Ильдару Халикову не помешала бы порка

«Шустрик» Сергей Сергеев

Расследование о многолетних домогательствах к ученикам элитной школы при МГУ.

На протяжении двух десятилетий ученики школы для одаренных детей СУНЦ МГУ подвергались сексуальным домогательствам со стороны преподавателя физики Сергея Сергеева. Все это время они молчали о произошедшем, потому что боялись конфликта со знаменитым учителем и стеснялись пережитого.

1

Как учитель фотографировал школьников голыми

2

Что происходило в походах

3

Зачем физик звал учеников в гости

4

Почему насилие продолжалось два десятилетия

На следующий день после выхода текста Сергей Сергеев был уволен из СУНЦ за «совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы» (п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Зимой 2015 года небольшая группа российских туристов вылетела из Москвы и, сделав пересадку в Амстердаме, уже через 12 часов прибыла в Танзанию. Сначала мужчины, а группа состояла сплошь из молодых парней и их бывшего преподавателя, путешествовали по национальным паркам, а акклиматизировавшимися начали подъем на Килиманджаро. В ночь на 11 января туристы поднялись на высоту 5,9 км над уровнем моря и покорили пик Ухуру. В первых лучах солнца свой 50-летний юбилей в окружении бывших учеников отметил организатор похода, преподаватель школы для одаренных детей при МГУ Сергей Сергеев. Покорение высочайшей вершины Африки — не единственное достижение Сергеева, он успешный преподаватель и лауреат множества наград  . Ни одной из этих побед не помешало то, что Сергеев в течение двух десятилетий домогался своих учеников.

Этот повод

Фотография Сергея Сергеева впервые появилась среди портретов учителей в выпускных альбомах школы-интерната для одаренных детей в 1995 году. Преподавать там он начал в 1990-м  , еще будучи аспирантом физфака. В легендарной физмат-школе при МГУ (бывшей ФМШ, теперь — Специализированный учебно-научный центр (СУНЦ)), основанной математиком Андреем Колмогоровым и выпустившей около 300 будущих докторов наук, он и сейчас преподает физику. Об учительской манере Сергеева ученики отзываются по-разному.

«Преподаватель он жесткий, доводил учеников до слез во время сдачи физпрактикума, — вспоминает выпускник СУНЦа 2001 года. — Насмехался над научными результатами, мог перечеркнуть конспект, придирался к оформлению, объяснению. Говорил, что ученик в такой школе не может допускать такие погрешности, что он вообще случайно сюда попал». «Смотрели фильм „Одержимость“  ? Вот я когда посмотрел, меня зацепило, очень на него похоже», — говорит другой выпускник того же года. «Некоторым он помог трудоустроиться после выпуска из университета», — рассказывает выпускник 2002 года. «Можно было получить рекомендацию от Сергеева на физфак МГУ, это облегчало поступление», — добавляет выпускник 2003 года. «Хорошо вел предмет, был доброжелательным ко всем ученикам, не выделял любимчиков», — вспоминает ученик 2010 года. Хотя сразу восемь выпускников разных лет в том же разговоре произнесли фразу «[Но] слухи ходили». «Я так и думал, что [вы обращаетесь] по этому поводу», — ответил на сообщение корреспондента «Проекта» выпускник 2004 года.

СУНЦ — школа-интернат, где есть только старшие классы, десятый и одиннадцатый. Вступительные в школу проводятся по всей России, чтобы дать возможность развития самым талантливым ученикам. Евгений Я. поступил в десятый класс СУНЦа в 2002 году. Для уроков физики класс делили на две подгруппы, которые вели два разных учителя. «Мы спрашивали у старшеклассников, к кому лучше. Они рассказали, что если хотите знать физику, то идите к Сергееву, но есть одно „но“. Дальше цитата старшеклассников: „Если мальчик не из геев — не возьмет его Сергеев“». По словам выпускников, подгруппу по физике можно было поменять, но при этом только Сергеев занимался научной деятельностью, турнирами школьников, возил их на конференции, в том числе международные. Из-за этого отказываться от занятий у Сергеева подростки не спешили.

