Ильдару Халикову не помешала бы порка

Хабиров зачищает рынок от башкирских застройщиков

После назначения руководителем Республики Башкортостан Радия Хабирова в октябре 2018 года прошло, казалось бы, совсем немного времени. Но эти не полных два с половиной года ознаменовались скандалами, получившими такой резонанс, что в разрешение конфликтов пришлось вмешаться даже российскому президенту. Впрочем, события вокруг горы Куштау и «Башкирской содовой компании», о которых написано очень много с разных точек зрения, мы рассматривать сейчас не будем. Хотя до окончательного урегулирования всех разногласий, на наш взгляд, ещё далеко. Если оно вообще возможно.

Соринка чужом глазу

Начиная с лета 2020 года по нарастающей в Башкортостане и, особенно, в его столице городе Уфе, разгорается острый конфликт на строительном рынке. Суть его, на наш взгляд, состоит в том, что республиканские власти, используя административный ресурс, стремятся отобрать все лакомые куски у башкирских застройщиков и передать их в руки других строительных компаний. Пусть некоторые из них и не имеют отношения к Башкирии, но, видимо, подконтрольны её нынешним властям. В частности, называются компании «Садовое кольцо», «Гранель», «Самолёт» и другие. Это подтверждает, в частности, то, что строительная компания «Садовое кольцо» получила без торгов под застройку в Уфе лесной массив с таинственным названием «Кошкин лес», расположенный в микрорайоне Глумилино. Хотя по данному факту на имя Радия Хабирова выносило представление башкирское Управление ФСБ, по всей видимости, оно было проигнорировано. Или строительство Центра управления республикой, отданное без обсуждений и конкурса, компании «ПроектСтройКомплекс», которая уже «отметилась» строительством, опять же, без какого-либо хотя бы формального соперничества, двух ковидных госпиталей под Уфой и Стерлитамаком за более чем 5 млрд. рублей. В то же время УФАС по Республике Башкортостан эти «недоразумения», должно быть, совсем не интересуют.

Катализатором резкого обострения этого конфликта послужила безвременная кончина в конце октября прошлого года бывшего уфимского градоначальника Ульфата Мустафина. Это трагическое событие позволило республиканским властям благополучно «забыть» обо всех соглашениях с крупнейшими городскими застройщиками, которые попали под жёсткий «пресс» хабировской администрации. Глава Республики Радий Хабиров, как всегда, очень эмоционально и темпераментно, отвечая на многочисленные жалобы жителей столицы Башкортостана, метал громы и молнии в адрес городских строителей, изображая их, в своих многочисленных выступлениях, разве что не «врагами народа».

Как-то на одном из совещаний Хабиров заявил, что «стройку остановить я не могу, придумайте процедуры Ринат Рашидович (Баширов), но я в рамках всех своих, копыт, мозгов, рогов, всего, что у меня есть, сделаю так, что там строить не будут». Или в первый же день весны Радий Хабиров отметился тем, что поручил мэру Уфы Сергею Грекову приостановить очередную стройку без всяких веских оснований. Запретить и всё!

Хабировым был создан Градостроительный совет республики, фактически отобравший, в нарушение закона 131-ФЗ от 06.10.2003 года, все полномочия в области градостроения и архитектуры у муниципальных образований в республиканскую администрацию, взяв под контроль эту деятельность для «реализации единой концепции во всех муниципалитетах». Такое стремление республиканских властей навести порядок в области жилищного строительства в городе Уфе, пусть и в нарушение закона (в конце концов, не федералам же жить на башкирской земле), уфимцам можно бы только приветствовать.

