Авария на «Лошарике». Все, что всплыло 

Об аварии на атомной подводной лодке Северного флота, вопреки обыкновению в подобных ситуациях, Министерство обороны сообщило само. Изначально военное ведомство ограничилось сухим пресс-релизом: в российских территориальных водах 1 июля на некоем научно-исследовательском глубоководном аппарате произошел пожар, погибли 14 моряков-подводников. Спустя несколько часов министр Сергей Шойгу уже докладывал президенту Владимиру Путину, что некий подводный аппарат (название по-прежнему не сообщалось) проводил плановые работы в российских территориальных водах Баренцева моря. В какой-то момент на судне произошел пожар, и в результате отравления продуктами горения погибли 14 моряков-подводников. Среди них было семь капитанов первого ранга и два Героя России. Пожар был потушен силами самих подводников, а аппарат доставили в порт Североморска в Мурманской области. Сергей Шойгу заявил, что ядерная энергетическая установка на подводном аппарате полностью изолирована и работоспособна, потому что экипаж выполнил все необходимые мероприятия по ее защите.

Президент Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу

Имена погибших подводников сообщили только вечером 3 июля:

  • Денис Долонский, капитан 1-го ранга, Герой России

  • Николай Филин, капитан 1-го ранга, Герой России

  • Владимир Абанкин, капитан 1-го ранга

  • Андрей Воскресенский, капитан 1-го ранга

  • Константин Иванов, капитан 1-го ранга

  • Денис Опарин, капитан 1-го ранга

  • Константин Сомов, капитан 1-го ранга

  • Александр Авдонин, капитан 2-го ранга

  • Сергей Данильченко, капитан 2-го ранга

  • Дмитрий Соловьев, капитан 2-го ранга

  • Виктор Кузьмин, капитан 3-го ранга

  • Владимир Сухиничев, капитан 3-го ранга

  • Михаил Дубков, капитан-лейтенант

  • Александр Васильев, подполковник медицинской службы.

Погибшие моряки

К этому моменту в Telegram-каналах и СМИ уже публиковались фотографии и биографии погибших. Всех моряков-подводников похоронили на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге (моряки подводники проходили службу в войсковой части 45707, которая дислоцируется в Петергофе). На тайные похороны пришли сотни людей, а также главнокомандующий ВМФ России, замминистра обороны и врио губернатора Петербурга Беглов. 

Известно, что капитан 2-го ранга Дмитрий Соловьев спас гражданского специалиста (имя и должность не сообщаются) ценой собственной жизни, вытолкав его из отсека, а затем отправился тушить пожар и погиб. Есть и выжившие, но их число и имена по-прежнему неизвестны.

Подпись к фото 

1
/ 3

Траура ни в стране, ни в Мурманской области, ни в Санкт-Петербурге объявлять не стали. Президент ограничился соболезнованиями и поручил Сергею Шойгу выяснить все обстоятельства произошедшего и лично доложить. О том, что послужило причиной пожара и почему он привел к катастрофическим последствиям, Минобороны по-прежнему не сообщает. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков дал понять, что подробностей на официальном уровне может не появиться вовсе. По его словам, часть информации о гибели моряков «относится к категории гостайны», не раскрывается в интересах госбезопасности и это «абсолютно нормальная практика».

Поэтому вся информация о трагедии, которая разыгралась в Баренцевом море, считается предположительной, а фотографии являются неофициальными. На каком подводном аппарате произошла трагедия, до сих пор точно неизвестно. Первоначально СМИ выдвинули три версии со ссылкой на источники:

  • АС-12 — российская сверхсекретная глубоководная атомная подводная лодка, известная также как «Лошарик», не несущая вооружения и способная погружаться, по некоторым данным, на глубину до 6000 метров.

  • АС-31 — атомная глубоководная станция 1-го ранга проекта 10831, не несущая вооружения и способная погружаться на глубины до 1000 метров, а по некоторым данным, даже до 6000 метров.

  • БС-64 — атомная подводная лодка спецназначения проекта 09787 «Подмосковье»

Если изначально различные издания делали приписку, что, вероятно, речь идет об одной из подводных лодок, то к настоящему времени СМИ уже безапелляционно указывают АС-31, хотя официального подтверждения этой информации не было.

Носители атомной глубоководной станции проекта 10831 (АС-31) 

Источник в военных кругах сообщил
«СеверПост», что авария произошла на глубоководной станции АС-12, которую называют «Лошарик», размещенную на борту АПЛ «Подмосковье». Именно «Подмосковье» видели моряки, занимающиеся незаконным промыслом, на выходе из Кольского залива. 

Позже эту атомную подлодку сфотографировало и опубликовало агентство
ТАСС. Изначально она была идентифицирована как подлодка-носитель АС-31 «Оренбург», но позже агентство исправило подпись к фотографии на «АПЛ спецназначения проекта 09787 «Подмосковье», носитель атомной глубоководной станции проекта 10831 (АС-31) на одной из баз Северного флота».

