Бывшая Сечина и Каширские роднички

“Велике будівництво” для Коломойского: для кого строят аэропорт в Днепре

“Велике будівництво” для Коломойского: для кого строят аэропорт в Днепре

И кто в итоге поживится? Несколько недель назад государственное предприятие «Фінансування інфраструктурних проєктів» разорвало соглашение с компанией «Альтіс-Констракшн» на строительство аэродрома Международного аэропорта «Днепр» за 3,95 млрд грн и объявило новый тендер на эти работы ожидаемой стоимостью 5,71 млрд грн.

Это отмечает  Цензор.НЕТ.

Профильные журналисты подозревают, что за разрывом предварительного соглашения стоит не только желание ускорить работу по строительству, которые по сути не ведутся, но и поживиться на марже.

Впрочем, есть еще один вопрос, который по сути является ключевым вокруг всех разговоров о днепровском аэропорте: а принадлежит ли вообще государству основной элемент целостного имущественного комплекса аэропорта Днепра — взлетно-посадочная полоса — и кто на ней будет зарабатывать после реконструкции?

Решение СНБО, которое не выполнили за 12 лет

Проблема с определением формы собственности целостного имущественного комплекса днепровского аэропорта возникла не при президенте Зеленском и даже не при президента Порошенко, у которого мэр Днепра Борис Филатов просил государственную помощь на строительство в 2018 году.

Проблемой аэропорт Днепра стал намного ранее. Так, еще в мае далекого 2008 года Кабмин одобряет «Государственную программу развития аэропортов», согласно которой было предусмотрено:

— оставление всех аэродромов в Украине (основным элементом которых и является взлетно-посадочная полоса) исключительно в государственной собственности;

— сохранение государственной собственности аэропортов «Борисполь», «Бердянск», «Львов» и «Днепропетровск».

Уже через 2 месяца, в мае 2008 года, СНБО принимает решение, согласно которому в месячный срок целостный имущественный комплекс аэропорта «Днепропетровск» должен был быть передан на баланс нового, специально созданного государственного предприятия «Международный аэропорт «Днепропетровск».

Указанное решение СНБО полностью соотносилось с утвержденной КМУ программой развития аэропортов.

Прошло чуть больше года, и уже в 2009-м, в результате непонятных подковерных процессов, концепция СНБО относительно будущей судьбы днепровского аэропорта в корне изменилась.

В решение СНБО от 2008 года были приняты отдельные изменения, — и пункт о передаче целостного имущественного комплекса аэропорта «Днепропетровск» на баланс нового государственного предприятия исчез.

Зато появился пункт, согласно которому частным инвесторам была разрешена приватизация государственной компании «Днеправиа», на балансе которой и находился тогда днепровский аэропорт.

Инвестором, который оказался самым расторопным в этой приватизации, стала компания «Галтера», которая согласно многочисленным расследованиями активистов, была и является связанной с особой Игоря Коломойского.

Впрочем, формально в этом, втором решении СНБО от 2009 года все еще было указано предостережение о том, что после приватизации целостного имущественного комплекса аэропорта «Днепропетровск» частным инвестором он все же должен был вернуть государству взлетно-посадочную полосу и аэронавигационное оборудование.

Согласно официальным ответам государственных органов на публичные запросы, в частности, от профильного Министерства инфраструктуры Украины и Министерства обороны Украины, — оба министерства официально отметили, что не имеют никаких прав собственности на какие-либо объекты, расположенные сегодня на территории целостного имущественного комплекса днепровского аэропорта.

То есть, спустя более чем 10 лет с момента принятия СНБО решения (в измененной редакции 2009 года) о передаче хотя бы взлетно-посадочной полосы в государственную собственность — это решение так и остается невыполненным компанией «Галтера».

Приватизация государственных 94,5% акций «Днеправиа» в составе одноименной авиакомпании и аэропорта Днепра состоялась на конкурсе 28 августа 2009 года.

После подписания договора ООО «Галтера» взяло на себя обязательства по инвестированию в аэропорт Днепра 882,1 млн0 грн., в том числе 107 млн грн. на реконструкцию взлетно-посадочной полосы.

В 2015 году Фонд госимущества (в разгар противостояния команды президента и Игоря Коломойского) провел проверку выполнения условий договора купли-продажи акций «Днеправиа» и обнаружил невыполнение условий договора, о чем был составлен акт. Также в том же году часть объектов аэропорта была передана решением Кабмина в распоряжение Минобороны (но не в собственность государства).

1 октября 2015 года Фонд госимущества направил ООО «Галтера» предложение о расторжении договора и просьбы оплатить штраф и пеню в размере 221,4 млн грн. за невыполнение обязательств, предусмотренных договором, а также вернуть акции «Днеправиа».

В 2017 году Хозяйственный суд Днепропетровской области удовлетворил иск Фонда госимущества к «Галтере», но проиграл апелляцию. А уже в 2019 году Хозяйственный суд Киева отказал Фонду государственного имущества в расторжении договора с ООО «Галтера».

