Ильдару Халикову не помешала бы порка

Голикова вытаскивает Шилова из бюджетных схем

Как сообщает корреспондент The Moscow Post, столичная «Мединвестгрупп» Виктора Харитонина станет инвестором центра позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) в Новосибирске. Проект этот ей передает «Европейский медицинский центр» Игоря Шилова, долю в которой также имеет «Мединвестгрупп». Все это очень похоже на то, что Шилова, который уже несколько лет не живет в России, «выдавливают» с рынка. При том делает это бизнесмен, который вхож в ближний круг экс-министра здравоохранения а ныне вице-премьера Татьяны Голиковой. Уж не с ее ли помощью бизнес могут «прибрать к рукам»?

Строительством ПЭТ-центра занималось ООО «Топатомклиник», подконтрольное ЕМС. Причиной для выхода последней стало якобы желание сконцентрироваться на работе в Москве и Московской области. Однако сразу поползли слухи, что компания уходит не просто так — еще бы, ведь в проект, поговаривали, планировали вложить аж 16 млн евро. Зачем отказываться от солидных сумм?

При том что «Топатомклиник» деньги очевидно нужны: при нулевой выручке у нее убытков на 386 тысяч рублей. Да и в фирме работает ноль сотрудников. Создается впечатление, что контору лишили просто «слить». Возможно ли, что это пытаются провернуть в чьих-то интересах?

ЕМС контролирует Игорь Шилов, который уехал из России и не управляет компанией, но продолжает быть ее совладельцем. В свое время он хорошо заработал на госзаказах в столичные медучреждения, помогал ему в этом тогдашний министр здравоохранения Москвы Леонид Печатников. Имелись у предпринимателя и более солидные связи: к нему в клинику наведывался сам столичный градоначальник Сергей Собянин со своим замом Ольгой Голодец, которая позднее стала зампредом правительства РФ.

При этом предприниматель якобы пытался навести порядок на рынке, начав поставлять оборудования государству по рыночным ценам. Как он говорил «Ведомостям», бюджетным учреждениям завышали цены в два, а то и в три раза. Но работа с госзакупками предпринимателя быстро разочаровала: хлопот много, выручка не впечатляет, так еще и репутация пострадала, ведь часто фирмы, сидящие на господрядах, злопыхатели подозревают в банальном воровстве.

Сейчас ЕМС выглядит действительно «лакомым» активом: прибыль составляет 5,5 млрд рублей, компания является излюбленным поставщиком столичного департамента здравоохранения. У предприятия много активов — например, в 2017 году оно стало единственным собственником компании «Роддом XXI», управляющей «Роддомом на улице Правды».

Вот только не все так радужно в других структурах ЕМС. Согласно «Руспрофайлу», «Емс-Холдко» имеет убытков на 703 тысячи рублей при нулевой выручке, в компании работает ноль сотрудников. В учредителях числится две кипрские фирмы — ХАЛЕРИЯ ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД и ЮНАЙТЕД МЕДИКАЛ ГРУП КИ ЛИМИТЕД. На каждую из них записано по три фирмы и все они сидят в «минусах». Уж не потому ли, что денежки из них могут вполне легально оседать на иностранных счетах?

Вовремя сообразил

Ходят слухи, что контроль над ЕМС намерен получить Виктор Харитонин, который разбогател на госконтрактах его «Фармстандарту». Успех бизнесмена связывают с госпожой Голиковой — она состоит в браке с Виктором Христенко, бывшим министром Минпромэнерго (сейчас — Минпромторг). Как сообщал «Царьград», экс-заместители Христенко Андрей Реус и Андрей Дементьев очень давно дружат с Виктором Харитониным.

И, похоже, последний уже начал делать первые шаги в ЕМС. ГК «Мединвестгрупп» в начале прошлого года приобрела 27,78% акций «Европейского медицинского центра» у фонда Baring Vostok, остальные акции остаются у Шилова. Как судачили недоброжелатели, Харитонин сумел провернуть сделку, воспользовавшись корпоративными неурядицами в фонде (сейчас основателя Baring Vostok Майкла Калви обвиняют в растрате 2,5 млрд рублей). Вот Харитонин и «поскреб» по сусекам, да нашел средства для выкупа акций ЕМС.

При том, кажется, именно скреб — если посмотреть на активы бизнесмена, денег у него нет. Так, «Мединвестгрупп» имеет нулевую выручку и прибыль в минус 20 млн рублей. 

Так может за акции ЕМС заплатили дочерние структуры компании, коих насчитывается аж 48? Вот только если даже быстро пробежаться по их финансовым показателям, то становиться ясно, что и у «дочек» нет средств. Так, ООО «Пэт-Технолоджи Балашиха» убытков на 78 млн рублей, у ООО «Пэтскан» — на 44 млн, у ООО «КПЦ «Ударник» — на 119 млн, у ООО «Мультимед-СМ» — на 5,2 млн.