В 2008 году физик объяснял школьникам закон сохранения импульса и наглядно демонстрировал его. «Он собирал всех мальчиков, ставил в линейку перед классом — затылок в затылок, — дальше подходил к последнему мальчику сзади, толкал его своими бедрами, это движение переходило импульсом от бедер к бедрам, в итоге первый в ряду мальчик улетал в стену», — говорит выпускница 2010 года Людмила Кудряшова.

Действия учителя, однако, не ограничивались физическими экспериментами, а их последствия могли быть куда серьезнее.

Фотографирование и осмотр обнаженных подростков

Основатель школы, академик Колмогоров, заложил традицию ходить с учениками в походы. В 1982 году один из преподавателей школы основал в ней клуб водного туризма, а физик Сергеев, став руководителем клуба, продолжил его дело. Ученики ходили в короткие походы выходного дня — в Царицыно, Коломну, Поленово, там Сергеев, человек начитанный, рассказывал им про историю, архитектуру, иконопись. В длительные летние походы на байдарках, особенно в двухтысячных годах, ходили одни мальчики — это было неудивительно для математической школы, в которой девочек изначально было немного. Сергеев часто был единственным взрослым в походе, позже с ним стали ходить некоторые выпускники.

В 1997 году Сергеев с учениками отправились на байдарках по реке Сережа Нижегородской области — в походе он фотографировал подростков без одежды. «После похода он мне фотокарточку подарил меня же — „чтоб смотреть, какой ты был“. Я эту фотографию уничтожил сразу же», — вспоминает выпускник 1998 года Андрей П.  . Первый эпизод, когда учитель предложил школьнику сфотографироваться без одежды, о котором известно «Проекту», произошел в 1995 году  .

Перед летним походом 2001 года Сергеев проверял рюкзаки у школьников: чтобы собрали то, что надо, не взяли лишнего. Плавки  он выбрасывал из багажа за ненадобностью. «Все купались голяком, он это регулярно фотографировал. Когда смотрели фотографии из похода, у него там был позирующий человек голяком на фоне голой природы, мальчик», — вспоминает бывший школьник, участник похода по озеру Кереть. «Он обязательно всех фотографировал голышом. Я не помню, какое было обоснование, не помню, почему я не смог от этого отказаться. Он завел меня в какую-то рощицу, сказал раздеться и сфотографировал. Потом отдал фотографию. Я ее порвал и сжег», рассказывает выпускник 2001 года Федор Дикарев. Выпускник школы Александр Миниович вспоминает поход по Керети такими словами: «Он всех голыми сфотографировал, у нас у каждого потом были фотографии распечатанные в полный рост — голые на фоне деревьев. Для этой фотографии нужно было специально раздеться: мы отходили в сторону, он метров с пяти-семи снимал. Он объяснял: эти фотографии навсегда останутся у нас, мы запомним, какими мы были». «А потом была странная игра, — говорит Миниович. — Он все эти фотографии по приезду распечатал. Мы сидели всей походной группой, он выкладывал их [на стол], закрывал лица пальцем и предлагал нам угадать, кто на фотографии».

Фотографирование без одежды Сергеев устраивал не только в длительных походах, но даже в выездах выходного дня — в реках, озерах, благоустроенных купелях, «любой луже». «В зимних и осенних походах он любил подзадорить, чтобы все мальчики полезли купаться. Плавок, естественно, ни у кого нет, он отгоняет девочек. Мальчики раздеваются, а тем, кто не хочет, он начинает говорить: „А, ты что, боишься, ты что, девчонка?“. А дальше он их фотографирует», — вспоминает выпускница 2010 года Людмила Кудряшова.

Однако не все фотографии учитель отдавал подросткам. Один из учеников, приходивших к Сергееву домой, вспоминает, что учитель показывал нагую фотографию самого школьника на домашнем компьютере. Кудряшова в 2009 году наткнулась на снимки голых подростков сама, когда открыла на школьном компьютере, который стоял в лаборатории Сергеева, папку с фото из последнего похода: «Я была в 10 классе. В лаборатории были включены компьютеры, я думала, там лежат фотографии по датам, обычно всем их можно смотреть. А тут, видимо, он не почистил. Я открыла, а там голые дети. Я пролистала до нейтральных фотографий, в этот момент зашел Сергеев». По словам выпускницы, Сергеев не ожидал, что кто-то может увидеть фотографии, он очень разозлился, начал ругаться: «Это вообще не твое, куда ты лезешь».

