Максим Ченгаев

Fix Price: пирамида жадности от Сергея Ломакина

Совладельцы сети магазинов фиксированных цен Fix Price Артем Хачатрян и Сергей Ломакин стали миллиардерами после выхода компании на IPO. Состояние каждого из них оценивается в $3,4 млрд. Размещение к Fix Price стало одним из самых удачных за последнее время, бумаги будут размещены по верхней границе ценового диапазона, сделка станет крупнейшим российским IPO с 2012 года. Артем Хачатрян и Сергей Ломакин с разной степенью успешности создали и продали уже несколько бизнесов, в основном в эконом-сегменте. Последний проект, в котором они участвовали, «Центробувь» едва не стоил Ломакину свободы, будущий резидент списка Forbes какое-то время провел в статусе разыскиваемого преступника, но дело обошлось, а та же самая схема, которая похоронила «Центробувь», сработала в случае с Fix Price.

Копейка к копейке

В 1998 году Артем Хачатрян и Сергей Ломакин вместе с партнерами создают один из первых в России дискаунтеров «Копейка». На ней обкатывалась новая бизнес-модель с ориентиром на жесткое централизованное управление с внедрением централизованной информационной системы, которую партнеры будут позднее использовать во всех своих проектах. В 2007 году Ломакин и Хачатрян продали свою долю (20%) финансовой корпорации «Уралсиб» Николая Цветкова за $220 млн. В 2010 году «Копейку» купила X5 Retail Group, сейчас эти магазины работают под брендом «Пятерочка».

Хачатрян и Ломакин неплохо заработали и были готовы к новым подвигам, проблема была в том, что предусмотрительный Цветков перед сделкой заставил их подписать non compete. Бизнесмены могли инвестировать в розничную торговлю, лишь если их доля в операторе сети не превышает 25%. В 2007 году Хачатрян и Ломакин стали владельцами 25% акций сети «Монетка», в том же 2007 году они создали Fix Price, в 2008 году стали соинвесторами сети магазинов одежды «Модис».

Обуть инвесторов

В 2009 году Хачатрян и Ломакин повстречали другую пару бизнес-партнёров Анатолия Гуревича и Дмитрия Светлова, развивавших обувного ритейлера эконом-класса «Центробувь». На тот момент сеть выросла до 300 магазинов и ее владельцы не очень понимали, что им делать дальше. Рецепт, предложенный Сергеем Ломакиным, был предельно прост. «Модель компании с приходом Ломакина стала напоминать пирамиду, которую нужно было быстро возвести с постоянным привлечением заемных средств, а после продать иностранным инвесторам», — жаловался потом один из знакомых Гуревича.

Впервые о выходе на IPO «Центробувь» заявила зимой 2011 года. На тот момент компанию оценивали более чем в $1,5 млрд. Выход на биржу несколько раз откладывался, при этом на реализацию плана Ломакина были нужны все новые деньги. Долг кампании вырос 7,5 раз — с $74,2 млн в 2008 году до $560 млн в 2013-м. Рост курсовой стоимости доллара в конце 2014 года резко ухудшил ситуацию, фактически удвоив обязательства «Центробуви».

Далее началась достаточно длительная операция по спасению компании. В том числе Ломакин предлагал участвовать в ней основателю Kari Игорю Яковлеву и совладельцу «Юлмарта» Дмитрию Костыгину. Последний затем в ходе акционерной война фактичекски за пару лет уничтожил некогда самый дорогой бренд на российском рынке e-commerce. Как бы то ни было, крайним решили сделать Сергея Ломакина. Весной 2016 года крупнейший кредитор «Центробуви» — Газпромбанк обратился в МВД. Ломакина объявили в федеральный розыск. Правда топ-менеджер ни от кого особо не скрывался и продолжал работать в России, а следователи просто «не смогли найти» его по месту прописки. В конечном счете сторонам удалось договориться, «Центробувь» обанкротили, часть долгов раздали, а дело закрыли.

Так или иначе, Fix Price фактически повторяет рецепт, не слишком удачно опробованный на обувном бизнесе – агрессивный рост, а затем продажа. Например, буквально за пару дней до выхода на биржу компания пообещала инвесторам начать массированную экспансию на рынки СНГ, увеличив присутствие в этих странах в 12 раз. Как сказали бы на тренингах «Бизнес Молодости», главное – пытаться, рано или поздно что-то получится.