АПЛ «Подмосковье» на одной из баз Северного флота

Проект «Лошарик» получил свое название благодаря своей конструкции — аппарат, предположительно, состоит из круглых камер, напоминающих шарики. Он крепится к несущей подводной лодке большего размера. Несмотря на то, что проект был разработан еще в конце 80-х годов, точных схем устройства лодок в открытом доступе нет.

Источники различных СМИ в настоящее время сходятся в одной
версии произошедшей на «Лошарике» аварии. Пожар мог произойти из-за короткого замыкания в одном из распределительных щитов. Из-за замыкания загорелась оплетка кабелей или трансформаторное масло. Замыкание с силой тока до 1000 ампер сопровождается небольшим взрывом, а дым от горящей проводки по системе вентиляции разнесло по другим отсекам.

За час до этого произошла пересменка, и часть офицеров отдыхали в жилом отсеке. У каждого из подводников на поясе имеется баллон с запасом воздуха примерно на 30 минут, и моряки проходят постоянные тренировки по пользованию кислородными масками. Возможно, отдыхавшие подводники не успели воспользоваться дыхательными аппаратами и надышались продуктами горения кабельной оплетки. Дым от нее настолько ядовит, что достаточно всего нескольких вдохов.

Предположительно, выжить удалось как раз тем морякам, которые находились в этот момент на дежурстве. Они смогли остановить распространение огня и поднять аппарат на поверхность.

Есть
версия, что причиной пожара стала одна из аккумуляторных батарей, которая обеспечивает питание глубоководного аппарата. Горение могло происходить уже при всплытии.

В любом случае речь идет о нештатной ситуации, которая произошла из-за технической неисправности, скорее всего, в системе электропитания подводной станции.

АПЛ «Курск»

В истории современной России, 19 лет назад, уже происходила чудовищная авария на атомной подводной лодке К-141 «Курск», которая унесла жизни всего экипажа в 118 человек. Было установлено, что катастрофа произошла вследствие взрыва торпеды 65-76А внутри торпедного аппарата № 4 и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке подводного крейсера. Согласно выводам экспертов, все находившиеся в незатопленном 9-м отсеке подводники погибли от отравления угарным газом не позднее чем через 8 часов после взрывов. В связи с этим к моменту обнаружения АПЛ «Курск» спасти кого-либо было уже невозможно. Есть версия, что авария произошла после столкновения с американской подводной лодкой.

Трагедия стала серьезным политическим испытанием для новоизбранного на тот момент президента России Владимира Путина. Информация о катастрофе тщательно скрывалась, что порождало множество слухов и недостоверной информации. Авария официально произошла 12 августа 2000 года. Лишь 15 августа Главный штаб ВМФ официально сообщил о начале спасательной операции. А на следующий день командование получило санкцию президента на привлечение иностранной помощи для спасения «Курска». Траур в стране объявили лишь 23 августа. Даже погибая, моряки исполнили свой долг — остановили реактор и предотвратили катастрофу.

АПЛ «Курск»

После аварии на АС-31 многие сравнивали ее с трагедией на «Курске», проводили параллели. Оба инцидента произошли во время учений на подводных лодках ВМФ Северного флота с наивысшим уровнем секретности. Причины и последствия аварии скрываются. Обе катастрофы не обошлись без многочисленных жертв. В лодках во время погружения находились гражданские специалисты. На этом сходства, пожалуй, заканчиваются.

Адвокат потерпевших моряков АПЛ «Курск» Борис Кузнецов, знакомый с расследованием и участвовавший в судебных разбирательствах вокруг аварии подводной лодки в эфире «Радио Свобода» также выразил мнение, что сходств между двумя трагедиями мало.

«Сравнивать эти две катастрофы очень тяжело, потому что дело «Курска» рассекречено, причина и виновные известны. Известно, что Путин вмешался в правоохранительную систему и принял политическое решение никого к уголовной ответственности не привлекать. Больше того, с ведома и по заказу ФСБ был запущен документальный фильм, который сняли французы, который называется «Подводная лодка в мутной воде». Этот фильм вроде как с критикой Путина, но он настойчиво внушил очень большому числу граждан России, что это американцы потопили «Курск». В данном случае, я думаю, нам мало что будет известно в силу действительно секретности самой этой подводной лодки, той войсковой части, того научно-исследовательского института, который занимается разработкой аппаратуры для обнаружения и для работы с подводными коммуникациями», — рассказал Борис Кузнецов.

Санкт-Петербург. Серафимовское кладбище. Похороны погибших подводников pic.twitter.com/higlgaZ66e

— Армен Гаспарян (@A_Gasparyan) 6 июля 2019 г.

Похоронили погибших на «Лошарике» моряков рядом с погибшими моряками «Курска». Автор мемориала Геннадий Пейчев сейчас прорабатывает концепцию памятника для захоронения подводников, чтобы они составили единый комплекс.

Мемориальный комплекс в Санкт-Петербурге

Президент России Владимир Путин посмертно наградил погибших при аварии в Баренцевом море подводников. Четырем из них «за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга», присвоены звания Героев России. Остальные удостоены Орденов Мужества.