В общей сложности о фотографировании голыми «Проекту» рассказали 12 бывших учеников физика. Последний снимок ученика без одежды, о котором известно «Проекту», был сделан Сергеевым летом 2013 года.

Во время походов преподаватель также проводил «осмотры» голых учеников. Еще перед летним походом 2000 года Сергеев рассказывал будущим походникам, что в одном из предыдущих путешествий лично выбривал мошонку своему ученику — якобы для какой-то медицинской манипуляции  . В том же году он предложил 16-летнему школьнику в походе осмотреть его мошонку и в ходе тактильного обследования рассказал, что у того не опущены яички — ни один из врачей, к которым позже обращался юноша, этого не подтвердил. В 2002 году одного из учеников в область паха укусил клещ, вспоминает участник похода. Доставать его физик отказался, школьники справились сами  . Однако клещи с тех пор стали обоснованием для новых осмотров учителем.

В 2011 году во время летней школы СУНЦа (в ней в течение месяца учились школьники с пятого по восьмой класс) Сергеев предложил детям прогуляться. «Всю дорогу, пока мы идем, он рассказывает про клещевой энцефалит: что можно умереть, как работает клещ, что он ищет самое мягкое место, обычно паховую область», — вспоминает выпускница СУНЦа, вожатая лагеря Людмила Кудряшова. Сергеев настаивал, что в следующий раз, когда ученики остановятся, чтобы сходить в туалет, нужно обязательно друг друга осмотреть. «По СУНЦовским походам я знала, что он идет с мальчиками, дальше начинает их осматривать и трогать за гениталии. Поэтому старшим ребятам я сказала: не ходите. И он, видимо, разозлился, что они отказались». По возвращении в лагерь физик позвал Кудряшову и сказал, чтобы она собрала ребят для осмотра: он якобы боялся, что всех их могли покусать клещи. «Я очень расстроилась, у меня уже нервов не хватало на это, и у меня случилась истерика, я заплакала, сказала что нет, никуда они не пойдут», — рассказывает Кудряшова. Это остановило учителя от дальнейших действий. Но, по словам Кудряшовой, еще на прогулке физик все-таки успел проверить на клещей восьмиклассника и семиклассника. «Старший мальчик сказал об этом: „Что с ним такое, это ужасно, он все трогает, все отодвигает, везде руками лезет“». Кудряшова сказала мальчику, что больше такого не повторится, и посоветовала держаться подальше от учителя. Сказать о произошедшем ей было некому: Сергеев был организатором лагеря, остальные преподаватели — его бывшими учениками.

Насилие в палатке

«Время позволяло идти нормально, любоваться природой, но вместо этого мы гребли с утра до ночи, ставили палатки затемно, вставали в несусветную рань, все это было выматывающе физически и психологически», — вспоминает один из участников похода 2000 года по реке Керженец в Нижегородской области Федор Дикарев. Зато благодаря такому темпу физик «мог подойти к кому-то из мальчиков, сказать: у нас был тяжелый день, все устали, пойдем я тебе сделаю расслабляющий массаж, — продолжает он же. — Насколько я знаю, ему никто не мог отказать».

«Вначале это обычный массаж спины, потом переворачиваешься, он касается [пениса], ты замираешь. Это было такое оцепенение больше. Потом он начал мне дрочить. Когда это делает мужчина, это не очень приятно, но ты в его власти все равно находишься», — вспоминает Николай Л. (имя изменено по просьбе героя). По словам Николая, в походе Сергеев несколько раз мастурбировал ему: «В какой-то момент я перевернулся на бок, он это воспринял как отказ. Я точно не показывал, что мне этого хочется». Позже Николай замечал подавленность в лицах других учеников, он думал, что это произошло и с ними, но между собой школьники ничего не обсуждали. «Когда это произошло с тобой, ты уже видишь это сам», — считает Николай.

