Илья Михальчук

Ловкость рук и никакого мошенничества. Как Сергей Маслов «развивал» Урал на государственные деньги 

Операция «Ликвидация» не удалась 

Недавно наблюдательный совет АО «Корпорация развития» покинули бывший первый замглавы департамента строительства Ямала Евгений Кузаев и экс-советник экс-полпреда УрФО Игоря Холманских Виктор Гузь. Их места заняли замдиректора департамента экономразвития ХМАО Роман Колупаев и замглавы департамента строительства ЯНАО, экс-полицейский Виталий Бучков. На сайте КР обновленный состав пока еще не обнародован. 

Кузаев и Гузь еще значатся в руководстве КР 

Еще несколько лет назад экс-губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин назвал Корпорацию развития «черной дырой». Тогда даже появились утверждения о том, что вскоре структуру ликвидируют, но этого не произошло. 

Известно, что за ликвидацию корпорации активно выступал и полпред президента России в УрФО Николай Цуканов: тот самый, чей помощник Александр Воробьев недавно был арестован сотрудниками ФСБ по подозрению в шпионаже в пользу Польши.

«Со своей стороны я сделал все, чтобы полпредство официально к этой структуре не имело отношения, — исполнительный директор корпорации, который здесь был советником полпреда, больше советником не работает. Лучше бы я не знакомился с этой корпорацией, потому что никто не вспомнит, кто ее создавал, а спрашивать будут с нас», — заявил Николай Цуканов в сентябре прошлого года, пригрозив «Корпорации развития» масштабным аудитом.

Полпред Цуканов раскритиковал «Корпорацию Развития» 

История умалчивает о результатах аудита, анонсированного Цукановым. Если он и состоялся, то, скорее всего, итоги скрыли, как, собственно, ранее скрывали ряд коррупционных скандалов, связанных с КР. 

«Корпорацией развития» было «проедено» практически 30 млрд рублей. Никаких перспектив у этой структуры нет, серьезных инвесторов там не будет. Я как руководитель фракции в Думе говорю, что мы точно будем голосовать против вложения каких-либо денег на очередные проекты. За предыдущие деньги никто отчитаться не может. Там есть масса уголовных дел, которые связаны с КР», — заявил в марте текущего года депутат думы ХМАО от фракции ЛДПР Евгений Марков, подчеркнув, что КР является «образцом неэффективности и разбазаривания государственных средств» и что нужно ставить вопрос о ее ликвидации. 

Депутат думы ХМАО Евгений Марков 

Впрочем, корпорация все так же функционирует, при этом тщательно скрывая свою отчетность. Правда, размах уже довольно ограничен: после ареста и последующей отставки с поста гендиректора Сергея Маслова дела у корпорации пошли на убыль. В марте 2018 года Свердловским арбитражным судом и вовсе было зафиксировано наличие в ней признаков банкротства: по данным СПАРК, чистый убыток КР в 2017 году составил 428,5 млн рублей. Но корпорацию не ликвидировали, и ее присутствие на поприще госпроектов продолжает будоражить умы тех, кто так или иначе сталкивался с ее деятельностью. С ноября 2017 года КР возглавляет представитель властей ХМАО Сергей Черняев.

Нынешний гендиректор «Корпорации Развития» Сергей Черняев 

Громкий арест — тихое освобождение 

В 2016 году генеральный директор корпорации Сергей Маслов, его первый заместитель Владимир Карманов и заместитель Сергей Лукин стали фигурантами уголовного дела о хищении миллиарда рублей из банка «Народный кредит» (ч. 4 ст. 160 УК РФ), возбужденного ГУ МВД по Ростовской области. По версии следователей, в октябре 2014 года, незадолго до отзыва у этого банка лицензии, в него было вложено более миллиарда рублей от акционеров КР, которые впоследствии были выведены в кипрские офшоры и инвестированы в личные проекты руководителей корпорации. Иными словами, деньги специально разместили в проблемном банке, чтобы таким образом оправдать их исчезновение. 

Сергей Маслов 

Сотрудники МВД и ФСБ задержали Сергея Маслова 19 октября 2016 года в подмосковном поселке Архангельское. По решению суда на его имущество даже накладывался арест, в том числе на 3 гектара земли в упомянутом поселке, московскую квартиру и загородные дома. Тогда же задержали в поселке в районе Новорижского шоссе и Владимира Карманова. Дело было громким. В СМИ писали о Bentley Continental Маслова стоимостью около 20 млн рублей, его ежемесячной зарплате в миллион рублей, роскошном офисе площадью 1200 м² в центре Москвы на Саввинской набережной и прочем. Шла речь и о 71-метровой личной роскошной яхте «А1331 Victoria (ex Baltika)», названной в честь жены Виктории Масловой, и о конно-спортивной школе в Германии, владельцем которой он являлся. 

