Евгений Двоскин

Литвак разбазарит Тамань?

Мишель Литвак, похоже, решил дождаться
подорожания проекта сухогрузного района порта Тамань и сбыть его по
выгодной цене. Вложенные средства он решил перевести в офшор?

Сухогрузный район порта Тамань так и не начали строить. И уже
непонятно, начнут ли. Бельгийский бизнесмен советского происхождения
Мишель Литвак, который мечтал обогатиться за счет проекта еще в середине
нулевых годов, похоже, решил занять выжидательную тактику. Площадка с
готовыми инфраструктурой и подходами лишь вырастет в цене, и ее можно
будет сбыть стратегическому инвестору. Неужели вложенные в проект
миллиарды бюджетных рублей однажды окажутся в офшоре?

Порт Тамани так и не построят?

Похоже, что над реализацией проекта сухогрузного района порта Тамань
нависла угроза. Строительство до сих пор не начато: не помогает даже
поддержка вице-премьера Максима Акимова. Минтранс не выполнил его
поручение представить предложения по организационно-правовой и
финансовой моделям Тамани, проекты инвестиционных соглашений и
концессий. Не готов ждать вечно и вероятный генподрядчик:
«Стройгазмонтаж» (СГМ) Аркадия Ротенберга дал время лишь до конца II
квартала.

Пожалуй, стоит задаться главным вопросом. А по-прежнему ли
заинтересован в создании порта его главный бенефициар — бельгийский
предприниматель советского происхождения Мишель Литвак? Его группа ОТЭКО
с 2000 года занимается портом за счет частных инвестиций. С тех пор, по
данным администрации Краснодарского края, в проект было вложено $3,5
млрд. С одной стороны, раз «вбуханы» такие огромные деньги, какой смысл
все бросать? Однако бездействие заинтересованных лиц наводит на
определенные мысли.

Полет мысли Литвака

Как сообщали «Документы и факты»
в прошлом году, Мишель Литвак «пристраивался» к таманскому порту еще с
середины нулевых. Помимо существующего нефтеналивного терминала,
предприниматель хотел возвести терминалы для сухогрузов, зерна и
минеральных удобрений. В 2006 году проект Литвака демонстрировали лично
президенту РФ Владимиру Путину, сумма государственных инвестиций
оценивалась в 115 млрд руб. Шутка ли? Такие деньги на улице не валяются,
и Литвак скорее всего рассчитывал «поиметь» с них долю.

В порт Тамани вложены десятки миллиардов рублей

Видимо, чтобы окончательно посвятить себя мегастройке, Мишель Литвак
даже продал свой железнодорожный бизнес компании «Нефтетранссервис»
(НТС), принадлежащей Вячеславу и Вадиму Аминовым и Алексею Лихтенфельду.
Речь шла о купле-продаже 14 тыс. цистерн и вагоноремонтного предприятия
«СФАТ-Рязань». Сумма сделки не раскрывалась, но, по некоторым данным,
речь шла о 12 млрд руб.

Офшор у бывшего кадровика Березовского

На одном из покупателей железнодорожного бизнеса ОТЭКО стоит
остановиться чуть подробнее — уж очень незаурядная личность. Вячеслав
Аминов, возглавляющий, по данным «Ведомостей«,
Федерацию современного пятиборья России, начинал в 90-е как заместитель
тогдашнего в исполнительного директора СНГ Бориса Березовского. Портал
«Руспрес»
называл Вячеслава Аминова «кадровиком Березовского» и «компроматчиком».
Летом 2016 года Вячеслав Аминов оказался одним из тех, кто пострадал от
«слива» документов панамской юридической фирмы, которые тщательно
изучил Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ).

Так вот, согласно бумагам из «панамского архива», Вячеслав Аминов
владел офшором на Британских Виргинских островах, писала газета The Guardian.
Целью создания офшора якобы было открытие банковского счета в Монако.
Впоследствии панамская юридическая фирма, потребовала от Аминова
дополнительной информации в связи с тем, что он был подвержен
коррупционным рискам из-за занимаемой должности. The Gurdian сообщала,
что с офшором может быть связан и его брат Вадим. По данным издания,
братья владели зарегистрированной на Британских Виргинских островах
фирмой Egner Enterprises SA. Вячеслав Аминов называл «бредом»
утверждения о владении офшором.

Тем не менее, можно сделать вывод, что у Литвака есть выход на офшоры
через братьев Аминовых. А это значит, что на Британские Виргинские
острова в будущем можно будет вывести деньги из порта Тамань. Туда же
можно будет и доход от возможной сделки по продаже порта вывести, если
Литвак задумает такой ход проворачивать.

Госденьги — в офшор?

Отнюдь не вся инфраструктура в порту Тамань строилась на деньги
Мишеля Литвака. Персонаж этот достаточно хитер для того, чтобы просто
так вкладывать во что-то деньги. По оценке «Документов и фактов«,
ежегодно на обустройство гавани тратилось 40 млрд руб. Цифра,
сопоставимая с бюджетом какого-нибудь небогатого российского региона. В
частности, планировалось проложить обновленную ветку железной дороги
протяженностью 36 километров и скоростную автодорогу из Новороссийска до
порта.

Как Мишель с Александром Меткиным, «прибрал» к рукам Таманский порт?

В общем, Литвак отлично устроился. Наверняка уже с помощью «серых
схем» мог отбить вложенные в порт деньги. А в результате гавань
обрастала инфраструктурой за счет бюджета. С чего бы это бельгийскому
олигарху такие преференции? А дело все в том, что в российских коридорах
власти Литвак имеет очень серьезных покровителей. Взять к примеру его
супругу, которая приходится дочерью экс-депутату Госдумы Александру
Меткину.

Не исключено, что парламентарий в свое время и пролоббировал
строительство порта. В середине нулевых Меткин покинул пост заместителя
гендиректора ОТЭКО, а в 2013 году — должность гендиректора
«Таманьнефтегаза», который сейчас возглавляет Литвак. Не интересы ли
этой компании он отстаивал в Госдуме?

По слухам, Литвак имеет влиятельных покровителей в российском истеблишменте

Кстати, поговаривают, что проекты Мишеля Литвака неофициально
поддерживают и в правительстве. В частности, этим, по некоторым данным,
«грешили» министры экономического развития Максим Орешкин и транспорта
(покинул свой пост в 2018 году) Максим Соколов. Кроме того, «в доле»,
как утверждают злые языки, может быть бывший вице-премьер Аркадий
Дворкович.

Ай-яй-яй, как не стыдно! Все ради того, чтобы однажды вложенные в
инфраструктуру таманского порта десятки миллиардов из российского
бюджета оказались где-нибудь в офшоре или на счете в Монако. Литваку-то
все равно, он гражданин другой страны, но наши-то чиновники! В общем,
некрасиво получается. И, не исключено, что под Уголовный кодекс такие
деяния могут подвести.

Источник: The Moscow Post