Евгений Двоскин

Галина Тимченко не хочет рисковать с «Медузой»

Основатель латвийского интернет-издания «Медуза» Галина Тимченко и главный редактор Иван Колпаков вышли из состава владельцев российского рекламного агентства «Продано!» (ООО «Редакция»).

По мнению экспертов, таким образом они страхуются от возможного уголовного преследования в случае признания своего проекта «нежелательной организацией».

Через это юрлицо «Медуза»* продаёт в России рекламу. В штате ООО «Редакция» на конец 2020 года числилось 24 человека, что означает частичный наём персонала издания через эту структуру. С 2018 года ООО принадлежало финансовому директору «Медузы»* 42-летней Татьяне Чапайкиной. Она, как и Тимченко с Колпаковым, выходец из «Рамблера»/Lenta.ru.

Тимченко и Колпаков вошли в состав владельцев «Редакции» 20 августа 2020 года (в день инцидента с отравлением Алексея Навального) в расчёте получать доход напрямую, а не по коммерческим договорам с латышским юрлицом Medusa Project SIA. Как и в Medusa Project, у Колпакова в ООО «Редакция» было 35 процентов. 50-процентной долей владела Тимченко (в латвийском юрлице у неё 65 процентов), ещё 15 процентов – у Чапайкиной.

Выручка компании за 2020 год – 210,5 млн рублей (на 31 процент больше, чем в 2019-м), чистая прибыль – 551 тыс. рублей. То есть почти весь доход мог выводиться в пользу латвийского юрлица. 18 июня 2021 года Тимченко и Колпаков отказались от долей в компании, и Чапайкина снова стала 100-процентным владельцем.

Опрошенные «Октагоном» эксперты считают, что медиаменеджеры опасаются признания своего интернет-портала в России нежелательной организацией – это следующая стадия после «иноагента» (статус получен в конце апреля 2021 года). То есть изменения в юрлице нужны, чтобы формальных связей ООО и «Медузы»* как иноагента было меньше для минимизации возможной ответственности.

– Есть ощущение, что выход Тимченко и Колпакова из уставного капитала «Редакции» в большей степени связан с возрастающими рисками привлечения к ответственности. Вплоть до уголовной в результате признания российской организации нежелательной, – поделился мнением партнёр консалтинговой компании Amond & Smith Сергей Назаркин.

Дело в том, что в мае 2021 года российские власти ввели уголовное наказание за участие в деятельности, а также за руководство нежелательной организацией , вплоть до лишения свободы на срок до четырёх – шести лет. По словам Назаркина, медиаменеджеры не хотели бы ассоциироваться с юрлицом в РФ, чтобы их нельзя было формально привлечь к ответственности.

«Безопаснее работать по договору с латвийской компанией, которая выполняет для них коммерческие услуги в рамках заключённого договора. А если к владельцам появятся претензии, дивиденды можно заблокировать на корпоративном счёте».

Сергей Назаркин | партнёр консалтинговой компании Amond & Smith

– Но чтобы распространить взыскание на деньги, нужно сначала установить связь между этой фирмой и собственниками, доказать, что именно они её контролируют. Это гораздо сложнее. Когда тучи сгущаются, важно иметь более безопасную модель ведения бизнеса. Тут не до экономии налогов! – объяснил Назаркин.

Очевидно, что медиаменеджеры перестраховались, хотя во властных структурах открыто не обсуждается вопрос признания «Медузы»* нежелательной организацией, и, как правило, чаще таким статусом награждают фонды либо НКО, которые имеют западное финансирование и участвуют в различных гуманитарных или политических программах.

Исключение Тимченко и Колпакова из состава учредителей произведено по рекомендациям специалистов по риск-менеджменту и юристов, считает адвокат, управляющий партнёр AVG Legal Алексей Гавришев.

– Как уже разъяснял Минфин, все организации, ведущие свою деятельность в РФ и получающие доход от источников в России, являются плательщиками налога на прибыль в порядке статьи 246 НК РФ. Учитывая, что дело носит политический характер, говорить о повышенных ставках личных доходов для нерезидентов также не приходится, так как, полагаю, налоговая оптимизация в данном случае не приоритетная задача, – отметил собеседник.

Тимченко и Колпаков по российским законам не являются резидентами РФ; по меньшей мере Тимченко имеет вид на жительство в Латвии.

Согласно российскому Налоговому кодексу, статус резидентов имеют только лица, фактически находящиеся в стране не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев подряд. Это значит, что их доход в виде дивидендов (до выхода из рекламного агентства) облагался бы налогом по ставке 15 процентов, а не 13 процентов, как для резидентов. При этом между РФ и Латвией существует соглашение об избежании двойного налогообложения, и полученные доходы не облагались бы налогами в Латвии (20-процентный налог на дивиденды). То есть журналистам-оппозиционерам было выгодно владеть ООО «Редакция», чтобы в перспективе делать себе премии в российской юрисдикции.

Ранее «Октагон» писал, что после попадания в реестр иноагентов «Медуза»* не лишилась рекламодателей, несмотря на заявления её руководства.