Подмосковное имение Сергея Маслова

Яхта проекта А1331

Сергей Маслов с супругой Викторией 

Тогда прогнозировали, что арест Сергея Маслова ударит по многим, в том числе по тюменскому губернатору Владимиру Якушеву, главе ХМАО Наталье Комаровой и губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву. Мол, если Маслов начнет давать показания, то им (как и ряду других влиятельных людей) не поздоровится. Отметим, что на момент ареста Маслова акционерами корпорации являлись департаменты имущества Тюменской области, ЯНАО и ХМАО. Губернаторы этих уральских регионов вкладывали в корпорацию деньги в надежде получить железную дорогу к богатым месторождениям Полярного Урала — проект «Северный широтный ход» (СШХ).

Спустя три недели Маслова и Карманова тихо, без излишней суеты отпустили из СИЗО Ростова под подписку о невыезде. А в октябре 2017 года и вовсе было вынесено постановление о прекращении уголовного дела в отношении Маслова: никаких доказательств его вины следствию установить не удалось. Казалось бы, этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Но все было именно так. «Крайним» в деле оказался экс-заместитель Маслова Сергей Лукин, в обязанности которого, по версии следствия, входила экономическая безопасность корпорации, а также подбор банков для размещения средств. В материалах дела так и говорится: «В 2015 году Маслов узнал об извлечении Лукиным С. личной выгоды от размещения средств корпорации в банке «Народный кредит», после чего у них произошел конфликт, следствием которого стало увольнение Лукина из «Корпорации Развития».

Постановление о прекращении уголовного преследования Сергея Маслова

Таким образом, следствие посчитало, что Лукин просто оговорил Маслова. За Масловым признали право на реабилитацию, а с его имущества сняли арест. Все перечисленные высокопоставленные лица по сей день остаются на своих должностях, а Сергей Маслов с Владимиром Кармановым продолжают жить роскошной жизнью. Только уже не в России, а за границей. К тому же у Маслова имеется гражданство Швейцарии, а у Карманова — Австрии. Сергей Лукин, по имеющейся информации, находится в СИЗО.

Первый заместитель Маслова Владимир Карманов также избежал уголовной ответственности 

Воспитанник «Лукойла»

Известно, что свою трудовую карьеру уроженец Грозного Сергей Маслов начал в «Сургутнефтегазе». Затем он трудился мастером участков в трестах «Когалымнефтегазстрой» и «Сургутнефтедорстройремонт», а в «лихие» 90-е перешел в «Лукойл». В 1992 году он был назначен генеральным директором «Лукойл Трейдинга», а в 1996 году — президентом «Лукойл Интернэшнл» в Австрии.

Сергей Маслов ранее руководил структурами «Лукойла» 

С февраля 2001 года Сергей Маслов был президентом ОАО «Транснефтепродукт», а в 2008 году совмещал должности руководителя АК «Транснефтепродукт» и руководителя ЗАО «СПбМТСБ». В сентябре 2008 года Маслов ушел из «Транснефтепродукта», оставшись руководителем биржи. Отметим, что высшее образование он впервые получил в 46 лет, окончив в 2006 году заочно Московскую государственную юридическую академию (МГЮА). Стоит подчеркнуть, что Сергей Маслов все время работал в интересах «Лукойла», руководство которого и лоббировало его в мае 2013 года на должность гендиректора «Корпорации развития», которой до этого руководил Александр Белецкий. С тех пор для Маслова открылись новые горизонты, а уставный капитал КР к концу 2014 года составил более 30 млрд рублей. Подчеркнем, что корпорация имеет 17 дочерних организаций.

Р находится в смешанной российской собственности с долей собственности субъектов РФ 

Основной задачей возглавляемой Сергеем Масловым корпорации было возведение инфраструктуры, а любимым (читай — прибыльным) делом он считал строительство мостов через северные реки. Курируемые им проекты сводились к освоению «космических» средств и обходились намного дороже запланированных, а зачастую оказывались провальными. Правда, для государства, а не для Маслова. Также корпорация занималась откровенно сомнительными сделками. Приведем несколько примеров «развития» в исполнении структуры под руководством Сергея Маслова. 