Кажется, понятно, где могут «оседать» средства. Господину Харитонину также принадлежит АО «Фармстандарт», которое на 100% принадлежит кипрской ОГМЕНТ ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД. Так что деньги из структур бизнесмена могут вполне легально «утекать» за бугор?

При этом «Фармстандарт» хорошо зарабатывает на господрядах: их у нее, внимание, на 306 млрд рублей! Сумма выглядит просто астрономической. И на этом фоне появляется еще больше вопросов — куда деваются столь солидные суммы? Не могли же их просто «потерять»!

117,5 млрд фирме принесло сотрудничество с Минздравом РФ. Причем свести частную фирму с ведомством могла лично Голикова. В свое время последняя даже получила прозвище «Мадам Арбидол». Благодаря мощному пиару в том числе лично от экс-министра в сознании многих «Арбидол» стал главным средством от гриппа и ОРВИ, хотя не имеет доказанной эффективности в этом плане. А «Арбидол» выпускает как раз-таки «Фармстандарт».

Позднее оказалось, что «Арбидол» помогает и при COVID-19. Это следует из методички рекомендаций Минздрава, в которой прописано лечение от нового вируса, пишет «Царьград». Однако препарат там записан под названием «Умифеновир». Видимо, чтобы не привлекать лишнего внимания?

Недавно Харитонин уже расширил сферу влияния — приобрел убыточный ООО «Пэтскан» и получил циклотронно-радиохимический комплекс для производства радиофармпрепаратов, два действующих ПЭТ/КТ-сканера в Ставрополе, три строящихся в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Владикавказе центра ядерной медицины. При этом работать будущие центры будут под брендом «ПЭТ-Технолоджи», связанным с бизнесменом Алексеем Царьковым. Последний был замечен в реализации сомнительных бизнес-схем, срыве договоров, а также славится своей закредитованностью. Об этом ранее подробно рассказывал The Moscow Post. Что сказать, интересный партнер у господина Харитонина!

А в 2014 году Харитонин получил мажоритарный пакет Biocad. Поговаривают, что “империю” строить ему помогает и глава «Ростеха» Сергей Чемезов. Последний держит под контролем «Нацимбио» – холдинг, специализирующийся на производстве дженериков. При этом «Нацимбио» приобретает препараты у “Фармстандарта”! То есть Харитонин и здесь впереди планеты всей?

Общительная вице-премьер

В таком случае, приобретение доли в ЕМС могло также происходить в интересах вице-премьера. Видимо, друзьям Голиковой стало тесно на фармакологическом рынке и теперь они решили податься в другие отрасли здравоохранения. А вице-премьер может быть заинтересована в успехе товарищей рублем?

А «фарму» Голикова, похоже, могла освоить по полной. Так, она внедрила в отрасль своего пасынка Владимира Христенко — ранее он работал у Харитонина в «Фармстандарте», а потом возглавил «Нанолек». Последняя совместно с Роснано планировала занять 25% рынка препарата «Атазанавир» (используется в терапии ВИЧ-инфицированных). При этом свой аналог этого лекарства есть… у «Фармстандарта»! Мог ли Христенко-младший просто взять технологии оттуда, чтобы потом зарабатывать на препарате самому? Выпускает бизнесмен и аналог лекарства от гемофилии «Адвейт».

Выходит, скоро полки аптек могут заполнить аналоги? Но насколько они будут эффективны? Зная любовь Голиковой к «фуфломицинам», ничего хорошего уже не ждешь. Да и стоить, наверняка, аналоги будут не сильно дешевле оригиналов.

Недавно стало известно, что сразу 7 лекарств для лечения онкологии регистрирует «Промомед» Петра Белого. А ведь ходили слухи, что бизнесмен может «кормить» граждан препаратами, произведенными из контрафактного сырья, о чем ранее подробно писал The Moscow Post. Но несмотря на это Белый занимает все новые ниши — «спасибо» надо сказать госпоже Голиковой?

Еще один бизнесмен, которому приписывают дружбу с Голиковой — это Алексей Репик, контролирующий АО «Р-Фарм», которая, к слову, тоже получает миллиарды от Минздрава. По информации РБК, в 2018 году фирму подозревали в сговоре с министерством и незаконном получении господрядов. Но это ни капли не помешало компании Репика выиграть во всех тендерах на препарат для пациентов с ВИЧ. Антимонопольщики так и не смог доказать наличие сговора.

Сейчас же, судя по всему, Голикова и Ко присматривается к компании господина Шилова. Последний находится за бугром, а значит в его отсутствие можно легко «прибрать к рукам» эту компанию. Отдаст ли он ее подобру-поздорову, если стоит ожидать громких разбирательств?