Клан клином вышибают

Аресты, депортации «законников», суды над членами транснациональных преступных групп (в основном это уроженцы бывших советских республик), будто цунами, прокатились по Испании, Франции, Греции, Чехии, Австрии, Германии, Турции. Тотальная облава на криминальную волчью стаю продолжается, а ее вожаки вынуждены искать новое логово. Потому и немудрено, что иные, гонимые с востока на запад и обратно лидеры ОПГ, периодически навещают транзитную Беларусь. Между тем наша страна продолжает поддерживать репутацию традиционно негостеприимной к разномастным «королям» преступного мира. 

…В главном управлении по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД мне показывают ролик, снятый в канун Нового года в Бресте сразу после задержания Роланда Чикваидзе, известного как Роланд Кутаисский. В кадре — седовласый мужчина в черной кепке. Слышен голос допрашивающего его офицера: 

— Какое–либо отношение к криминальному миру имеете? 


— В смысле? 


— В прямом. 


— Я вор. И горжусь этим. 

18 из 63 лет своей жизни уроженец Грузии провел за заборами с колючей проволокой. С 1985 года пребывает в статусе вора в законе. Участник кровавых воровских междоусобиц: сначала резал он, потом отомстили, «посадив на нож», уже ему… Ныне, говорят, Роланд Кутаисский отошел от дел, тихо осел на ПМЖ в Чехии, где обзавелся недвижимостью. В канун новогодних праздников направлялся из России в Евросоюз вместе с супругой и двумя телохранителями. Однако теперь как уголовный элемент, чье пребывание в Беларуси нежелательно, ждет в камере СИЗО областного УВД официального решения о выдворении за пределы страны. В перспективе — 10–летний запрет на въезд в нашу страну. Подобная мера была применена у нас год назад и в отношении Сулико Шарикадзе (Сулико Тбилисский). После трех месяцев ареста этот вор в законе, который в начале 2000–х контролировал несколько этнических банд в Москве, был депортирован в Грузию…

Кроме двух не к ночи упомянутых «законников», верность бандитской поговорки «Хочешь в тюрьму — езжай в Беларусь» в минувшем году испытали на своей шкуре еще трое воров в законе. Напомним, что в самом начале 2018 года сотрудниками ГУБОПиК МВД в Национальном аэропорту «Минск» был задержан гражданин Грузии Гела Кардава, один из лидеров мингрельского клана. За неоднократное использование поддельных документов (в частности, за попытку вылететь в Турцию по поддельному паспорту гражданина России на чужое имя) Гела Гальский осужден судом Октябрьского района Минска на 3 года лишения свободы.

— Это первая судимость Гелы Кардава и сильный удар по мингрельскому клану. А еще — большой шок и для него лично, и для его родного брата и тестя, которые также являются ворами в законе, — комментирует заместитель начальника ГУБОПиК МВД — начальник 2–го управления полковник милиции Владимир Тихиня. — Ведь три года лишения свободы — максимальный срок, предусмотренный статьей 380 УК. Подсудимый и его защита надеялись на штраф. В России, Украине, других странах обычно так и происходит — «законников», пойманных с липовыми «ксивами», штрафуют и отпускают на свободу. Но белорусский суд принял жесткое решение, которого никто не ожидал. Тем самым заезжим ворам послан сигнал: в Беларусь соваться не смейте. 

Впрочем, даже такие прозрачные намеки доходят до некоторых как–то туговато… В октябре по пути из Москвы в Израиль в Минске задержали Нику Израильского (он же Михаил Хананашвили, он же Хен Майкел). После нескольких недель содержания под стражей вора в законе депортировали с запретом посещать нашу страну в течение 10 лет. И еще одно громкое задержание прошлого года: поздним ноябрьским вечером сотрудниками ГУБОПиК при силовой поддержке бойцов СОБРа внутренних войск в гостиничном комплексе задержаны белорус и четверо азербайджанцев. В гостиничном домике и личном автотранспорте постояльцы хранили пистолеты Макарова, ТТ (на фото), 14 боевых патронов и гашиш. Среди арестованных опознан не кто иной, как вор в законе Рашад Мамед оглы Исмаилов. Рашад Гянджинский собственной персоной! Его называют «смотрящим» за азербайджанской диаспорой Украины. Входит в ближайшее окружение «законников» Надира Салифова (Лоту Гули) и Вагифа Сулейманова (Вагиф Бакинский). Пока что Рашаду Гянджинскому инкриминируется все та же статья 380 УК в связи с подозрением в подделке паспорта. Кроме того, сейчас идет экспертиза изъятого оружия и боеприпасов. Сам же вор в законе томится в минском СИЗО… 