Подросток не ошибся. «Проект» разыскал еще шестерых детей, по отношению к которым Сергеев совершал сексуальные действия вопреки их желанию.

Кириллу Н. (имя изменено по просьбе героя) во время похода было 16 лет, он переходил из десятого в одиннадцатый класс. В 2001 году клуб водного туризма отправился на озеро Кереть в Карелии. Учитель физики по своему обыкновению предложил Кириллу сделать массаж. Кирилл не смог отказаться, пришел в палатку физика, они закрылись. Для массажа потребовалось раздеться, школьник сделал это и лег на живот. «Чтобы член между ногами не болтался и его не было видно, я его поднял вверх. И из-за того, что я на нем лежал, возникла эрекция, так бывает, — вспоминает Кирилл. — А потом он попросил меня перевернуться на спину. Увидел. И, недолго думая, начал гладить, мастурбировать руками. Я кончил, он аккуратно все вытер. Он это делал с наслаждением, ему это нравилось». А после учитель посоветовал ученику: «В этой жизни мало кто о тебе по-настоящему заботится и тебя любит, поэтому если люди предлагают тебя погладить, надо пользоваться этой возможностью, не отказываться». Спустя какое-то время в том же походе Сергеев снова предложил Кириллу сделать массаж. «Я пошел, побаивался, понимал, чем это закончится. В этот момент у меня член не вставал, он очень долго мне дрочил, говорил даже какие-то фразы — вот, в прошлый раз ты хотел. Я тоже кончил. Но я этого точно не хотел».

За все годы до встречи с корреспондентом «Проекта» Кирилл рассказал о случившемся только психологу: молодой человек вспоминал те эпизоды в палатке как неприятные и постыдные. Кирилл знал, что учитель делал «массажики», как их называли школьники, и другим ребятам, но даже спрашивать о том, в одежде они были или нет, стеснялся.

В том же походе — когда стояли белые ночи — в палатке Сергеева оказался и другой ученик, Тимофей Т. (имя героя изменено по его просьбе). Преподаватель поселил его с собой на время стоянки. «Я лежал, он то ли гладил меня, то ли что, потом спустил мне штаны, достал мой член и начал мастурбировать. У меня была эрекция, было очевидно, что он тоже возбуждался от всего этого дела, — вспоминает Тимофей. — Я сказал „не надо, не надо“, оделся и убежал из палатки». После этого случая Тимофей поменялся местами в палатке и в лодке (ранее он греб с Сергеевым) с другим школьником, объяснив, что хочет попробовать управлять другим типом байдарки, и никто не стал задавать вопросов. С учителем этот эпизод он не обсуждал. «Он единственный взрослый человек на десятки километров вокруг, а мы ребята 15-16 лет», — передает свои ощущения Тимофей. После возвращения в Москву Сергеев предложил группе походников сходить в баню, но Тимофей отказался.

Как насилие сказывается на подростках 

Мнение Марины Эрлих и Екатерины Юрьевой, сотрудниц Центра помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры»

Все вышеперечисленные ситуации являются сексуализированным насилием. Это можно рассматривать как нарушение с нескольких сторон: с общечеловеческой (вторжение в интимную зону подростка, нарушение его границ, отсутствие активного и осознанного согласия), с точки зрения педагогической этики (использование зависимого положения и доверия учеников), с юридической.

«Поиск клещей» — одна из типичных отмазок насильников, педагог не имеет права трогать гениталии детей, при необходимости он должен направить ребенка к врачу, но никак не осматривать его сам. Но обычно преступники заранее создают безопасные для насилия условия: втираются к детям в доверие, общаются с ними весело, на равных, становятся «старшим другом», которому жалуются на родителей и который «не такой, как остальные взрослые». Самая распространенная реакция на насилие — это замирание. Когда происходящее настолько внезапно по времени и неожидаемо по содержанию, что невозможно быстро осознать, что происходит, и адекватно отреагировать. При всех этих условиях вероятность, что подросток расценит такие действия как злоупотребление и сообщит об этом другим, очень низкая.

