Дело о растрате в «Роснано» вернули в прокуратуру несмотря на протесты Чайки

Черемушкинский суд Москвы вернул в прокуратуру для устранения нарушений дело бывшего председателя правления «Роснано» Леонида Меламеда и бывшего финдиректора корпорации Святослава Понурова, которые обвиняются в растрате 220 млн рублей. Суд поставил вопрос о возвращении дела в прокуратуру по собственной инициативе, защита Меламеда об этом не ходатайствовала, говорит адвокат «Роснано» Александр Аснис. Инициатива могла исходить и от прокуратуры.

Гособвинение считает, что в 2008 году «Роснано» под руководством Меламеда заключило контракты с компанией «Алемар», совладельцем которой, по данным следствия и прокуратуры, тоже был Меламед. Контракты предполагали, что «Алемар» окажет «Роснано» консультационные услуги, деньги на которые были выделены из бюджета. Под видом этих услуг Понуров и еще один обвиняемый — заместитель Меламеда Андрей Малышев (уехал в Великобританию, заочно арестован) в течение полугода незаконно выводили из компании средства, которые должны были стать «золотым парашютом» для Меламеда, настаивали в прокуратуре.

В ноябре суд допросил по делу действующего председателя правления «Роснано» Анатолия Чубайса, который дал показания в защиту Меламеда. Он заявил, что лично принял решение привлечь к работе «Роснано» инвестконсультанта и это произошло уже после того, как Меламед покинул свой пост. «Алемар» был выбран в результате тендера, условия которого полностью прозрачные, законные и честные, подчеркнул Чубайс, и контракт с компанией был заключен по решению правления «Роснано».

Кроме того, Меламед, по словам главы «Роснано», на тот момент являлся не акционером «Алемара», а только вице-президентом. Руководители компании обратили внимание на конфликт интересов, но пришли к выводу, что сделка корректна.

По мнению Чубайса, привлечение «Алемара» помогло сберечь для госкорпорации порядка 10 млрд рублей, а также заработать существенную сумму. «Когда было заведено уголовное дело, мы провели у себя независимое расследование, чтобы базироваться не на эмоциях, а на фактах. И это расследование показало, что никакого ущерба корпорации заключение этого договора не причинило. Я хочу это подтвердить еще раз. Более того, я однозначно считаю, что договор не просто был законным и не просто был выполнен полностью, но и был абсолютно необходим», — сказал он в интервью РБК.

В 2013 году Счетная палата нашла в «Роснано» множество нарушений, ставших основаниями для четырех уголовных дел о злоупотреблении полномочиями, мошенничестве и других преступлениях. До 2015 года расследование этих дел фактически не велось, а тем временем Россию покинули несколько топ-менеджеров госкорпорации. Производство в итоге было завершено только по делу в отношении Меламеда.

Как ранее сообщало агентство «Руспрес», в мае заместитель генерального прокурора Виктор Гринь отказалась утверждать обвинительное заключение и принял решение о возвращении дела следствию «в связи с грубейшими нарушениями». Но уже на следующий день ситуация изменилась кардинальным образом. Генеральный прокурор Юрий Чайка отменил решение своего заместителя, и направил дело в суд.