Разворованный китайский миллиард: время платить по счетам

Разворованный китайский миллиард: время платить по счетам

Угроза того, что Китай вскоре может выставить украинским налогоплательщикам счет на миллиард долларов из-за долгов государственного зернотрейдера, — вполне реальна. Как Украина попала в эту ловушку и есть ли выход?

Еще со времен Советского Союза в государственной собственности в Украине остались десятки элеваторов для хранения зерна, а также комбинаты по его переработке. Всем этим имуществом с 2010 года распоряжается Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ). Ее основная модель бизнеса проста: скупать зерно у селян подешевле, сохранять его на элеваторах и продать подороже.

Выгоднее продавать на экспорт — в портах Одессы и Николаева у компании есть и элеваторы, и мощности по перевалке. В Украине этот бизнес в целом довольно прибыльный. Однако ГПЗКУ это не касается. По результатам независимого аудита, с которым можно ознакомиться на сайте компании, только за 2019 и 2020 годы менеджмент государственного трейдера умудрился продать зерно и продукцию переработки на два миллиарда гривен дешевле, чем закупил. С учетом расходов на сбыт и административных расходов ГПЗКУ наторговала «минус» в 3,5 миллиарда гривен.

Коррупционные скандалы

В течение 11 лет деятельности компании ее сопровождают коррупционные скандалы — расследуется целый ряд уголовных производств, в основном связанных с продажей зерна по заниженным ценам через подставные иностранные фирмы. Последний раз по подозрению в злоупотреблениях при экспорте зерна обыски в офисах госкорпорации провела Национальная полиция, о чем было сообщено 10 августа. За последние пять лет правительство поменяло во главе ГПЗКУ восемь председателей правления. Нынешний исполняющий обязанности председателя Андрей Власенко был назначен в конце прошлого года.

Зерновой бизнес в Украине довольно прибыльный. Однако ГПЗКУ это не касается

«Это крайне неэффективное государственное предприятие является символом всеобъемлющей коррупции. Его надо было бы уже давно ликвидировать, а имущество продать эффективным собственникам», — констатировал в беседе с DW эксперт Киевской школы экономики Олег Нивьевский. Впрочем, избавиться от этого бремени украинским налогоплательщикам в ближайшем будущем не удастся. Приватизировать ГПЗКУ мешает контракт с Экспортно-импортным банком Китая — по крайней мере, на это указывает один из бывших руководителей зерновой корпорации Валерий Томиленко. В конце 2012 года государственный зернотрейдер взял у китайцев в долг астрономическую сумму в 1,5 миллиарда долларов. Деньги надо вернуть до 2027 года. «Пока существует долг, отчуждение имущества компании или изменение структуры собственности возможны только с письменного согласия китайской стороны», — пояснил в интервью DW Томиленко. Детальных условий соглашения в общем доступе нет — коммерческая тайна.

Счет за аппетиты чиновников

Независимые аудиторы прогнозируют дефолт ГПЗКУ уже в 2022 году, если срок выплат не будет продлен и ставка по кредиту останется на нынешнем уровне в 5 процентов годовых. По состоянию на данный момент из 1,5 миллиарда долларов остается к погашению около миллиарда. А в резервах компании, по данным отчета аудиторов, остается неиспользованных китайских средств всего лишь 110  млн долларов. Этого хватит разве на то, чтобы погасить в январе следующего года очередной транш в 75 млн долларов плюс проценты.

Дальше платить будет нечем. Лишь в 2020 году ГПЗКУ вдвое сократила продажу зерна, а убытки по итогам года достигли рекордных шести миллиардов гривен. Если госкомпания объявит дефолт, возвращать почти миллиард долларов остатка по кредиту будут налогоплательщики, поскольку кредит выдавался под правительственную гарантию. «Гарант должен оплатить эту сумму так, будто он является основным должником, не позднее 20 рабочих дней после получения письменного требования от кредитора», — говорится в отчете независимых аудиторов, обнародованном на сайте ГПЗКУ в июле.

Кредит, который невозможно вернуть

Заем предоставлялся для закупки зерна в Украине с последующей продажей в Китай. Масштабы займа вызвали удивление в экспертной среде. Количество зерна, которое можно было бы закупать и перепродавать в Китай за заемные средства, было в несколько раз выше оборота госкомпании. Ежегодный минимальный объем согласованных с китайской стороной закупок — 5 млн тонн — значительно больше мощности ГПЗКУ по хранению зерна.

В порту Одессы ГПЗКУ имеет мощности для хранения и перевалки зерна

«Объем заемных денег значительно превышал разумный объем кредитования. Чтобы возвращать этот кредит вместе с процентами, компания должна была бы иметь не убытки, а по меньшей мере 200 млн долларов прибыли в год. Такой выручки не имеет ни один зернотрейдер в Украине. А кредит этот был заведомо невозможно ни вернуть, ни даже освоить», — отметил Валерий Томиленко.