Последствия для психики учеников могут быть самыми разными: сниженная самооценка, ненависть к себе и своему телу, чувство стыда, самообвинения, чувство одиночества и сложности в доверии другим, искаженное понимание об отношениях, опасное, рискованное поведение, снижение интереса к учебе, общению и жизни в целом, симптомы депрессии, тревога, иногда развивается посттравматическое стрессовое расстройство.

Насилие в школе и на дому

Хотя в классе Сергеев и упоминал вскользь о том, что у него якобы есть жена и сын, дома у преподавателя, в московском районе Раменки, ученики никого не видели. А в гостях у физика ученики по его приглашению бывали регулярно — как минимум с 2000 по 2014 годы, — об этом вспомнили восемь человек.

Выпускник 2001 года Николай Л. рассказывает, что как-то раз они с одноклассниками побывали в Раменках: «У Сергеева в гостях, когда мы приехали, уже был парень [другой ученик СУНЦа]  , можно было подумать, что он там уже ночевал. Он же там и остался, когда мы ушли». «Проект» также знает как минимум об еще трех эпизодах, когда школьники оставались ночевать у преподавателя.

В гостях у учителя не только пили чай и обсуждали науку, но и вели разговоры на темы секса. «Однажды после пробы байдарок мы приехали домой к нему, — вспоминает Тимофей Т. события начала двухтысячных. — Он сказал: пойдем в другую комнату поговорим. У меня в тот момент было достаточно много прыщей на лице, он отвел меня, начал разговаривать: а что у тебя с лицом, ты что-то делаешь? Это, наверное, гормональное, а ты занимаешься мастурбацией?». «О том, что он спрашивает, онанируешь или нет, — об этом знал весь класс, — утверждает выпускник 2001 года Николай Л. — Я с ним пришел разговаривать в кабинет физпрактикума. Идет разговор, он спускается до каких-то твоих личных качеств, отношений, как старший наставник спрашивает, онанируешь ты или нет. В 15-16 лет это животрепещущая тема». В ходе такого разговора с Николаем Сергеев перешел на тему массажа и в школьном кабинете, запертом на ключ, начал мастурбировать подростку. Это происходило на учебном столе, вспоминает Николай. Кириллу Н., уже после похода, Сергеев тоже предлагал сделать массаж в школе — в помещении, где хранились «шкуры» — оболочки от байдарок.

Жарким летом 2001 года Сергеев у себя дома дополнительно занимался физикой с Игорем Ч. (имя героя изменено по его просьбе), который собирался поступать в 11 класс СУНЦа. Он предложил ученику раздеться, сославшись на жару, хотя тот и так уже был в шортах и футболке. В один из разов Игорь удивился, но снял футболку, в остальные — отказывался от предложения. В 2006 году другому 16-летнему ученику, Григорию Ю. (имя изменено по просьбе героя) Сергеев предложил раздеться, а после начал трогать его «за всё» — пенис, мошонку. Ученик, по его словам, «прекратил это и ушел». Сейчас он вспоминает, что в тот момент «было непонятно, кому жаловаться».

Другая причина молчания — в элитности заведения: «Ты находишься в школе для одаренных. Если что-то происходит не так, тебя могут оттуда выгнать обратно к себе домой, — говорит Григорий Ю. — Если тебя оттуда выгонят, ты потеряешь все свои возможности. Если ты ссоришься с Сергеевым, ты теряешь возможности на международные конференции и прочее. Сергеев — это социальный лифт. Нравится, не нравится — терпи, моя красавица».

Ученики СУНЦа вообще нередко живут в стрессе. Если в прежних школах они могли быть единственными, кто блистал, в СУНЦе таких — почти все. Одновременно сказывается разлука с домом и родителями — порой некому рассказать о проблемах в школе. Кружок физики Сергеева был одним из немногих развлечений, который, к тому же, позволял посмотреть страну и мир.

