Хакасией рулят коммунисты и воры

Хакасию называют «красной» из-за коммуниста Коновалова, ставшего губернатором в 2018-м. В реальности она почернела — из-за власти уголовного элемента. Сегодняшний ее день — это развод московских лохов: деньги, выделенные республике по нацпроектам «Демография» и «Здравоохранение», осваивают судимые — по два, по три раза и по десять. И над всем этим неуловимо — дым «тувинки». Конопли, попадающей из-за перевалов в большой мир как раз через Хакасию. И сбыт травы, и борьба с ее сбытом — диалектика — дали дорогу к большим деньгам многим. Если ты судим за «тувинку» — фарту масти. Отличный шанс стать королем госзаказа.

Верховный суд признал АУЕ («арестантский уклад един») экстремистским и запретил — как общественное движение. Но одного формального признания мало, чтобы люди перестали жить по подобным уставам. Месяц назад глава финразведки Юрий Чиханчин докладывал Владимиру Путину именно об этом — хотя речь и звучала о строительстве в Хакасии детсадов по завышенным ценам.

Красное затушевывается черным легко. Наоборот — сложней.

А еще он немного шьет

ЗПП чем-то неуловимо напоминает ЗППП. Первое — защита прав потребителей, безусловно, богоугодное дело, второе — заболевания, передаваемые половым путем, не дай бог никому. Вроде ничего общего, кроме внешней привлекательности процесса. И потому — распространенности.

ЗПП — вполне рабочая схема, целые конторы трудятся. Под благим предлогом выбивают из крупного ритейла миллионы за «недостатки», обнаруженные вскоре после покупки гаджетов и бытовой техники.

СК сообщает о разоблачении в Хакасии организованной группы. Пока это шесть человек, девять эпизодов мошенничества в особо крупном размере, девять эпизодов фальсификации доказательств по гражданскому делу. Задержано четверо.

СК СООБЩАЕТ

«С апреля 2017-го по настоящее время согласно распределенным ролям осуществляли мошеннические действия в отношении коммерческих компаний, путем обмана оформляя претензии и фиктивный возврат товара. Впоследствии фальсифицируя экспертные заключения и акты осмотра техники, взыскивали в судебном порядке […]».

12 марта СК информировал, что троих взяли под стражу, одному избран домашний арест, остальные фигуранты под подпиской о невыезде. Эти решения вынес тот же самый Абаканский горсуд, где ранее эти юристы, защищая права потребителей, и доили, веселясь и похохатывая, избранные ими конторы. Расследование продолжается, СК пишет о подозрениях в адрес «иных неустановленных лиц».

О том, что среди участников ОПГ, по версии следствия, юрист, член КПРФ, работник предприятия «Леса Хакасии» Евгений Антоненко (он под арестом), сообщили «Вести — Хакасия» (госканал «Россия-1»). Источники в хакасском МВД подтверждают.

Антоненко — не только соратник губернатора Валентина Коновалова по партии, но и его давний друг. В соцсетях Антоненко — не только парадные портреты Сталина (на фоне сталинского бюста любил давать интервью и Коновалов), но и дружеские застолья двух молодых юристов. И вообще-то Антоненко годами нагибал магазины в паре с Коноваловым (ну а кому еще заниматься «курощением и низведением» буржуев, как не юристам-коммунистам?) Открываем сайт Абаканского горсуда. Он битком набит делами ЗПП от друзей.

Вот несколько дел лета 2018 года — уже вовсю губернаторская кампания, Коновалова взяли в нее спойлером.

Дело № 2-3771: гражданка Шубкина хочет получить денег с АО «Связной Логистика» — приобрела iPhone, обнаружила вскоре в нем «существенные недостатки». Представителями Шубкиной выступают в пареАнтоненко и без пяти минут губернатор Коновалов, требуют, как водится, помимо стоимости товара три вида разных неустоек и компенсацию морального вреда. И находят понимание.

Или дело № 2-3754 (2-3897): снова ребята вместе, снова успешно.

Дело № 2-3256 — та же фабула, снова Коновалов и Антоненко вместе. Разница в том, кого раскулачивают. На сей раз претензии к ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» (магазин «Русская телефонная компания»), речь о Samsung Galaxy: «в ходе эксплуатации в смартфоне выявились недостатки».

Дело № 2-3297 — тут не только фабула, тут вообще все совпадает. Те жепредставители истцов, в ответчиках та же «Русская телефонная Компания». Права потребителя защищены.

Уже сентябрь 18-го, выборы вовсю. Коновалов ненадолго отвлекается от политики для любимого занятия. Дело № 2-2864, он тут уже один отстаиваетпотребителя от АО «Связной Логистика». Вот ту же фирму Коновалов, согласноархивам суда, плющит несколько раньше (дело № 2-1037). А вот (дело № 2-517) еще раньше. Снова — «Связной Логистика».