Встречаясь с владельцами и руководителями строительных компаний, Ринат Баширов и его доверенные лица занимаются «выкручиванием рук», принуждая их, где с помощью уговоров, порой граничащих с угрозами, забирать иски из судов, ссылаясь на позицию поддержки руководства республики правоохранительными органами. Мол, в случае нелояльного поведения, эти органы готовы обратить на «несогласных» очень пристальное внимание под призмой уголовного кодекса

Но, чем дальше мы пытаемся разобраться в этой, может быть и справедливой, реакцией на возмущение некоторых горожан весьма бестолковой, по их мнению, застройкой в столице республики, тем большие сомнения закрадываются, что за этим скрывается что-то ещё, помимо завоевания признательности электората. Уж не то ли, что, потеряв очки в конфликте жителей Башкортостана с «Башкирской содовой компанией» на горе Куштау, власти, используя, по сути, популистские методы, пробуют применить старое доброе средство для повышения своей популярности, по принципу «царь – хороший, бояре – плохие», сейчас мы их публично накажем, и все заживут долго и счастливо. Опричнина какая-то получается, право слово, как в старые добрые времена – «худым» боярам головы сечь, а добро их «добрым» боярам раздавать.

В результате строительство многочисленных объектов остановлено на неопределённый срок, застройщики несут большие убытки, а перспективы получения жилья участниками долевого строительства стали весьма туманными. Как сообщал информационный портал «Про Уфу», из 7000 горожан, вошедших в реестр дольщиков, сегодня долгожданное жилье получили лишь 1500. Так что же происходит с участниками долевого строительства тех домов, возведение которых решением республиканских властей остановлено? В различных письмах и обращениях к Главе Башкортостана задаются вопросы, ответы на которые дольщикам, видимо, некто давать не хочет.

Одновременно застройщики начали подавать иски в суды на предмет возмещения огромных убытков от решений республиканских властей. Мгновенно в действие вступила «тяжёлая артиллерия» в лице первого заместителя руководителя администрации Главы республики Рината Баширова. Встречаясь с владельцами и руководителями строительных компаний, Ринат Рашидович и его доверенные лица занимаются, в буквальном смысле слова, «выкручиванием рук», принуждая их, где с помощью уговоров, порой граничащих с угрозами, забирать иски из судов, ссылаясь на позицию поддержки руководства республики правоохранительными органами, в частности, республиканской прокуратурой. Мол, в случае нелояльного поведения, эти органы готовы обратить на «несогласных» очень пристальное внимание под призмой уголовного кодекса.

Правоохранители проявляют неподдельный интерес к высокопоставленным деятелям именно республиканского руководства. Например, буквально на днях, был задержан вице-премьер республиканского правительства Борис Беляев. Чуть ранее следственные действия проводились в отношении министра строительства и архитектуры республики Рамзиля Кучарбаева, находящимся ныне под арестом. До таких сомнительных действий властей, как продажа Худолазского месторождения, ситуаций с добычей в республике меди и золота, руки закона пока ещё, видимо, не дошли

Налицо то, что можно расценить, как «шантаж», хотя события последних дней показывают обратное: правоохранители проявляют неподдельный интерес к высокопоставленным деятелям именно республиканского руководства. Например, буквально на днях, был задержан вице-премьер республиканского правительства Борис Беляев. Чуть ранее следственные действия проводились в отношении министра строительства и архитектуры республики Рамзиля Кучарбаева, находящегося ныне под арестом. До таких сомнительных действий властей, как продажа Худолазского месторождения, ситуаций с добычей в республике меди и золота, руки закона пока ещё, видимо, не дошли. Поистине, как говорится, «в чужом глазу соринку видим, а в своём и бревна не замечаем».

Колхоз – дело добровольное

В середине февраля было принято решение о создании «Ассоциации застройщиков Республики Башкортостан». Дело это, в первом впечатлении, благородное. Как сказал премьер-министр правительства Башкортостана Андрей Назаров, «она должна стать площадкой для диалога между участниками рынка и государством. На ней будут обсуждаться проблемы отрасли с участием строителей и чиновников, принимающих стратегические решения в этой сфере. Два основных преимущества такой «площадки» – это то, что мы получим быструю коммуникацию между застройщиками и государством и возможность оперативного принятия стратегических решений». Председателем Ассоциации, как сообщил портал «Про Уфу», станет Марат Латыпов, а исполнительным директором – Адель Сайфуллина. Как отмечается в этой же информации, «сами бизнесмены отнеслись к кандидатуре Сайфуллиной более чем скептически». Есть вопросы и к Марату Латыпову. Он известен тем, что является бенефициаром компании «Дортрансстрой», которая принадлежит, через цепочку юридических лиц (УК «Бизнес-Вектор», «Уфаарендагрупп») кипрской фирме «Ерманиер лимитед». В 2019 году «Дортрансстрой» получил контракт на реконструкцию улицы Комсомольская, который должен закончить в ноябре 2021 года, однако уже сейчас заявлено, что к сроку доделать улицу никак не получится. Ай-ай-ай, неужели причину нужно искать в Никосии? Или, всё-таки, в Уфе?