В 2009 году 17-летний ученик Сергеева одиннадцатиклассник Андрей Тархов наконец поддался уговорам учителя и поехал к нему в гости. Буквально на той же неделе Тархов возвращался в свою школу в Сыктывкаре, где, как он считал, его могли лучше подготовить к поступлению. Дома Сергеев попросил Тархова сфотографироваться голым «с какими-то прибаутками про африканские племена, которые боятся фотографироваться, потому что фотоаппарат украдет их душу, говорил: „что ты, не мужик что ли, что ты боишься“». Удалось ли Сергееву сделать фотографию, Тархов не помнит. Вскоре пришел выпускник Сергеева, втроем они выпили джина, студент ушел, а Тархов и Сергеев, посмотрев «Призрака оперы», легли спать в разных комнатах. «Я проснулся оттого что он зашел в комнату, пытался гладить меня, — вспоминает Тархов. — Начал спину трогать, стал ниже спускаться, за остальные части трогать, в том числе причинные. Ощущение было — лишь бы это побыстрее закончилось. Опять какие-то прибаутки у него были, они притупляют внимание. В итоге он снял с меня трусы, начал трогать за гениталии. Я вышел из состояния полного оцепенения, натянул на себя все, свернулся клубочком, закутался в одеяло, оттолкнул его и лег. Он еще посидел, потом ушел». На следующий день Тархов уехал, рассказать кому-то о случившемся ему было стыдно: «Сам же поехал [к Сергееву]». Только через несколько лет он пересказал историю психологу, а потом, без подробностей, двум своим одноклассникам  . Этот случай сильно повлиял на психику Тархова. После школы он испытывал «огромные проблемы с доверием, ощущением безопасности», а в какой-то момент появились и навязчивые суицидальные мысли  .

В 2013 году Сергей Сергеев на четыре недели поехал в Южную Корею — по программе, которая позволяла корейским школьникам летом учиться у топовых учителей российских школ. В качестве лаборанта, который ассистировал при проведении опытов, Сергеев позвал участника своего кружка Алексея Смирнова, которому тогда было 17 лет, он переходил из десятого класса в одиннадцатый. В один из вечеров учителя ходили в ресторан, там выпили, вернулись в отель. Сергеев зашел в номер Смирнова и предложил парню сделать массаж. Ученик не смог отказать — ведь он работал на Сергеева. «Это не было похоже на массаж, скорее больше на разглаживание чего-то. Он нажимал на те области, которые стимулируют простату, то есть делал непрямой массаж, но напрямую мои гениталии не трогал, только ягодицы», — вспоминает Смирнов. После массажа Сергеев спросил Смирнова, не хочет ли тот сделать массаж ему, ученик отказался — сказал, что не умеет. В той же поездке мужчины отправились в корейские бани. Там в купели, где принято находиться без одежды, Сергеев при другом учителе вплотную подсел к ученику, стал трогать его за плечо, талию, внутреннюю часть бедра, предлагал поплавать вместе, а после отказа попытался насильно искупать. «Эти приставания продолжались минут 10-15, мне было совершенно непонятно что происходит. За счет того, что человек долго с тобой общается, оказывает тебе услуги, он твой учитель, вызывает у тебя доверие, ты не можешь прямо сейчас сказать: вы меня домогаетесь. Вы считаете, что это какая-то игра, потому что этот человек настолько велик». В итоге Смирнов учителя «спихнул, утопил и ушел», сказав «еще раз так сделаете — я вам руку сломаю». Больше приставаний от учителя он не ощущал. О случившемся в подробностях Смирнов никому не рассказывал — до разговора с «Проектом». Во время учебы в школе он опасался, что учитель из мести сможет повлиять на его поступление в МГУ.

Под какие статьи Уголовного кодекса подпадают действия Сергеева

Оценка юристов
 
Оценка адвоката Екатерины Тягай, руководителя практики «Особых поручений (Sensitive Matters)» коллегии адвокатов Pen& Paper

Если будет установлено, что прикосновения к половым органам детей 13-15 лет были направлены на удовлетворение сексуального влечения виновного, или на вызывание сексуального возбуждения у потерпевшего лица, или на пробуждение у него интереса к сексуальным отношениям, они могут быть квалифицированы по ст. 135 УК РФ (Развратные действия). Причем как более тяжкие (по ч.2 статьи) будут квалифицированы развратные действия в отношении ребенка, достигшего 12, но не достигшего 14 лет. Осуществление развратных действий в отношении 14 и 15-летнего лица (ч.1 ст. 135 УК РФ) является преступлением небольшой тяжести, а в отношении лица 13 лет (ч. 2 ст. 135 УК РФ) — тяжким преступлением, сроки давности у этих преступлений — два года и десять лет соответственно.

