Бывшая Сечина и Каширские роднички

Рыбаки-любители всей Камчатки, объединяйтесь!

Сайт Kamfishing.ru, объединивший тысячи рыбаков-любителей по всей Камчатке и не только, объявил о создании своей некоммерческой организации. Мы попросили представителя инициативной группы этой НКО Вячеслава Смородина подробнее рассказать о ее целях и задачах.

– Вячеслав, почему возникла идея создать такую организацию? Сколько человек она уже насчитывает?

– Этой идее не один год, но толчком к созданию организации стало то, что, прикрываясь мнением рыболовов-любителей, все чаще на всех уровнях стали выступать и вносить значимые для любителей поправки в нормативные документы коммерческие структуры, преследующие сугубо свои интересы, а никак не наши.

Основой для создания НКО стал рыболовный форум kamfishing.ru, число зарегистрированных пользователей которой приближается к четырем тысячам. Также большое количество интересующихся рыбаков со всей страны посещает форум без регистрации. В данный момент мы анонсировали создание НКО, начинается работа по приему новых членов.

Инициативная группа состоит из четырех человек. Председателем стала Юлия Александровна Егорова. Рыбачка, умница, мать двоих малышей. Но, как видите, сил и энергии у нее хватает и для общественной работы, и для самореализации в различных областях. С Дмитрием Андрусенко, отцом-основателем форума, читатели вашей газеты уже знакомы. Михаил Челнынцев – фанат рыбалки, который свою любовь к ней щедро раздает окружающим. Все ребята молодые, энергичные. Ну, а я к ним примазался, чтобы этой энергией питаться.

– Разве на Камчатке раньше не было организации, которая бы представляла интересы рыбаков-любителей? На ваш взгляд, краевое общество охотников и рыболовов эту функцию не выполняет?

– Если таковые и были, то нам об этом неизвестно. Брать в расчет краевое общество охотников и рыболовов не будем по ряду причин. Во-первых, слово «рыболовы» в названии общества стоит, по всей видимости, либо для массовки, либо по недоразумению. Чтобы это понять, достаточно перейти на сайт общества, на котором единственным мероприятием, относящимся к рыбалке, указано коммерческое предложение по организации таковой на угодьях в районе реки Налычева. На этом все. Не сочтите за антирекламу, но упомянутое общество объединяет в себе в значительной степени именно охотников. Сам я в нем не состою, и приходится приобретать путевки именно у них, поскольку они являются владельцами угодий. Во-вторых, я не знаю ни одной организации, которая бы объединяла интересы рыболовов-любителей и охотников, не преследуя при этом коммерческого интереса. В конечном счете все сводится к приобретению участков (охотничьих, рыболовных) и последующей реализации путевок на право добычи на них, а также к организации магазинов сопутствующих товаров.

– На Камчатке не вы одни выступаете от имени рыбаков-любителей. Есть и другие. Например, Александр Терещенко и Валентин Пинигин, которые недавно были на встрече с главой региона, Сергей Путилов, который пишет обращения в краевой Минрыбхоз. Вы, представители рыбацкого сообщества Камчатки, единая сила или несколько групп, каждая из которых преследует свои цели?

– И слава Богу, что мы не одиноки! Но, при всем уважении к Валентину Пинигину и Сергею Путилову как к специалистам и ветеранам рыбоохраны, они подают информацию в СМИ и во все инстанции с некоторым профессиональным уклоном и мыслят более глобальными категориями, чем мы, рыболовы-любители. Александр Терещенко – замечательный фотохудожник и рыбак, но как-то не довелось встречаться. В этом плане можно сказать, что мы разрознены. Но в своем отношении к природе, к ресурсам и социальной справедливости мы, как мне кажется, едины. По крайней мере, читая обращения Сергея Путилова к властям, я не нахожу никаких противоречий в целом.

– Среди целей и задач, которые заявлены вашей НКО, – содействие реализации и защите гражданских, экономических и социальных прав, свобод и интересов членов организации. Эти права нарушаются в сфере любительского рыболовства? Как вы можете содействовать их защите?

– Конечно же, нарушаются. В частности, такое право, как возможность получить от органов государственной власти информацию о состоянии водных биоресурсов и среды их обитания, водных объектах, на которых осуществляется любительское рыболовство, нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области любительского рыболовства, и другую информацию. Та информация, которой с нами делятся, не выдерживает никакой критики. Ежегодные «общественные» слушания материалов общих допустимых уловов проводятся в Елизово при практически полном зале, в котором никого, кроме сотрудников НИИ и Северо-восточного теруправления Росрыболовства (СВТУ), практически нет. Предварительно ознакомиться с материалами возможности нет, так как эти материалы в напечатанном виде в единственном экземпляре выкладываются в библиотеке Елизово без возможности скопировать их для детального изучения.