В своем решении суд указал: «Из анализа содержания п.11.1.2 (передача взлетно-посадочной полосы, радиомаячной системы РМС СП — 80 М и земли — Цензор.нет) договора усматривается, что указанным пунктом договора не были определены орган или соответствующее учреждение, которое действует от имени и в интересах государства, и которой ответчик обязан передать имущество).

В то же время «Галтера» предоставила суду документы, которые доказывали, что в течение действия указанного договора она неоднократно обращалась как к Фонду государственного имущества Украины, так и к другим государственным органам о готовности передачи взлетной полосы, ведь Государственный орган, которому это имущество должно было быть передано, неоднократно менялся.

Также суд принял объяснение компании, что проведение АТО и использование аэродрома военными помешало ей инвестировать в реконструкцию взлетно-посадочной полосы предусмотренные договором средства. Компания потратила только 142 миллиона, что в 18 раз меньше обещанного.

В конце концов «Галтера» выиграла у ФГИ в суде. После этого уже прокуратура городов а Киева, не соглашаясь с решением, обратилась в Северны апелляционный хозяйственный суд с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение Хозяйственного суда города Киева.

Но 23 января 2019 года Северный апелляционный хозсуд оставил без изменений решение Хозяйственного суда Киева.

7 мая 2020 года Фонд госимущества проиграл еще и в Верховном Суде.

Среди прочего Верховный суд признал, что после того как распоряжением Кабинета Министров Украины № 1136-р от 04.11.2015 был определен перечень зданий и сооружений аэродрома, которые передаются от ОАО «АК Днеправиа» в государственную собственность в сферу управления Минобороны, произошла смена перечня имущества относительно того, что указано в первоначальном договоре.

«В частности, радиомаячную систему РМС СП-80М (инвентарный номер 50059) заменено на диспетчерский пункт системы посадки (инвентарный номер 19) и здание радиолокационного ретранслятора ближнего маяка (инвентарный номер А79), что исключало возможность выполнения ООО» Галтера «этого условия сделки в редакции, которая была определена сторонами при заключении договора», говорится в постановлении ВС.

«Учитывая изложенное, коллегия судей соглашается с выводом судов предыдущих инстанций о том, что невыполнение ООО «Галтера” пункта 11.1.2 договора было вызвано некорректностью изложения последнего, которое было допущено в момент заключения договора и заключалось в неопределенности органа, которому должно было быть передано определенное имущество. К тому же, в связи с изменением обстоятельств, которые невозможно было предусмотреть на момент заключения договора, произошла замена перечня имущества», — говорится в документе суда.

Почему провалилась альтернатива аэропорта в Соленом

На момент, когда Петр Порошенко обещал мэру Днепра Борису Филатову государственную помощь в реконструкции аэропорта, еще не было окончательного решения суда. Впрочем, бывший министр инфраструктуры Владимир Омелян и тогда предлагал строить аэропорт в другом месте.

«Несмотря на то, что Коломойский якобы обещал выйти из аэропорта, а инвестировать туда собирался Ярославский, чья деятельность в аэропорту Харькова не вызвала вопросов монополии, мы понимали, что мы можем увязнуть в судебной волоките. Насколько я помню, в то время рассмотрение в судах дела еще продолжалось», — рассказал Омелян Цензор.НЕТ.

Но это были еще не все предостережения. К локации аэропорта были и другие вопросы. «Взлетную полосу там строили еще немцы, сам аэропорт находится в излучине Днепра, что не способствует полетам, особенно в осенне-зимний период», — рассказал экс-министр.

Действительно, в очерках об аэропорте можно встретить информацию, что метеорологическая и экологическая обстановка в районе аэропорта Подгороднего, что находится на 80 метров ниже Днепропетровского аэропорта, лучше для регулярных полетов, особенно в осенне-зимний период.

Поэтому Омелян предлагал строить аэропорт в поселке Соленое на Днепропетровщине, где была государственная земля, а местная власть готова была предоставить свою.

«Соленое находилось в 40 километрах от Днепра и Запорожья и в 100 километрах от Кривого Рога и аэропорт здесь мог бы быть выгоден для всего региона. Аэропорт в этом месте мог бы стать узловым авиационным хабом для восточной Украины, и мог бы охватить минимум 2-3 миллиона пассажиров в год», — вспоминает бывший министр инфраструктуры.

Проект был поддержан центральной властью и даже были объявлены первые тендеры на проект, но против была власть Днепра.

«Если Омелян или Гройсман примут решение строить аэропорт Днепра на Луне — не смогу сопротивляться. Главное, чтобы построили», — заявил тогда мэр города Борис Филатов.

Власть Зеленского от идеи аэропорта в Соленом отказалась.

ГП «Фінансування інфраструктурних проєктів» Государственного агентства инфраструктурных проектов Украины 6 марта 2020 года по результатам тендера заказало ООО «Институт Укрдорпроект» проект аэродрома в Днепре за 24,53 млн грн.

В марте 2021 года тогда еще министр инфраструктуры Владислав Криклий объявил о начале строительства первой очереди аэродрома.