Поскольку в остальных случаях (фотографирование, прикосновение к половым органам, мастурбация) несовершеннолетние достигли возраста 16 лет, описанные действия совершеннолетних не могут быть квалифицированы по ст. 135 (Развратные действия) или по ст. 134 УК РФ (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста). Если совершение описанных действий осуществлялось без применения насилия или угрозы его применения к несовершеннолетнему или к другим лицам и без использования беспомощного состояния несовершеннолетнего, они не образуют состава преступления.

Поскольку из описанных случаев следует, что подростки не давали своего активного согласия, отметим, что преступлением является также понуждение несовершеннолетнего лица к действиям сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего лица

(ч.2 ст. 133 УК РФ). Понуждение несовершеннолетнего к действиям сексуального характера (ч.2 ст. 133 УК РФ) является преступлением средней тяжести, сроки давности у таких преступлений — шесть лет.

Наличие у лица статуса педагога при совершении подобных преступлений само по себе не влияет на квалификацию его действий. Однако совершение преступления в отношении несовершеннолетнего лица педагогическим работником или другим работником образовательной организации является обстоятельством, отягчающим наказание (п. «п» ст. 63 УК РФ).

Оценка адвоката по уголовным делам Алексея Паршина

Такие действия, как прикосновения к половым органам малолетних и несовершеннолетних, эротический массаж, мастурбация подпадают под признаки статей 132-135 УК РФ (Насильственные действия сексуального характера, Понуждение к действиям сексуального характера, Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, Развратные действия). Фотографирование или видеосъемка несовершеннолетних без одежды, в зависимости от конкретных обстоятельств, помимо вышеуказанных статей, может подпадать под признаки ст. 242.1 УК РФ (Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних).

Оценка адвоката Тумаса Мисакяна

Прикосновения к половым органам детей 13-15 лет, без учета обстоятельств, о которых мы не знаем, похоже на ст. 135 (Развратные действия). Если потерпевших было двое или больше, это ч. 3 той же статьи, категория тяжких и особо тяжких преступлений со сроком давности 15 лет. Прикосновения к гениталиям, мастурбация, непрямой массаж простаты подросткам 16-17 лет, если речь идет об учителе, могут подпадать под ст. 133 ч.2 (Понуждение к действиям сексуального характера), срок давности таких преступлений — пять лет.

Успешный человек

Сергеев и сейчас работает в школе — ведет уроки физики у 10 и 11 классов. Ему 56 лет, и по меркам российских учителей он чрезвычайно успешен. Мало того, что он преподает в элитной школе, на протяжении многих лет входящей в топ-5 лучших школ России, Сергеев неплохо адаптировался к рынку. Он одновременно работает на физфаке МГУ, открыл лабораторию научного творчества ЛАНАТ при школе, в 2013 году зарегистрировал одноименное юрлицо вместе со своим бывшим учеником Константином Дмитриевым. Вместе со «Сколково» ЛАНАТ запустил конкурс научных проектов для школьников — он называется «Шустрик», и на его мероприятиях бывали бывший премьер Дмитрий Медведев, председатель «Сколково» Аркадий Дворкович, бывший министр образования Дмитрий Ливанов и министр обороны Сергей Шойгу. Чистая прибыль компании Сергеева и Дмитриева за восемь лет составила 20,5 млн руб. Разговаривая с учениками, Сергеев представлялся «человеком успешным», что, видимо, правда, ведь именно Сергеев оплатил существенную часть того похода на Килиманджаро  .