Можно было бы не сомневаться в результатах административного давления на университеты, да только время выбрано крайне неудачное. На фоне январских протестов будоражить высшие учебные заведения, рискуя получить выход студентов на улицу в защиту не какого-то там далёкого «берлинского пациента», а своих родных альма-матер, по крайней мере, неразумно

При внимательном изучении устава этой Ассоциации (имеется в редакции) возникает множество вопросов. Содержащиеся в нём пункты, описывающие источники формирования имущества, порядок уплаты вступительных и членских взносов, добровольные имущественные взносы и пожертвования, процедуру выхода и исключения из членов Ассоциации, создают впечатление, что, поскольку Ассоциация создаётся республиканскими властями, члены её будут вынуждены «плясать под их дудку». И выплачивать взносы (обязательные, целевые и «добровольные») ими, этими же властями, установленные. В случае же несогласия, выгонят из Ассоциации вон, в результате чего логично последует лишение возможности вообще заниматься каким-либо строительством. На наш взгляд, действия башкирских властей вступают в противоречие, как минимум, с двумя законами Российской Федерации: № 315-ФЗ от 01.12.2007 года «О саморегулируемых организациях» и № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции». Впрочем, когда на кону стоят большие деньги, к сожалению, в нашей стране соблюдение законов отодвигается на второй план.

Вспоминается старая антисоветская поговорка – «колхоз – дело добровольное, хочешь – вступай, не хочешь – корову отнимем».

Впрочем, федеральные органы наверняка обратят внимание на действия башкирских властей, на предмет их соответствия действующему законодательству.

Земли много не бывает

Объёмы происходящего сейчас «отжатия» земельных участков под застройку у крупнейших уфимских операторов рынка в пользу подконтрольных компаний, должно быть, республиканское руководство уже не устраивают. Но руководство на то и руководство, чтобы периодически генерировать «гениальные» идеи. Хотите найти землю в черте города? Да, пожалуйста! И сразу становится ясна истинная цель анонсированного Радием Хабировым объединения Башкирского государственного университета и Уфимского государственного авиационного технического университета. Не будем подробно расписывать все имеющиеся в этих ВУЗах имущественные комплексы. Они, в масштабах Уфы, огромны. Один только студенческий городок из 9 общежитий УГАТУ на улицах 8 марта и Мингажева занимает целый квартал. Это же «золотое дно», причём в центре города.

Глава Республики, отстаивая идею объединения ВУЗов, кстати, не поддержанную Министерством образования РФ, очень сильно обидел многих учёных, преподавателей и студентов, выступающих против этой затеи, в том числе и первого президента Башкортостана Муртазу Рахимова, назвав их «узколобыми людьми». А они всего лишь «раскусили» истинные замыслы Хабирова, поняв, что все его слова о целесообразности, эффективности и водопаде денег, который обрушится на башкирскую науку, явно, не стоят ломаного гроша.