Контракт на подготовительные работы в сентябре 2020 года получила компания «Автомагистраль-Юг». А в феврале 2021 года «Альтис» выиграл на тендере контракт на строительство. Тогда к торгам ожидаемой стоимостью 5,70 млрд грн было допущено восемь конкурентов, а победитель снизил свою цену на 31% до 3,95 млрд грн. Впрочем, как показывает анализ издания «Наші гроші», заложенные компанией «Альтис» средства были полностью рыночными.

Первые месяцы работы на объекте велись не слишком активно. Если не считать постоянные заявления нардепа от «Слуги народа» Сергея Демченко, что аэропорт активно строится. Вопросы были с подготовительными работами «Автомагістраль-Південь».

А в мае Антимонопольный комитет вдруг остановил работу в аэропорту. Точнее, прекратил государственную помощь, оказываемую Министерством инфраструктуры Украины на проектирование и строительство аэродрома Международного аэропорта «Днепропетровск».

«Поскольку Укринфрапроект и ГП «Фінансування інфраструктурних проєктів” не выбирались по конкурентной процедуре, нельзя утверждать, что предоставленная им экономическая выгода была бы доступной при обычных условиях. Поэтому у Комитета есть основания полагать, что данная финансовая поддержка могла существенно повлиять на конкуренцию в регионе», — говорилось в решении АМКУ.

Несмотря на то, что АМКУ не выдвинуло никаких претензий непосредственно к тендеру, уже тогда «Лига антитраста» предположила, что это может стать основанием для пересмотра победителя и что «Автомагістраль-Південь» — получит второй шанс освоить 4 млрд грн», ведь на тендере эта компания проиграла в предложении компании «Альтис» только 20 тысяч и только потому, что он делал предложение последним.

Как видим, тендер действительно отменили. Впрочем, пока компании готовятся “разгрызть” тендерный «пирог» на 6 млрд, вернемся к вопросу земли и взлетной полосы.

В начале 2020 года председатель Днепропетровской ОГА Александр Бондаренко в своем блоге написал, что «на территории будущего аэропорта сейчас находятся участки, принадлежащие частному лицу, «Южмашавіа» и «Дніпроавіа». «Следует выкупить земли, компании перенести. В феврале должны быть заключены все соглашения», — отметил экс-председатель ОГА, который, кажется, был не в курсе, чьи на самом деле эти земли.

Выкупали ли земли, которые в принципе и так принадлежат государству, в ОГА не уточняли, но в июле прошлого года Днепропетровская ОГА передала в аренду компании «НС-Дніпро» землю под строительство терминала нового аэропорта сроком на 49 лет. Это 6 участков площадью 7,6 га.

«Передали землю, которой раньше распоряжалось «Дніпроавіа», в аренду компании «НС-Дніпро» (одна из компаний Ярославского, которая будет заниматься реконструкцией аэропорта. — Цензор.НЕТ). Это подрядчик инвестора. Он будет строить терминал и сопутствующую инфраструктуру”, — рассказал Бондаренко.

Цензор.НЕТ обратился к Бондаренко с вопросом, на каких условиях переданы земли, но за неделю ответа так и не получил. Днепропетровская ОГА ответила, что сбор информации займет время и в сроки Закона о доступе к публичной информации ответа дать не может.

На портале Единой государственной электронной системы в сфере строительства сведения о земле для аэродрома не внесены.

Также редакция не получила ответа из Кабмина, кто является распорядителем взлетной полосы аэродрома.

В то же время, как уже отмечалось выше, в распоряжении Цензор.НЕТ есть ответы на запросы адвоката Елены Доненко — представительницы горсовета Днепра, из которых следует, что ни в государственную собственность на баланс Мининфраструктуры, ни на баланс Минобороны, ни в коммунальную собственность сооружения и имущество аэропорта не передавалось.

Хотя даже решение судей еще несколько лет подводили власть к очевидному решению — определить, наконец, государственный орган, которому “Дніпроавіа” должен передать взлетную полосу, радиомаячную систему и земельные участки.

Зато ситуация остается подвешенной так, что может оказаться, что даже после реконструкции и перестройки силами Ярославского, а также расходования миллиардов бюджетных средств, аэропорт фактически будет принадлежать структурам, приближенным к Игорю Коломойскому.

Деолигархизация на марше, так сказать!

Кстати, одна из именно таких частных компаний из круга влияния Коломойского — ООО «Міжнародний аеропорт «Дніпропетровськ” — уже который год подряд остается единственным и исключительным эксплуатантом аэродрома Днепра (включая взлетно-посадочную полосу, которая так и не возвращена государству).

Такой исключительный статус позволяет указанной частной компании единолично решать, какие международные или украинские авиакомпании допускать или не допускать к перелетам в/или из города Днепра.

Следствием таких, по сути монопольных, полномочий стало прямое блокирование со стороны эксплуатанта аэродрома ООО «МА Дніпропетровськ» возможности осуществлять рейсы через днепровский аэропорт таких международных авиакомпаний, как Turkish Airlines, Lufthansa, Austrian Airlines и др.

В 2021 году право быть единственным эксплуатантом аэродрома Днепра частная компания ООО «Міжнародний аеропорт «Дніпропетровськ» получила бессрочно, фактически легализовав свое монопольное положение.