Владимир Тихиня добавляет штрихи к портрету арестанта: «Рашад Исмаилов рос в интеллигентной азербайджанской семье. В 17 лет уехал в Россию, стал карманником, завязал прочные связи с ворами в законе, в том числе славянскими. Воровской статус обрел в 2013–м, но еще до того (крайне редкое исключение) был настолько приближен к высшей касте преступного мира СНГ, что лично участвовал в «подходах» — сходках по вопросам коронования. На его счету около 40 подобных церемоний. С юных лет повторял: «В душе я вор». Имеет репутацию человека, способного «решать вопросы» при клановых конфликтах. Летом 2017–го в Абхазии получил огнестрельное ранение при неудачной защите интересов авторитета Ники Гагринского. У Гянджинского, кстати, солидный бизнес: поставка на рынки городов бывшего СССР овощей, фруктов, зелени из Турции». 

Что ж, сотрудники ГУБОПиК МВД наверняка могут считать 2018 год весьма удачным, ведь за решеткой в Беларуси оказались два «генерала» преступного мира. Однако не взбаламутят ли Кардава и Исмаилов спецконтингент местной пенитенциарной системы? 

«Мы придерживаемся принципа полной изоляции воров в законе от остальных осужденных. Гела Кардава и Рашад Гянджинский лишены возможности влиять на события — ни в местах заключения, ни на воле, — уверен Владимир Тихиня. — Связь с сообщниками исключена, они имеют право делать звонки только с таксофонов и лишь самым близким родственникам, да и то при условии, что все разговоры будут на русском языке. Для сидельцев с опытом пребывания в российских учреждениях такой расклад непривычен. Там, едва оказавшись в СИЗО, вор в законе получает смартфон. А на зоне в его распоряжении уже ноутбук с выходом в интернет. В нашей пенитенциарной системе — напротив: проблема мобильников решена, другой менталитет и у сотрудников ИК, СИЗО, ИВС. Все попытки воровских приближенных подкупить представителей органов власти оказываются тщетными».

После сходки в Гудауте Рашад Исмаилов (Рашад Гянджинский) попал в больницу

Еще более важная задача сотрудников ГУБОПиК — не позволить зарубежным мафиози легализоваться в Беларуси и создать своеобразные прачечные по отмыванию грязных денег. Исходят из воровской среды и другие угрозы: не исключены попытки рейдерских захватов фирм, организации новых каналов различной контрабанды, незаконной миграции.

«Смотрим на два шага вперед, наносим упреждающие удары по международным ОПГ, налаживая сотрудничество с российскими, украинскими, европейскими коллегами, — дополняет свой рассказ Владимир Тихиня. — В последнее время у нас установились полезные связи с сотрудниками полиции из Чехии, Германии, Австрии. Получаем ценную информацию по ворам в законе, засветившимся с фальшивыми документами в Европе, обмениваемся опытом и планируем в наступившем году сделать в совместной работе акцент на преступных авторитетах, эмиссарах воров в законе, пытающихся консолидировать криминальные сообщества, оказывать влияние на криминогенную обстановку. Исходим прежде всего из того, что лидеры ОПГ — безусловное зло, которое, если дать ему волю, вовсю начнет сеять насилие, коррупцию, бросая вызов государству и обществу. Однако возвращения лихих 90–х мы не допустим». 

ПЕРСОНАЛИИ

Ситуация с ворами в законе белорусского происхождения остается прежней. Дмитрий Галеев (Галей), Павел Алексеевич (Паштет), Александр Медведев (Медвежонок Гомельский) отбывают сроки. Александр Герасимович (Муму Слуцкий) после отсидки находится под превентивным надзором, определенным ему судом. Руслан Лебедев (Лебедь) — в международном розыске. Александр Кушнеров (Саша Кушнер) не оставляет попыток влиять на «братву» в Беларуси. Но в основном предпочитает находиться в Турции.

ПРОГНОЗ

По мнению специалистов по проблеме оргпреступности, в 2019–м на постсоветском пространстве и в странах ЕС стоит ждать пика борьбы между тбилисским и кутаисским кланами. Ситуацию может усугубить скорое освобождение вора Таро — Тариэла Ониани, ранее воевавшего с Вячеславом Иваньковым (Япончик) и лидером «тбилисцев» Дедом Хасаном. Также стоит учитывать фактор претензий на главный воровской трон со стороны Надира Салифова (Лоту Гули). 

Тэги:
Воры в законе Сходки