«Связного» чередуют с «Русской телефонной компанией» — дело № 2-263, в нем снова будущий губернатор. Снова побеждает.

Не прокатило у них с Антоненко в начале карьеры — в 2013-м. Тогда Антоненко сам выступал истцом, неудовлетворенный качеством игровой консоли, а Коновалов — его представителем в суде.

Никаких расследований не нужно — пройти в архивы судов может каждый, по этим делам они открыты.

Коновалов ушел на повышение, а Антоненко продолжил защищать потребителей. Рушиться дело начало месяц назад, с решения Верховного суда Хакасии. Ранее Таштыпский райсуд взыскал 290 тыс. за «неисправный» ноутбук, 160 тыс. штрафа, расходы на юриста и моральный ущерб, однако ВС суммы эти отменил, установив, что потребитель лишил продавца возможности проверить качество товара: в претензии в обратном адресе указал район, улицу, дом, но не написал наименование населенного пункта.

Хитрость в чем: в районе такой адрес (улица и дом) есть и в городе Абаза, и в селе Таштып.


Письмо продавца ушло, естественно, по городскому адресу. А истец — в деревне. Письма нет, и он идет в суд. Это было поставлено на конвейер.

И это было известно. Если вы скажете, что за такое 90% юристов можно сажать, обратите внимание на детали от следствия. Роли четко расписаны: одни покупали бытовую технику, другие, работающие в торговых компаниях, принимали претензии и оформляли фиктивный возврат, выставляя поставщикам денежные претензии. При этом товар не передавался. Либо его искусственно приводили в неисправное состояние — тут вступал в дело еще один участник группы, работающий в сервисном центре.

Затем участники группы и, как пишет следствие, «иные неустановленные лица» шли в суд с ложными экспертными заключениями и актами осмотра техники. В ходе суда участники организованной группы ходатайствовали о проведении экспертиз качества товара в определенных учреждениях и Торгово-промышленной палате республики, где для осмотра товара привлекался один из участников группы.

Последнее дело № 2-1207/2021 с участием Антоненко успешно для него завершилось, вот только мотивированное решение составлено 9 марта. И что любопытно. Тот же ответчик, кого они трясли регулярно — ООО «Сеть Связной», — значится, в частности, в деле № 33-116/2020. Его рассматривали горсуд и суд Верховный. Так вот, 16 марта смотрю на сайте ВС в картотеке это дело: представителем обозначен один Антоненко. На скриншоте же, опубликованном месяц назад тг-каналом «Альтернативный эфир Хакасии», участниками дела (представителями) названы двое — Антоненко и Коновалов.


Поверить в то, что губернатор продолжает «немного шить», увлечен любимым занятием — сложно. Фейк?

Бездумное копирование документов — судом или друзьями-юристами? Да что бы это ни было… Если следствие вдруг обратит внимание на Коновалова и установит, что он ходил в суд (как на работу) в своем уме, тогда со всей очевидностью этот отрезок его жизни может быть исчерпывающе описан ст. 32 УК (соучастие).

Лесоповал Коновалова

Антоненко работал юристом в «Лесах Хакасии». Это не АУЕ (запрещенное в России), а АУ — автономное учреждение, год назад учрежденное Коноваловым и регправительством «для охраны, защиты и воспроизводства лесов». Месяц назад прославилось: с поличным при получении взятки в 4 млн (за продажу хакасского леса) ФСБ взяла директора «Лесов Хакасии» Васильева. СК сообщил: часть суммы предназначалась для передачи помощнику руководителя администрации губернатора и правительства Гаранину. Тут, собственно, уже два дела: помимо взятки появилось вскоре еще одно —

4 марта МВД Хакасии охарактеризовало персонажей в окружении губернатора как оргпреступную группу, занимающуюся незаконной рубкой лесных насаждений, контрабандой, легализацией преступных доходов и иными тяжкими преступлениями экономической и коррупционной направленности в особо крупных размерах.

За два дня до этого в Красноярске задержали депутата регионального Заксобрания (фракция КПРФ) Козина («Женю Панасоника») как предполагаемого посредника в передаче взятки одному из руководителей красноярской мэрии. Аппарат главы Хакасии сразу опроверг сведения о том, что Козин является внештатным советником Коновалова, а на сайте краевого ЗакСа исчезло упоминание об этом. А о том, что Козин стал депутатом, не имея высшего образования, но имея судимость за кражу (для депутата, возможно, это как раз важней), тут и не упоминалось.