Рыболовы-любители стали заложниками сложившейся системы, в которой право на добычу на рыболовных участках они имеют лишь после выделения объемов. Тем не менее, ежегодно мы по два месяца и более ждем приказов из Москвы, чтобы ловить рыбу на излюбленных местах, отданных под рыболовные участки, в то время как рыба не ждет.

Часть проблем мы сможем решить путем организации нашего сообщества. Говорить об этом пока преждевременно. С нового года мы начнем действовать более сплоченно.

– Что ваша организация намерена сделать в первую очередь в интересах рыбаков-любителей?

– Для начала мы намерены добиться включения наших представителей в различного рода рабочие группы, на которых происходят обсуждения инициатив, связанных напрямую со спортивным и любительским рыболовством. И уж если не получится как-то влиять на принятие решений, то хотя бы своевременно информировать рыболовное сообщество о предстоящих изменениях. Мы подготовим письмо на имя главы региона с разъяснением нашей позиции. Потому что, согласитесь, не смешно, когда от имени армии рыболовов-любителей позицию озвучивает малый предприниматель со штатом в шесть человек, цели которого прямо противоположны нашим.

– Вы намерены добиваться каких-либо решений от руководства края, местного управления Росрыболовства и других ведомств?

– Наивно надеяться, что к нашим просьбам – и тем более требованиям – кто-то будет прислушиваться напрямую. Мы уже имеем отрицательный опыт. Для того, чтобы хоть как-то влиять на ситуацию, мы уже входили в состав общественного совета при СВТУ. Именно после того, как мы стали задавать «неудобные» вопросы, тогдашний руководитель СВТУ Христенко предпочел разогнать общественный совет и на его руинах создал так называемый «экспертный», который собрался в прежнем составе за исключением нас – и, собравшись дважды, благополучно развалился.

Единственный, пожалуй, положительный опыт сотрудничества был весной этого года, когда нас пригласило руководство СВТУ для участия в селекторном совещании по проблеме регистрации сетных орудий лова. На этом все! После этого селектора с помощью специалистов СВТУ мы разработали рекомендации для рыболовов-любителей, которые использовались впоследствии нашими коллегами от Чукотки до Сахалина.

Естественно, мы будем планомерно стучаться в закрытые двери и, как говорится, «по Уставу» (то есть в рамках существующего законодательства) защищать свои права на доступ к водоемам, на свободную рыбалку, на доступ к информации. Постараемся также консолидироваться с небезразличными земляками в вопросах участия в краевых мероприятиях, влияющих на состояние запасов и на принятие решений по спортивному и любительскому рыболовству.

Кроме этого, в случае если мы останемся неуслышанными, постараемся донести наше мнение путем привлечения надзирающих органов.

Надеемся, что о нашем существовании узнают и соизволят поинтересоваться нашим мнением. На данный момент учитываются интересы только промышленного сектора.

– Вы читали новость о совещании, которое провел врио губернатора края по организации спортивного и любительского рыболовства? Считаете ли вы предложения, прозвучавшие там, полезными?

– Я вам больше скажу. Мы знали о предстоящем совещании и даже пытались на него попасть. Я писал врио губернатора в директ с просьбой выслушать и нашу позицию. Нам было отказано под предлогом того, что это заседание закрытое, и врио губернатора на нем будет лишь с ознакомительными целями. Как видим, все оказалось несколько иначе. Тем не менее, вся закрытость этого совещания не помешала пригласить на него все тех же представителей-организаторов спортивного и любительского рыболовства и выслушать их позицию. И даже впоследствии принять решение о «механизме заблаговременного сбора заявок от рыбаков, распределении путевок совместно с Союзом спортивного и любительского рыболовства». Считаю необходимым напомнить о том, что данный союз был создан из «счастливчиков», которым в 2008 году довелось ухватить рыбопромысловые участки. И на этих участках в соответствии с правилами рыболовства нам необходимо рыбачить только после приобретения путевок у тех же «счастливчиков».

Я уж не знаю, сколько раз нужно повторить, что мы, рыболовы-любители, не давали никаких прав предпринимателям говорить от имени нашего сообщества. Тем более, что, мягко говоря, уважения у нас к ним никакого нет. Этот год, как лакмусовая бумажка, в очередной раз показал все проблемы, связанные с организацией любительского рыболовства. Это и браконьерство под прикрытием некоторых фирм-организаторов, и легализация незаконных уловов за счет путевок, и скоропостижное закрытие сезона за трое суток из-за отсутствия путевок на реке Большая. Плюс ко всему – нежелание некоторых из них работать «из-за низкой востребованности». Уже пять лет назад один из представителей рыболовного турбизнеса нам в открытую заявлял, что из-за малого объема рыбы мы не увидим путевок. И все это для того, чтобы его бизнес не рухнул?