Знали ли коллеги и руководство СУНЦа о домогательствах к ученикам, «Проект» однозначно утверждать не может. Но администрации школы наверняка было известно о том, что дети, вопреки правилам интерната, иногда ночевали у своего наставника. Все, кто отпрашивался на ночь, записывали в общую тетрадь, куда они идут — так и писали: «к Сергееву», указывая телефон  . В 2010 году одиннадцатиклассник Александр  под вечер предупредил воспитателя — человека, следящего за бытом учеников, — о поездке к Сергееву. Та предложила, если это необходимо, соврать учителю, что перед выходом из СУНЦа ученик встретил ее, и она его не отпустила.

В 2016 году, когда произошел скандал в 57-й школе, о Сергееве вспомнили на локальном форуме МГУ, который не индексируется поисковиками. Выпускники СУНЦа стали обсуждать там неоднозначное поведение физика: ночевки, фотографии и купание без белья. Кто-то высказал идею рассказать администрации школы, но, по словам участников дискуссии, заниматься этим так никто и не стал.

Бывший преподаватель летней школы ЛАНАТ на условиях анонимности рассказал «Проекту», что и ему Сергеев делал массаж и пытался сфотографировать голым, когда ему было 20 лет. Опыт фотографии он описывает как «очень стремный». Об этом эпизоде до разговора с «Проектом» он никому не рассказывал, поскольку «не знал случаев с действующими учениками и потому что считал, что в ситуации с самим собой виноват, что не остановил [Сергеева] в тот момент». Действующий преподаватель СУНЦа Клим Сладков, по его словам, предупреждал учеников, что «с Сергеевым надо быть осторожнее» — это наставление дала самому Сладкову бывшая коллега. Еще один преподаватель физики в СУНЦе говорил коллегам, что он «руку Сергееву не жмет»  . Тем не менее, насколько известно «Проекту», никто из коллег жалоб на действия Сергеева не подавал.

Бывшие директора СУНЦа (за время работы Сергеева их сменилось девять) не ответили на вопросы «Проекта». Только один экс-директор, Юрий Николаев, бывший в должности в 2013 году, сказал, что жалоб на Сергеева ему не поступало. Нынешний глава СУНЦа Кирилл Семенов  также сообщил, что не получал жалоб ни от учеников, ни от учителей. Официальная позиция школы — Сергеев будет уволен как только его осудят, но, если дело будет возбуждено, его могут перевести на методическую должность до того момента, пока он не докажет, что обвинения ложны. Проводить внутреннюю проверку по изложенным «Проектом» фактам, разговаривать с выпускниками и просить объяснений от учителя в школе не планируют, поскольку не имеют «полномочий на проведение следственных действий».

Когда «Проект» обратился к Сергею Сергееву за комментариями, тот сообщил, что знает о подготовке текста, поставлен в «запредельно тяжелую ситуацию» и готов ответить на вопросы очно, добавив, что человеку в его положении нужно «всё бросать» ради встречи с журналистом. За час до назначенного времени Сергеев написал, что не сможет встретиться, и предложил переслать ему вопросы письменно. В течение недели с того момента ответа от преподавателя не последовало.

* * *

При подготовке этой статьи, продолжавшейся более трех месяцев, «Проект» разыскал и поговорил почти с 50 учениками Сергеева. Четырнадцать из них рассказали о тех или иных сексуализированных действиях учителя по отношению к несовершеннолетним ученикам. Нынешние ученики школы, с которыми разговаривал «Проект», не сообщили об учителе ничего, что могло бы послужить поводом для разбирательств.

Все те, кто согласились говорить с «Проектом» о пережитом опыте домогательств, не хотят юридических последствий для учителя, однако предпочли бы, чтобы он больше не работал с детьми. Почти все пострадавшие до разговора с корреспондентом никому не рассказывали о приставаниях учителя, некоторые выпускники открылись психологам и женам, и то без деталей. Мужчины чаще всего принимали решение поговорить с корреспондентом «Проекта» после того, как узнавали, что они были не единственными пострадавшими.

Если вы пострадали от действий Сергея Сергеева или хотите сообщить «Проекту» о насилии в другой школе, пишите на [email protected] или защищенную почту [email protected]