Еще один представитель КПРФ — Евгений Козин, он же «Женя Панасоник» — был задержан как посредник при передаче взятки. Администрация губернатора опровергла его связи с Коноваловым

Хакасскому министру строительства и ЖКХ, и.о. вице-губернатора Новикову прежде уже инкриминировали мошенничество в особо крупном размере и злоупотребление полномочиями (в суд дело ушло со статьей «халатность», прекращено за истечением срока давности, впервые же Новиков привлекался к уголовной ответственности в 19 лет); в 2020-м взят ФСБ при получении первого транша взятки (2 млн из 12) — «Новая» об этом писала в № 49 за прошлый год.

А «Синодекор» и дававший взятку (по версии следствия) за получение госконтракта на 484 млн от хакасского УКС в рамках реализации нацпроекта «Демография» — по-прежнему в королях госзаказа в Хакасии.

Контракт этот — на воздвижение второй очереди жилого корпуса Туимского психоневрологического интерната.

Госзаказ

Согласно Spark-interfax, численность «Синодекора» восемь человек (31.12.2019), уставный капитал 12 тыс. рублей, кредитный лимит 2,2 млн рублей (мнение Интерфакса о приемлемом авансировании компании). Годовой оборот 17 млн. При этом УКС отдал «Синодекору» контрактов более чем на 1 млрд рублей, это республиканский Топ-3.

Несколько слагаемых успеха. Помимо нацпроектов, вознесших мелкую фирму, — это, несомненно, личные таланты Ивана Валиева.

Того, кто сотрудничает с ФСБ и вручал под их контролем на парковке взятку вице-губернатору. В 2002-м судим за хранение наркотиков (год условно), в 2005-м — уже за наркоторговлю (хранение и сбыт крупной партии) на 10 лет. УДО в 2011-м. После чего, согласно Spark, Валиев стал владельцем и гендиректором не «Синодекора», а ООО «ХакасИвол-Строй». Численность два человека, уставный капитал 10 тыс. рублей. Микропредприятие. Но именно Валиев представляет «Синодекор», когда, например, власти инспектируют строительство Туимского ПНИ и сетуют на отставание работ. Вторая фирма («ХакасИвол-Строй») нужна, вероятно, чтобы выигрывать торги. При этом никого не смущает, что в карточках организаций, подаваемых на конкурс, указан одинаковый почтовый адрес и телефоны. Кроме того, для участия в электронных аукционах требовалось подтвердить опыт работы на сумму не менее 196 млн, и «Синодекор» показал договор с «ХакасИвол-Строем» на 197 млн.

Как бы то ни было, обе фирмы, связанные с Валиевым и учрежденные в 2013-м и 2014-м, ничего из себя не представляли до 2019-го. В том же 2019-м в республиканскую власть пришел бывший начальник оперотдела республиканского управления ФСКН (наркоконтроля) Игорь Ефремов. И он как раз состоял в этом ведомстве, когда оно работало с пойманным на наркотиках Валиевым. С 2015-го Ефремов — на пенсии. А потом его призвала власть.

И дела у Валиева пошли в гору. Но, разумеется, просто так совпало.

С осени 2020-го Ефремов — советник Коновалова. 16 марта назначен замглавы аппарата Коновалова и правительства (кураторство информработы и безопасности).

Широкой публике знаком экспрессивным исполнением стихов собственного сочинения и плясками, которые он записывает и выкладывает в сеть под именем «Игорь Фармазюк».

ФАС возбудила дело против «Синодекора» и «ХакасИвол-Строя» о картеле и сговоре с госзаказчиком. Всего федералы на Туимский ПНИ дали по нацпроектам 0,7 млрд. Не интернат должен получиться — дворец. Однако получается в итоге все же интернат. Просто с очень высокой стоимостью квадратного метра. Куда ушла разница — рента за счет близких отношений строителей и власти? Как заведено — «транзитные» компании, обнал, махинации с НДС?

Только один пример. На счет мелкой строительной фирмы «Индустрия» от «Синодекора» падает 9,5 млн — за услуги спецтехники, что у этой организации отродясь не было. Вообще никакой. Директор и владелец фирмы Виталий Соловьев (в документах суда проходит как кладовщик в «Индустрии») к тому моменту судим девять раз — начал с 15 лет.

И вскоре после зачисления на счет его компании почти 10 млн Соловьев садится в десятый. За кражу: по пьяни через забор украл красный велосипед, поставил за оградой, вернулся и зашел в незакрытый дом, там с комода слямзил два телефона, тут проснулись хозяева и его выгнали.

Наверное, он «машинально». Одновременно истории и Шуры Балаганова, получившего 50 тысяч, и тут же стянувшего в трамвае грошовую дамскую сумку, и зицпредседателя Фунта (поскольку фирму эту, похоже, лишь использовали).

