Одержимость во всем: «Весна» Васильевой художников не радует

В музее Петербургской Академии художеств открылась выставка. Рядовое, на первый взгляд, событие по факту превратилось в громкий скандал, поскольку экспонироваться решила экс-сотрудник Минобороны Евгения Васильева, которая несколько лет назад была фигуранткой дела «Оборонсервиса» о мошенничестве и хищении 800 млн рублей.

Когда «Весна» не радует

Выставка «Весна» экс-чиновницы Евгении Васильевой, запланированная в петербургской Академии художеств, стала поводом для скандала еще до своего официального открытия.

Дело в том, что более 350 студентов и сотрудников академии поставили свои подписи под обращением к ректору учебного заведения Семену Михайловскому и директору музея Академии художеств Алексею Мудрову. Суть просьбы-требования состоит в том, чтобы запретить Васильевой выставлять свои работы в Научно-исследовательском музее академии.

«Подобному акту вандализма не место в стенах академии!», — сказано в тексте обращений.

По этому поводу даже был организован флэшмоб — студенты с портретами известных художников сфотографировались в залах академического музея, чтобы ясно дать понять всем — кто действительно является живописцем, а кто не имеет к искусству никакого отношения.

Протестующие заявили, что главная их цель — не допустить PR-акцию Евгении Васильевой в Академии художеств. Они уверены, что в данном случае речь идет о репутации и престиже учебного заведения, и Васильева со своей выставкой абсолютно не вписывается в концепцию музея Академии.

Примечательно, что ректор Петербургской академии художеств Семен Михайловский также придерживается мнения, что подобная выставка — это не что иное, как дискредитация современного искусства.

Михайловский рассказал, что выставка не имеет никакого отношения к академии — организатором мероприятия выступает Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств.

«Я категорически против подобных проектов с участием одиозных персонажей, дискредитирующих как современное искусство, так и уважаемые институции. Это, конечно, безобразие», — заявил он. Сложившуюся ситуацию он сравнил с анекдотом, когда римский император Калигула ввел коня в сенат.

В комментарии «Ведомостям» Михайловский признался в своей беспомощности в плане запрета для проведения выставки. Дело в том, что он отвечает непосредственно за учебный процесс, в то время как решение об отмене выставки может принимать Российская академия художеств или Минкульт.

С еще более резкой оценкой ситуации выступил один из педагогов Академии художеств Дмитрий Селиванов. На своей странице в Facebook он предположил, что выставка Васильевой — это не что иное, как желание музея заработать

«Видимо, у руководства музея закончились деньги после проведения двух грандиозных выставок Никаса Сафронова. Пора пополнить музейный карман и показать академическим динозаврам настоящее современное искусство», — написал он.

Чётко патриотка

Тем не менее официальное открытие выставки состоялось, правда на него не пустили всех желающих и закрыли вход для журналистов. Посетить открытие смогли лишь те, у кого были приглашения, а студенты и преподаватели Академии продолжали не только стоять на своем, но и в прямом смысле слова стоять рядом с выставочными залами, устраивая молчаливую акцию протеста.

Порталу Фонтанка.ру удалось взять комментарий у художницы Инги Керен, которая была в числе приглашенных на открытие выставки.

«Чувствуется поток позитивной энергии. Я считаю, очень правильно, когда художник позитивный и высказывает все не через негативные эмоции, а через благостный настрой!», — рассказала она. По мнению Керен, несколько больших полотен Васильевой, представленные на выставке, являются коммерчески жизнеспособными и могут стоить 5-6 тысяч евро.

Через пару часов Васильева согласилась пообщаться с журналистами в одном из залов.

Она отметила, что не принимает близко к сердцу акции протеста и негатив по поводу выставки и провела параллель с теми художниками, которых сначала тоже не принимали, а потом признали великими.

При этом она заявила, что не имеет никакого отношения к выбору Академии художеств в качестве места для выставки. По словам Васильевой, это была инициатива «нескольких коллекционеров», имена которых, само собой, являются секретной информацией.

Себя же Васильева назвала патриоткой России, которая счастлива от того, что может тут творить.

Справедливость и пенокартон

На выставке «Весна» в Академии искусств публике представят живопись, скульптуру, и цифровой фотоколлаж Евгении Васильевой, которая выбрала для себя творческий псевдоним Eva.

Стоит отметить, что у Васильевой уже весьма приличный опыт художественной деятельности — начала она в 2014 году, и с тех пор было организовано более десятка выставок не только в России, но и за границей.

Что же касается выставки «Весна», то, согласно ее описанию, в своих работах Евгения Васильева поднимает вопросы того, «может ли искусство способствовать победе добра и справедливости и может ли привести к пробуждению и расцвету». Ответить на эти вопросы предлагают зрителям.

