Таможенники увидели в запчастях для УЗГА единое целое

Военные потребовали пеню с завода из Екатеринбурга. Заказчик заявил о срыве срока сдачи самолетов.

Таможенники выставили многомиллионные претензии «Уральскому заводу гражданской авиации» (УЗГА) из Екатеринбурга, потребовав пополнить бюджет. При ввозе в страну комплектующих для авиастроения предприятие задекларировало детали для будущих самолетов, но представители фискального органа заявили о неверном оформлении бумаг и требованиях еще на 70 миллионов. Как отмечают отраслевые специалисты, ранее подобные иски о выплате недоимок уже поступали авиаторам, а чиновники в разбирательствах настаивали, что компания ввозит в Екатеринбург не запчасти, а целые беспилотники, вертолеты и самолеты. Сейчас юристы завода пытаются оспорить решение УТУ в арбитраже, причем для отсрочки платежей предприятию пришлось заявить о 30-ти имеющихся контрактах для Минобороны и российских силовиков, которые обычно УЗГА старается не афишировать. Между тем претензии к заводу гражданской авиации возникли и у военных по многомиллиардному контракту. Минобороны предъявило активу, который считается близким к госкорпорации «Ростех», крупную неустойку за срыв сроков поставки самолетов в Краснодарское авиационное училище.

Камеральная проверка Уральского таможенного управления (УТУ) угрожает обернуться для АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА, Екатеринбург) многомиллионными финансовыми издержками. Предприятие в арбитражном суде пытается оспорить решение о внесении изменений в таможенные декларации (ТД) предприятия на ввоз из-за рубежа комплектующих для авиатехники. УТУ потребовало от завода перечислить не уплаченные в установленный законом срок таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в общей сложности на 74,7 млн рублей.

В настоящее время авиастроителям удалось добиться введения обеспечительных мер, в рамках которых фискальный орган не может до решения суда изъять заявленные средства. В качестве основного аргумента юристы завода использовали возможные проблемы с исполнением гособоронзаказа, хотя предприятие старается широко не афишировать свою работу на российскую армию.

«УЗГА – одно из крупнейших авиационных предприятий на территории России и стран СНГ с численностью сотрудников более 4500 человек. На базе предприятия создан современный авиастроительный комплекс площадью более 20 тыс. кв. м. Предприятие успешно выполняет государственные контракты, включая задания ГОЗа, в том числе, находящиеся на непосредственном контроле у президента Российской Федерации. В настоящее время АО «УЗГА» является головным исполнителем более 30 госконтрактов, большинство из которых заключены в целях исполнения государственного оборонного заказа», – заявили представители УЗГА в арбитраже.

Стоит отметить, что таможенники уже не в первый раз пытаются доначислить предприятию крупные платежи. Ранее «Правда УрФО» подробно рассказывала о судебных процессах из-за частей американского вертолета Bell, которые фискалы требовали декларировать как готовый вертолет. Похожая ситуация была с израильскими беспилотниками «Форпост», которые по лицензии собирают в Екатеринбурге.

Так, в 2010 году АО ОПК «Оборонпром» (ГК «Ростех») подписало с Israel Aerospace Industries LTD контракт на поставку 17 сборочных комплектов беспилотных летательных аппаратов «Форпост» и 40 сборочных комплектов БЛА «Застава» на общую сумму 410 млн долларов США. С УЗГА «Оборонпром» заключил договор комиссии, по которому завод собирал готовые беспилотники на территории России. До июля 2016 года контракт действовал без нареканий от таможенных органов. Но после того, как «Ростех» заявил о намерениях прекратить работу ОПК, с компанией из Израиля было подписано допсоглашение, по которому все права и обязанности «Оборонпрома» перешли к УЗГА, который и выступал исполнителем ГОЗа по беспилотникам. После того, как декларантом перестала быть структура «Ростеха», УТУ заявило, что в Екатеринбург ввозят готовые беспилотники. Размер доначисленных платежей мог тогда достигнуть полумиллиарда рублей, но арбитраж отказал в удовлетворении требований таможни.

Напомним, ранее через «Объединенную двигателестроительную корпорацию» УЗГА входил в ОПК «Оборонпром» госкорпорации «Ростех». В настоящее же время завод контролирует основной владелец НК «Банка» Виктор Григорьев. Ранее этот же бизнесмен владел группой «Коскол», в которую входила целая череда авиационных предприятий, среди которых – «Ростовский вертолетный завод». В начале двухтысячных Григорьев возглавлял дирекцию вертолетных программ в компании «Оборонпром» (ликвидированная в 2018 году структура «Ростеха»), где совместно с Денисом Мантуровым занимался созданием холдинга «Вертолеты России», куда позже вошли и вертолетные активы группы «Коскол». Между тем участники рынка отмечают, что  «Уральский завод гражданской авиации», как и его бенефициара, по настоящее время называют близкими к госкорпорации.

Основным направлением деятельности завода в последнее время является ремонт авиадвигателей и сборка на территории России одномоторных самолетов Diamond. С этим проектом компания стала резидентом ОЭЗ «Титановая долина». Вероятнее всего, новые требования УТУ связаны с ввозом запчастей для этих машин. Австрийская DAIMOND AIRCRAFT INDUSTRIES GMBH в рамках внешнеторгового контракта поставляет УЗГА комплектующие для нескольких моделей этого самолета, которые направляет как в летные училища России, так и структурам ФСБ и Росгвардии.

Отметим, именно самолеты DA-42Т стали поводом для иска Минобороны РФ, которое потребовало взыскать с УЗГА неустойку за срыв сроков поставки в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова. Новые суда на 5,56 млрд рублей должны были быть переданы военным до 11 ноября 2019 года, но вместо этого акты приемки подписали лишь 22 ноября. За 11 дней просрочки представители военного ведомства потребовали выплатить штрафные санкции в 23 млн рублей.

Между тем в ходе судебного разбирательства выяснилось, что все 25 самолетов были готовы к передаче заказчику еще в августе. Соответствующее уведомление было передано как в летное училище, так и в представительство Минобороны.

«Представители грузополучателя прибыли на аэродром поставщика только 01.11.2019, то есть спустя 2,5 месяца после получения уведомлений, и приступили к приемке воздушных судов. Соответственно, обязательство АО «УЗГА» по поставке воздушных судов было исполнено в момент их предъявления к приемке, а не на момент подписания актов приема-передачи», – решили в суде, указав, что акты были подписаны без нареканий. В требованиях военным в итоге было отказано. В настоящее время они пытаются оспорить решение Арбитражного суда Москвы в апелляционной инстанции.