Еще одна гребущая муниципальные и госзаказы компания — «Тасхыл». Директор — Олег Бурнаков (23 декабря мировой суд его дисквалифицировал на полгода), бывший замначальника следственного отдела при ОВД Аскизского района. Сел в 25 лет за фальсификацию доказательств в деле о незаконном сбыте наркотиков в особо крупном размере: получил в 2009-м три года, освободился в 2010-м. (Поэт и танцор Ефремов в 2008-м назначен замначальника оперотдела УФСКН, в 2010-м — начальник).

В 2018-м Бурнаков организовал «Тасхыл». Сумма госконтрактов превысила 100 млн — сейчас их проверяют. По одному (31 млн) — покупка детсада — решение о факте сговора с госзаказчиком ФАС вынесено.

Вместо приобретения готового здания (подо что у Москвы были взяты деньги) его стали строить — без проекта, сметы, госэкспертизы. Такую схему — уйти от торгов на право строительства и раздать деньги правильным структурам — придумало и реализовало правительство Хакасии. В октябре 2019-го Коновалов попросил министра просвещения РФ Васильеву выделить деньги из резервного фонда президента на выкуп четырех детсадов. Готов же к выкупу был один — в селе Аскиз. Остальных объектов в природе не существовало.

96 млн дали. Освоили их «Тасхыл» и уже знакомый Валиев, «ХакасИвол-Строй». В аале Катанов, в селах Табат и Арбаты. Каждый садик на 45 мест. Минобрнауки Хакасии подтвердил данные ФАС: квадратный метр в них — от 67 до 77 тыс. рублей. Это при всех недостатках (словно их не для наших детей делали, а для вражеских). В это же самое время в Абакане построили два детсада по 34 тыс. за квадрат — с кабинетами психолога, логопеда, дефектолога, муззалами, бассейнами, игровыми площадками и прочими радостями.

Это даже не вдвое дешевле. Вдвое было б, если бы сравнивали два сарая, обшитых сайдингом. Но здесь разница поражает, она — на порядок.

Власти и республиканские СМИ отмазывают строителей убогих садиков уже чуть не год, найдя для этого детсады с той же стоимостью квадрата… в Красноярске. Но это примерно как сравнивать небо с землей.

Доклад финразведки

19 февраля Путин в Кремле обсудил с директором Росфинмониторинга Чиханчиным «прозрачный блокчейн» (цифровой сервис отслеживания транзакций в криптовалюте) и противодействие финансированию терроризма. Борьбу с перешедшим на криптовалюту наркотрафиком, с торговлей людьми (в т.ч. новорожденными). Обсудили систему контроля за гособоронзаказом — «подозрительные операции здесь упали в три раза», нацпроектами, деньгами, выделенными «в рамках COVID-19», в целом за движением бюджетных средств (в пять раз за два года сократились фирмы-однодневки, обнал — на треть, вывод за рубеж — втрое). И отдельно Чиханчин с Путиным остановились на «выявленных сейчас в Хакасии контрактах на строительство детских садов, где цены были завышены в два раза. Сейчас с Генпрокуратурой разбираемся как с самим контрактом, так и с теми, кто заказал эти контракты».

Цитирую по Кремлин.ру: «В. Путин: Хакасия? Ю. Чиханчин: Хакасия, да».

Руководитель финразведки Юрий Чиханчин рассказывает президенту о махинациях в Хакасии. Фото: пресс-служба Кремля

Силовики впервые изымали документацию на детсады из хакасского минобра еще в начале 2020-го — более года назад. «Новая» писала об этом в мае прошлого года. Абаканский журналист Михаил Афанасьев объездил все те сады в Красноярске (с которыми построенное в деревнях сравнивают по цене квадратного метра) и сады в Абакане — картинки ясней морозного утра и понятней солдатского сапога.

Все это время о происходящем в Хакасии говорил начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев. В частности, в октябре 2020-го на совещании «по актуальным вопросам нацбезопасности в регионах СФО» под руководством секретаря Совбеза Патрушева. Там тоже три детсада хакасских обсуждали обстоятельно.

И — ничего.

Это как ЗПП от Антоненко и Коновалова — кто об этом не знал? И — ничего.

Это месть Хакасии, однажды выбравшей не того губернатора? Или это к вопросу о мощи вертикали? Уже даже не смешно — особенно на фоне арестов за выход на митинг. А с крепким союзом красного и черного (хоть на это ставь, хоть на то) в маленькой сибирской республике ничего, выходит, не поделать.

Нет тут законов, убеждений, партий. Только деньги и понятия. АУЕ (запрещенный Верховным судом). Кто урвет больше, кто кого замочит.

В Хакасии текут рабочие будни. Губернатор Коновалов продолжает руководить, его зам и член «ЕР» Войнова курирует минстрой, урки и бывшие силовики строят, дети идут в детсад.