Птицефабрика как «генерация средств»

В декабре 2014 года «дочка» «Корпорации развития» ООО «Овомир» на деньги другой ее «дочки», ООО «Строительная компания развития» (СКР), приобрела непрофильный актив — ПАО «Птицефабрика Челябинская». Для этого СКР выдал «Овомиру» кредит на сумму 1,4 млрд рублей под залог акций предприятия. Во время сделки балансовая стоимость чистых активов птицефабрики была заявлена почти в 2 млрд рублей, хотя их реальная стоимость, по словам экспертов, не превышала 700 млн рублей. Приобретение птицефабрики «Корпорация развития» объясняла тем, что предприятие будет являться генератором средств, которые позволят в числе прочего покрывать часть расходов самой КР. Известно, что сделка проводилась по поручению властей ХМАО.

Птицефабрику в Копейске Челябинской области выкупили «дочки» КР 

Став владельцем за государственный счет неликвидного актива по завышенной цене, в начале 2016 года Сергей Маслов продал 100% акций ООО «Овомир», владеющего Челябинской птицефабрикой, более чем за 1,7 млрд рублей «Югорской промышленной корпорации» (ЮПК). При этом деньги, выданные на приобретение предприятия, так и не были возвращены в государственную казну. Как говорится, ловкость рук и никакого мошенничества: в ходе подобной «генерации средств» следователям так и не удалось выяснить, куда они исчезли. 

Сейчас «Овомир» принадлежит московскому ООО «Орион», учредителем и фактическим владельцем которого является председатель совета директоров Челябинской птицефабрики и по совместительству директор контрольно-ревизионного департамента «Корпорации Развития» Павел Кадушин.

Бизнесмен Павел Кадушин 

«Долговой» мост

12 сентября 2015 года с участием Сергея Маслова торжественно открыли один из объектов Северного широкого хода (СШХ) мост через реку Надым в УрФО. Строительство этого моста, включившего в себя однопутную железнодорожную линию и автодорогу протяженностью 1,3 км с пропускной способностью 3 тысячи автомобилей в сутки, составила 14 млрд рублей. Мост стал ключевым элементом региональной автодороги «Сургут — Салехард» и железнодорожной линии «Салехард — Надым — Коротчаево».

Мост через реку Надым 

Вскоре выяснилось, что заказчик строительства «Корпорация развития» отказалась оплачивать работы финальному подрядчику строительства моста АО «Мостострой-11», конечными бенефициарами которого считаются структуры ПАО «РЖД». Подрядчик был вынужден доказывать неправомерность действий заказчика, добиваясь выплаты более 200 млн рублей долга по госконтракту, общая стоимость которого составляла 3,3 млрд рублей, в Арбитражном суде Свердловской области. Юристы корпорации мотивировали свои действия по невыплате разорванным контрактом, который суды аннулировали уже после введения моста в эксплуатацию.

К слову, КР была привлечена в судебный процесс лишь в качестве третьего лица в статусе инвестора, а должником выступил ООО «Уралстройтехнологии» (УСТ), полностью принадлежащий КР. Несмотря на то, что заказчики ссылались на отсутствие договорных отношений, в феврале 2018 года суд все-таки взыскал остаток долга. 

Аналогично в КР пытались «кинуть» и подрядчика ООО «Мостострой-12», выполнившего 75% строительных работ. Этот подрядчик требовал в Арбитражном суде Москвы взыскание долга на сумму около 2 млрд рублей. В КР отказывались выплачивать, ссылаясь на некачественно выполненные работы, но суд, основываясь на заключениях экспертиз, признал правомерность требований «Мостострой-12».

Один из бывших подрядчиков корпорации сейчас находится в стадии ликвидации 

«Беспечный распил»

Также одной из легализованной Сергеем Масловым схем «беспечного» вывода денежных средств из корпорации являлись консультационные услуги. Известно, что с мая 2013 года по октябрь 2015 года «Корпорация Развития» выплатила около полумиллиарда рублей различным консалтинговым компаниям, аудиторам и юридическим фирмам за некие консультации. Правда, неизвестно, в чем именно они заключались. А 17 и 18 декабря 2015 года КР перечислила гендиректору компании «Судостроительная верфь «Виктория»» (учредители — брат Сергея Маслова Виктор и его жена Валентина) Валерию Цыплухину около 4 млн рублей, проведя их как государственные контракты. Таким же методом около 2 млн рублей было переведено учредителю компании «Атлант-Персонал» в Калининграде Анатолию Ожогину якобы за маркетинговые исследования по проекту «Строительство судостроительного комплекса в УрФО» и проведение предварительной оценки эффективности проекта.

В своей сфере Сергей Маслов был «эффективным менеджером» 

Машина по «распилу» денег у Маслова не останавливалась никогда. Он привык стоять на своем, буквально принуждая УрФО «развиваться» исключительно при помощи возглавляемой им структуры. К примеру, если в РЖД заявляли о том, что они не нуждаются в посредниках вроде «Корпорации Развития» для строительства железных дорог, то структура Сергея Маслова продолжала вкладываться в объекты, а правительства уральских регионов — выкупать акции КР.