Узнать, чем руководствовалась власть и руководство ГПЗКУ, когда брали у китайского госбанка неподъемный кредит под государственные гарантии, сегодня невозможно. Тогдашний министр аграрной политики Николай Присяжнюк, который лоббировал сотрудничество с Китаем в аграрном секторе, с 2014 года скрывается от правоохранителей, которые обвиняют экс-чиновника в растрате имущества.

Кабальный контракт

Чиновники Януковича бежали из страны, а от наполеоновских планов по китайским кредитом остался миллиардный долг, за который, кроме погашения, ежегодно нужно платить около 50 млн долларов процентов. Вместо согласованных по контракту минимум 5 млн тонн зерна в Китай ежегодно продается не более 10 процентов от согласованных объемов. В 2020 году были вообще проданы лишь 210 тыс. тонн.

Аудиторы указывают, что китайцы систематически отказываются покупать зерно, поскольку цены «не совпадают с ожиданиями и бизнес-интересами» китайской корпорации CCEC. Эта корпорация выступает контрагентом по контракту, под который выдавался кредит Эксимбанка Китая.

Из-за несоблюдения условий контракта ССЕС в международном арбитраже требует около ста миллионов долларов штрафов. Украинская сторона проиграла в первой инстанции, но в апелляции надеется сократить штрафы до 19 млн долларов. Кроме маленьких поставок, ССЕС обвиняет украинского поставщика в том, что тот не придерживается принципа эксклюзивности по отношению к себе, завышает цены и не предоставляет зафиксированную контрактом скидку в 5 долларов до рыночной цены за тонну зерна.

Неразборчивый кредитор из Пекина

Такой печальный финал сотрудничества госкорпорации с китайскими кредиторами не удивляет собеседников DW в профессиональных кругах. Они обращают внимание на то, что международные финансовые институты, такие как Всемирный банк или Европейский банк реконструкции и развития, никогда не дали бы такой огромный кредит непрозрачной убыточной госкомпании, у которой нет надлежащего контроля за использованием средств.

Эксперт берлинского Центра исследования Китая MERICS Джейкоб Марделл уже много лет исследует государственные инвестиции Китая за рубежом. По его наблюдениям, китайские банки, в отличие от западных доноров, игнорируют коррупционные риски. «Кое-какие страны не могут как следует реализовать проект, под который даются деньги. Хотя и нельзя сказать, что китайские деньги сами по себе коррумпируют, но они имеют потенциал подогревать эндемичную коррупцию, поскольку они выдаются без моральных рамок и без строгого контроля использования», — констатирует Марделл.

Как договориться с китайцами?

Бывший руководитель ГПЗКУ Валерий Томиленко отмечает, что на переговорах с китайцами о реструктуризации кредита на лучших условиях украинская сторона имеет слабую позицию — у Эксимбанка Китая есть государственная гарантия от Украины. «На месте китайцев я просто бы ждал», — говорит экс-менеджер. Единственный выход, который видит Томиленко — на государственном уровне предложить Китаю новые масштабные контракты в Украине. Например, в сфере инфраструктуры. Но не окажется ли Украина в таком случае в еще больший кредитной зависимости от Китая? 

Марделл констатирует, что проблемы с возвратом китайских кредитов возникают у заемщиков регулярно. По данным аналитиков из Rhodium Group, каждый четвертый китайский кредит за рубежом становится «проблемным». В основном долги реструктуризируют. Вопрос — на каких условиях. В последнее время политики в Киеве часто говорят о необходимости углубления сотрудничества с Китаем. На этом фоне Украина недавно без объяснения причины отозвала подпись под заявлением комитета ООН по правам человека с призывом к Китаю немедленно допустить независимых наблюдателей в ее западный округ Синьцзян. Там, по данным правозащитников, ущемляют права уйгуров.

Китайские деньги — это и бизнес, и, порой, политика, говорит Джейкоб Марделл. «С одной стороны, китайские компании ищут где заработать, привлекая кредиты отечественных госбанков. С другой стороны, у Пекина есть политический интерес повысить глобальную конкурентоспособность собственных компаний и одновременно усилить позиции Китая на международной арене, делать другие страны экономически теснее связанными с Китаем. Это может привести к бОльшему политическому влиянию, большей поддержки китайских нарративов в соперничестве между Западом и Китаем. В частности, и в таких вопросах как нарушение прав человека в провинции Синьцзян», — заключает берлинский эксперт.

На переговоры с Китаем, чтобы избежать дефолта ГПЗКУ, у Киева остались считанные месяцы.

В продовольственно-зерновой корпорации и министерстве экономики не ответили на вопрос DW о дальнейшей судьбе китайского кредита.