении Назаровой. В ходе корпоративных войн Винокуров крепко сошелся с главой Сбербанка Германом Грефом и сдружился с ним до такой степени, что Греф открыто предложил Винокурову заниматься проблемными кредитами банка, а если говорить прямо — заняться выбиванием долгов.

В 2006 году Александр Винокуров работал в американском инвестиционном Фонде прямых инвестиций «TPG Capital», печально известного рейдерской атакой на руководство торговой сети «Лента». «Лента» связана с еще одним совладельцем «Юлмарта» — Августом Мейером, ранее контролировавшем 36% сети.

Ранее агентство «Руспрес» сообщало о конфликте Германа Грефа с заемщиком Сбербанка Сергеем Поймановым. Пойманов обвинял Сбербанк в рейдерском захвате компании «Павловскгранит», оценка которой, по его версии, была проведена возглавляемой сыном Германа Грефа Олегом Грефом компанией «НЕО-Центр» в интересах Сбербанка. Попытка отсудить у Сбербанка $750 млн компенсации в американском суде окончилась для экс-владельца «Павловскгранита» печально: американские суды признали приоритетность решений российских судов, а сам Пойманов вскоре оказался за решеткой по обвинению в злоупотреблении полномочиями, повлекшем тяжкие последствия.