Уже ни для кого не секрет, что эти объемы, выделяемые владельцам рыболовных участков, нередко являются основой для коррупции и преступной деятельности. Судите сами – никто из рыболовов не покупал путевки и не рыбачил на удебные орудия лова в таких местах, как озеро Большое. На рыболовных участках на реке Быстрая протяженностью 175 км от устья также никто путевки не приобретал по двум причинам. Первая – мало кто знает, что там есть участки. Вторая – никто не знает, где продаются эти путевки. Кроме как у четырех владельцев участков на реке Большая, остальным организаторам рыболовных туров взять путевки не у кого. То есть остальной туристический бизнес находится в зависимости от настроения и планов этой четверки на свой бизнес?

О чавыче. Из 12 443 кг чавычи, выделенной для спортивного и любительского рыболовства в реках Камчатско-Курильской подзоны в 2020 году, условно доступными стали только 4 340 кг, или 34,8%. Условно доступными я называю те рыболовные участки, до которых может добраться основная часть рыболовов-любителей. Остальные участки, даже если и существует такая возможность, ориентированы на солидного клиента, который в состоянии выложить серьезные деньги за трофейную рыбалку. Поэтому владельцы рыболовных участков всякую «шелупонь» видеть у себя не хотят. В глаза, конечно, этого не скажут, но ценами на свои услуги отпугнут.

Вернемся к совещанию. На нем было озвучено, что увеличение объемов для любительской рыбалки произойдет за счет уменьшения доли, предназначенной для научных исследований. Но ведь в текущем году для науки в Камчатско-Курильской подзоне было выделено 6,25 тонн чавычи, на воспроизводство – 3,307 тонн. Предположим, что у науки заберут половину, то есть 3 тонны, и что это даст? Вместо трех дней рыбалки будет шесть? Нет, конечно. Весь выделенный объем в первые два дня будет на рынках города.

Процитирую врио министра рыбного хозяйства Камчатского края Андрея Здетоветского: «Прежде всего, надо повысить контроль за организацией выдачи и учета путевок, а также соответствия фактического вылова разрешенному». Нельзя повысить то, чего не существует! Мы неоднократно обращались за информацией о количестве проданных путевок, но нам все время говорили и в министерстве, и в СВТУ, что ведением учета реализуемых путевок они не занимаются. Больше скажу – никто не знает, сколько бланков путевок напечатано. Тем не менее, организаторы платят не больше ставок, предусмотренных налоговым кодексом, за выделенные объемы. Поэтому считаю – говорить о полезности предложений рано. Весь вопрос – для кого они полезны? Для рыболовов-любителей или владельцев рыболовных участков? И, кроме всего прочего, мы не знаем всех предложений, которые там были озвучены. Также мы не знаем, кто их озвучивал и с какой целью.

– История знает пример, когда рыбаки-любители по всей стране выразили недовольство. Это был 2011 год, когда их обязали покупать у частных пользователей рыболовных участков услуги (точнее, одну услугу в виде путевки). Сам Президент тогда сказал по поводу этих новаций: «На фига вообще это все нужно было делать?» Почему тогда протест сошел на нет?

– Проблему просто замылили. Несколько лет правительство отмахивалось тем, что разрабатывает закон о любительском рыболовстве, который вот-вот будет отшлифован и решит все проблемы рыболовов. Это был классический прием чиновников. Наиболее активные организаторы протестного движения попросту устали и, поняв, что ждать нечего, отошли от дел и коротают дни в тишине у реки с удочкой в руках. Большая часть рыболовов еще более разуверилась в способности и желании руководства разобраться в данной проблематике. Да что уж говорить про рыбаков, если огромное количество инспекторов рыбоохраны ушло в частный бизнес, поняв, что никто не собирается по достоинству оплачивать их труд.

И все равно ежегодно в, если так можно выразиться, «стоячую воду» рыболовного сообщества вливается свежая кровь из активных людей, которые задаются все теми же вопросами, что и мы ранее. Поэтому на месте правительства я бы не расслаблялся.

Вопросы задавал Кирилл МАРЕНИН

Источник информации: http://rybak.kam-kray.ru/news/2422-rybaki-lyubiteli-vsei-kamchatki-obedinjaites.html