И снова в ход была запущена «тяжёлая артиллерия». На этот раз, в лице руководителя администрации Главы республики, Александра Сидякина. Давление, оказываемое им на ректоров Николая Морозкина и Сергея Новикова, учёные советы и ВУЗовскую общественность беспрецедентно. Сидякин вынуждает их совершить форменное харакири в виде вынесения «добровольного» намерения объединения университетов. Причём, как мы предполагаем, «обработка» вузовских администраций ведётся со ссылкой на Указание Президента Российской Федерации № ПР-1381 от 07.09.2019 года «О рассмотрении обращения временно исполняющего обязанности Главы Республики Башкортостан Р.Ф.Хабирова о поддержке создания в Уфе федерального университета и строительства межвузовского студенческого кампуса» и письмо президенту от Андрея Фурсенко от 04.09.2019 года. К тому же, в пользу объединения, похоже, используется формулировка «создание федерального университета». Но, в письме Фурсенко, которым размахивают «объединители», чёрным по белому написано, что «формирование сети федеральных университетов завершено. В 2010 году в Приволжском федеральном округе был создан Казанский (Приволжский) федеральный университет, создание на территории округа ещё одного федерального университета нецелесообразно. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации также не поддерживает создание второго федерального университета в Приволжском федеральном округе». То есть, переводя с чиновничьего на русский язык, это означает, что ожидать увеличения финансирования объединённых университетов не приходится.

Сейчас годовое финансирование БГУ составляет более трёх, а УГАТУ – двух с половиной миллиардов рублей. Не выйдет ли так, что, в результате, финансы «объединёнки» будут меньше, чем совокупные сегодняшние затраты?

Кроме этого, насколько нам известно, Указание Президента Российской Федерации № ПР-1381 от 07.09.2019 года уже снято с контроля «в связи с отсутствием». Что это означает, непонятно, но факт остаётся фактом и действующего указания президента, которым бравируют агитаторы вузовского объединения, в настоящее время нет.

Можно было бы не сомневаться в результатах административного давления на университеты, да только время выбрано крайне неудачное. На фоне январских протестов будоражить высшие учебные заведения, рискуя получить выход студентов на улицу в защиту не какого-то там далёкого «берлинского пациента», а своих родных альма-матер, по крайней мере, неразумно.

Объяснить, почему башкирская верхушка совершает довольно неоднозначные действия, не смотря на постоянно возникающие коррупционные скандалы, выливающиеся в аресты очень высокопоставленных чиновников, на наш взгляд, несложно. Понимая, что находиться у руля в республике им остаётся всё меньше и меньше, им приходится крутиться в режиме цейтнота. Иначе перекроить строительный рынок в свою пользу можно просто не успеть. На что-то иное, кроме осуществления агрессивных и решительных мер, похоже, у республиканских властей времени совсем немного

Подливает масла в огонь и будто бы имевшая место ссора на борту самолёта по пути из Москвы Радия Хабирова с руководителем своей администрации Александром Сидякиным, где им не удалось получить поддержку министра образования РФ Валерия Фалькова. Злые языки на различных телеграмм-каналах даже утверждают, что это была «публичная пьяная стычка».

Вопросов, накопившихся у жителей республики к её руководству очень много. Взять, хотя бы, вопрос республиканских междугородних пассажирских перевозок, который «Версия» поднимала в публикации «Куда поедет башкирский автобус?». Редакция даже получила весьма оптимистические ответы чиновников о том, как они денно и нощно работают над тем, чтобы жители Башкирии перемещались быстро и комфортно. Прошёл почти год. Нелегальных перевозчиков вроде бы убрали, а официальных на башкирских дорогах так и не появилось. В итоге людям, особенно работающим в крупных городах, приходится помногу километров ходить пешком, что, очевидно, не добавляет «козырей» башкирским властям.

Ситуация, о которой сказал совсем недавно Глава Башкортостана Радий Хабиров – «запасаемся попкорном и ждём дальнейшего развития событий», сейчас уже никого не устраивает. Объяснить, почему башкирская верхушка совершает довольно неоднозначные действия, не смотря на постоянно возникающие коррупционные скандалы, выливающиеся в аресты очень высокопоставленных чиновников, на наш взгляд, несложно. Понимая, что находиться у руля в республике им остаётся всё меньше и меньше, им приходится крутиться в режиме цейтнота. Иначе перекроить строительный рынок в свою пользу можно просто не успеть. На что-то иное, кроме осуществления агрессивных и решительных мер, похоже, у республиканских властей времени уже не хватит.