Три миллиарда из воздуха: мастер-класс по обогащению от фигуранта «списка Титова»

Как не вложив ни копейки собственных денег, получить актив стоимостью почти 3 млрд рублей, приносящий весьма неплохую прибыль? Ответ на этот вопрос в свое время нашел бывший гендиректор лизинговой компании Дмитрий Зотов, а теперь тонкости сложной схемы стали известны следователям. Второе уголовное дело против  Зотова расставляет все точки над i в споре между правоохранителями и бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, продолжающим заявлять, что конфликт носит гражданско-правовой характер. Что выяснили правоохранители — в материале редакции.

Учредителем компании выступила Татьяна Никифорова (сейчас носит фамилию Заикина) — давняя подруга супруги Дмитрия Зотова и бывшая сотрудница ряда организаций, связанных как с “Трансфин-М”, так и с ее теперь уже бывшим руководителем.  Сама Юлия Зотова занимала в “ИнвестАктиве” пост заместителя гендиректора.
Позднее в состав учредителей вошла еще и кипрская  компания Mikelino Corprration LTD. Ее представителем стала сотрудница “дочки” ТФМ и помощник Зотова Елена Денисова, а гендиректором “ИнвестАктива” был назначен Дмитрий Максимович — выходец из той же дочерней компании. При этом фирма постоянно находилась под контролем Дмитрия Зотова — в материалах дела есть переписка, где он дает распоряжения по различным хозяйственным вопросам.
Что же касается еще двух компаний, участвующих в цепочке мнимых договоров, то они перешли под контроль Дмитрия Зотова за несколько лет до сделки с вагонами, причем, судя по всему, не совсем честным путем.
В 2013 году Зотов вынудил безвозмездно передать зарегистрированной на Британских Виргинских островах и якобы подконтрольной ПАО “Трансфин-М” Belfast Services S.A 50%  акций кипрской компании Mayall Investments Limited, дочками которой являлись «Железнодорожные активы» и «СпецЛогистика». В качестве причины называлась необходимость контроля “Трансфин-М” за решениями по отчуждению имущества компаний на период договора лизинга, хотя на самом деле “Белфаст” никакого отношения к ПАО не имел — он был подконтролен лично Зотову.  Впоследствии доля должна была вернуться бенефициарам “Майала”, но вместо этого им пришлось расстаться с еще 16,7% акций — под угрозой расторжения уже заключенных договоров. 
В конце 2018 года Николай Фалин, в результате указанных действий утративший контроль над кипрским офшором, устно договорился с Зотовым о возвращении своих же активов за вознаграждение. Деньги — порядка 425 млн рублей — были перечислены аффилированным с Зотовым компаниям и физлицам, но акции Фалин не получил. Восстановить свои права на утраченные компании ему удалось только осенью 2020 года в Арбитраже Британских Виргинских островов, но к тому времени из них уже было выведено имущество стоимостью порядка 1 млрд рублей
Понятно, что на счетах компаний не было и средств, полученных в результате сделки по покупке вагонов. Эти 1,22 млрд благополучно ушли в офшоры, чтобы затем всплыть в другой схеме Дмитрия Зотова.Один к тремЭта схема стала предметом уголовного дела, которое сейчас слушается в Никулинском суде Москвы, и была подробно описана. Речь идет о хищении у “Трансфин-М” 1 тыс. железнодорожных вагонов стоимостью 2,8 млрд рублей под видом продажи данного имущества все той же компании “ИнвестАктив”. Таким образом, Дмитрий Зотов выступил и в роли представителя продавца — как гендиректор “ТФМ”, и в роли покупателя — как фактический бенефициар “Инвест-Актива”.
Для создания видимости сделки компания с уставным капиталом 10 тыс. рублей взяла банковский кредит на сумму 1,99 млрд  рублей. Что интересно, в переговорах “ИнвестАктива” с представителями банка о выделении кредитной линии лично принимал участие Дмитрий Зотов.
Но, по материалам следствия, для вывода парка вагонов использовались деньги самой компании “Трансфин-М”, ранее у нее же и похищенные. 381 млн рублей из выведенного ранее 1,22 млрд были перечислены на счета “Трансфин-М” в качестве 15-процентного аванса, а остальное пошло на уплату процентов по кредиту. 
Следует отметить, что манипуляции с вагонами были скрыты от акционеров компании при попощи фальсификации протокола заседания кредитного комитета. Также был сфальсифицирован сам договор об аренде вагонов, заключенный с “ИнвестАктивом”. Путем замены страниц было снято ограничение, согласно которому льготный выкуп имущества можно было произвести не ранее 2022 года.
Затем задним числом были составлены соглашения о расторжении договоров между «Трансфин-М» и ее дочерней компанией «ТФМ-Транс», которая ранее давала прибыль от сдачи вышеуказанных вагонов в субаренду. В результате весь доход был автоматически перенаправлен в “ИнвестАктив” за вычетом мизерной суммы в 100 рублей с вагона.
В настоящее время часть этих средств идет на выплату процентов по кредиту, а остальные — чистая прибыль аффилированной с Дмитрием Зотовым компании. 

Источник: compromat.group