Примечательно, что большинство работ, представленных на выставке — это репродукции, приклеенные на пенокартон. По словам очевидцев, в случае крупных репродукций, смотрятся картины не очень выигрышно, поскольку пенокартон местами уже деформировался.

От «Тапочек» к высокому искусству

В октябре 2013 года Евгении Васильевой было предъявлено обвинение по 12 эпизодам мошенничества, легализации преступных средств, злоупотреблении должностными полномочиями и хищении государственных средств в особо крупных размерах.

Дело было особенно скандальным из-за некоторых особенных обстоятельств, а именно причастности к нему бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова. Тогда в суде экс-глава Минобороны выступал в качестве свидетеля и заявил, что Васильева не нанесла ведомству никакого ущерба. Работа по продаже недвижимости МО РФ, по его словам, «была проведена качественно и вовремя» и позволила избежать тяжелых кризисных последствий.

Суд оказался долгим, поэтому экс-чиновница решила не терять времени зря и начала реализовать себя в искусстве — выпустила сборник стихов, записала хит «Тапочки», сняла клип и организовывала выставку собственных картин. Среди работ Евгении Васильевой есть портреты знаменитостей — того самого Анатолия Сердюкова, Ксении Собчак, Александра Лукашенко, Алексея Навального, Петра Порошенко и других.

Затем Васильеву приговорили к пяти годам колонии, и обязали выплатить 77 миллионов рублей по искам потерпевших организаций по делу «Оборонсервиса».

В итоге отец Васильевой, называвший себя мультимиллионером, выплатил более 216 млн рублей — так он возместил ущерб за всех осужденных по делу.

В колонии Евгения Васильева пробыла всего месяц с небольшим и вышла на свободу по УДО.

Что же касается Анатолия Сердюкова, то, несмотря на попытки возбуждения уголовных дел, доказать, что чиновник должен сидеть в тюрьме, не удалось.

Сейчас Сердюков живет полноценной жизнью, ездит на охоту и рыбалку, катается на лыжах и ни в чём не отказывает ни себе, ни семье. Более того, громкий скандал не сказался на его деятельности — он по-прежнему в строю и даже на госслужбе. Согласно имеющейся информации, Сердюков является индустриальным директором авиационного кластера Государственной корпорации «Ростех», а также членом советов директоров АО «ОДК», АО «КРЭТ», АО «Вертолеты России» и председателем совета директоров АО «Технодинамика».

Впрочем, Евгения Васильева тоже на жизнь не жалуется. В октябре прошлого года произошло важное событие — ей было присвоено звание почетного члена Российской академии художеств. О причинах присвоения статуса почетного академика экс-чиновница якобы ничего не знает и с подобными вопросами всех отправляет непосредственно в Академию — мол, там лучше знают, чем их покорила столь талантливая личность.

А вот на членство в Союзе художников она претендовать пока не может — не хватает профильного образования. При этом Васильева окончила факультет искусств МГУ и Британскую школу дизайна, однако такого набора оказалось недостаточно, чтобы обосноваться в Союзе художников.

Красок много, понимания мало

Если обратиться к мнению искусствоведов, то здесь у Васильевой есть множество хвалебных отзывов. Правда касаются они в большей степени бешеной скорости, с которой она создает свои картины, а также бурной фантазии.

«У Евгении Васильевой одержимость во всем. Это качество ее характера, которое определяет ее как художника. Я смотрю на ее творчество с позиции мировосприятия. Не писать она не может, это ее естественное состояние. Она не заставляет себя, это продолжение ее самой. Ее темперамент пересиливает некие рамки, присущие среднестатистическому человеку», — так охарактеризовала в интервью изданию «МК» Васильеву искусствовед Анна Ковалева.

Художник и искусствовед Лиза Плавицкая назвала картины Васильевой необычными, но похвалила их за своеобразие.

«Как художник художником я ей бесконечно восхищаюсь. Ни такой глубины образов, ни такого разнообразия владения техники у меня нет. Евгения у нас прям как стихия художественная. Как искусствовед я должна сказать, что творчество Евгении, безусловно, отличается, например, большим колористическим даром. То, что она нам сообщает при помощи своего видеоарта, – это очень необычно. Ее как будто с Луны прислали», — считает Плавицкая.

Однако та же Ковалева признается, что в работах Васильевой все-таки чувствуется недостаток образования. Например, по ее словам, не все в порядке с чувством цвета, композицией, правильностью линий, пространства и форм.

Очевидно одно — новое увлечение Евгении Васильевой весьма затратно в финансовом плане. Но у экс-чиновницы в этим, судя по всему, все в порядке. Значит, и дальше нас ждет буйство ярких красок, 300 картин в месяц и выставки в тех музеях, которые другим художникам даже не снились. Вопрос сейчас остался только один — будет ли у одиозной Васильевой членство в Союзе художников? Или все же остается еще надежда, что у нас в стране не все так плохо с искусством?