Дружба с Чубайсом и «крыша» Собянина? 

В 2003 году Сергей Маслов был награжден почетной грамотой министерства энергетики РФ, также ему было присвоено звание «Почетный нефтяник». А в 2006 году он стал кавалером Ордена Дружбы. Что касается дружбы в буквальном понимании этого слова, то за время директорства в «Корпорации Развития» у него сложились довольно теплые дружеские отношения с группами лоббистов от «Лукойла» и так называемой старосемейной группировкой Анатолия Чубайса. Источники, знакомые с Масловым, утверждают, что связи с Анатолием Чубайсом позволили ему попасть в Совет директоров компаний АО «АТС» и ОАО «ЦФР». Впрочем, в данный период его фамилия в упомянутых акционерных обществах не значится. 

У Сергея Маслова были дружеские отношения с Анатолием Чубайсом 

По словам источников, именно благодаря контактам с Чубайсом Маслов долго удерживался на плаву, а уголовные дела и прочие коррупционные скандалы удавалось аннулировать. К тому же Сергей Маслов умел распоряжаться средствами так, что любые махинации становились недоказуемыми и, попадая в поле зрения правоохранителей, он лишь отделывался легким испугом. Даже громкое дело, связанное с масштабными хищениями из банка «Народный кредит», не повлекло для него никакой уголовной ответственности. 

Некоторые открытые источники также указывают, что идеологом, лоббистом и «столичной крышей» проектов «Корпорации Развития» являлся Сергей Собянин. К слову, и Собянин, и Маслов — выходцы из структур «Лукойла». 

Известно, что интересы столичного мэра не ограничиваются Москвой. Его имя, как и названия аффилированных с ним и его многочисленными заместителями компаний, то и дело всплывают в разных регионах России. Не стал исключением и УрФО, к тому же в период 2001–2005 годов Сергей Собянин был губернатором Тюменской области. Поэтому вполне логично, что Маслов и Собянин сотрудничали на определенных условиях. 

Военно-морской бизнес

Впрочем, у «медали Маслова» есть и оборотная, относительно «неприкасаемая» сторона. Есть информация, что он был связан с поставками военных и гражданских грузов через пролив Босфор судами в Сирию. В октябре 2016 года эту информацию обнародовало швейцарское издание RTS, сообщившее, что приобретенное люксембургской компанией SVM Holding судно «Новороссийск» осуществило как минимум две поездки из Новороссийска в порт Тартус, где находится пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Сирии. Издание RTS утверждало, что к деятельности SVM Holding имел отношение «предприниматель Сергей Маслов, который занимается развитием промышленного проекта на Урале». 

Судно «Новороссийск», приобретенное холдингом SVM Holding 

СМИ сообщали, что якобы в мае 2014 года SVM Holding предоставил кредит в размере $12 млн либерийской компании Nexus Maritime Services Gmbh, контролируемой Россией, для покупки двух судов. В картотеке Арбитражного суда РФ имеются 12 дел с участием компании Nexus Maritime Services Gmbh, выступавшей ответчиком. В рамках одного из исков упоминаются принадлежащие ей суда «Новороссийск» (номер IMO 7822160) и «Севастополь» (номер IMO 7822184). В сентябре 2016 года «Новороссийск» и «Севастополь» были арестованы приставами ФССП России за долги по зарплате перед экипажами. Октябрьский райсуд Новороссийска и Гагаринский райсуд Севастополя рассмотрели иски членов экипажей этих судов и выдали исполнительные листы. Судно «Севастополь» было выставлено на продажу и продано за 278 млн рублей: долги по зарплате его экипажу погашены. А вот «Новороссийск» судебные приставы пока реализовать не смогли. Тем не менее на днях стало известно, что, в нарушение морского права, его готовят к выходу в море.

Что касается Сергея Маслова, то он мог заниматься морскими грузоперевозками не напрямую, а через своих партнеров. Так, известно, что соучредитель ООО «Инвест менеджмент групп», где Маслову принадлежит 25% акций, Искендер Агасалим оглы Халилов вместе с сыном Рахманом Искендером является совладельцем крупной компании по грузоперевозкам ООО «ИФР Транс». Помимо этого, гендиректором ООО «Инвест менеджмент групп» является Олег Абдулкаримов, владеющий 100% акций ООО «Танкер фрахт» — компании, занимающейся грузоперевозками с использованием судов зарубежного плавания.