Осеннюю волну судов и банкротств предрекают туроператорам из-за долгов перед россиянами за ковидные туры

Осеннюю волну судов и банкротств предрекают туроператорам из-за долгов перед россиянами за ковидные туры

Непростую осень обещают российским туроператорам. И поводом для неблагоприятных прогнозов являются ковидные туры, которые так и не смогли до сих пор состояться по ряду объективных причин. По мнению экспертов, на туррынке может случиться коллапс.

О вероятности серьезных проблем, с которыми этой осенью могут столкнуться туристические компании, заявила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.

По ее словам, туроператоры уже сейчас озвучивают опасения относительно того, как ситуация с ковидными турами будет развиваться в ближайшее время. Есть вероятность того, что они столкнутся с настоящей волной судебных исков от клиентов, которые ждут возврата за оплаченные, но так и не состоявшиеся туры.

И наиболее остро вопрос стоит среди туристов, которые до пандемии приобрели зарубежные круизы, но так и не получили возможности в них отправиться в силу всем известных причин.

В ожидании волны

«Осенью туроператоров может накрыть волна судебных исков, так как очень многие туристы не соглашаются на замену туров, аннулированных из-за пандемии, и требуют возврата средств», — заявила Тюрина.

Впрочем, она не ограничилась голословными прогнозами и дала детальное объяснение ситуации.

По утверждению Ирины Тюриной, главная проблема заключается в том, что туроператорам просто негде сейчас взять необходимые для возвратов суммы.

Пандемия никуда не ушла, туризм по-прежнему сильно ограничен, и, по сути, все, что смогли туроператоры выжать из текущего сезона — это три-четыре месяца активной работы, которая, по интенсивности и прибыльности не сравнится с тем, что было до пандемии.

Так вот, по заявлению Тюриной, за столь короткий срок просто невозможно было нарастить прибыль, да и оборотные средства просто нереально было поднять до необходимого уровня.

Долгов стало меньше

Буквально пару дней назад о текущей задолженности туроператоров по ковидным турам рассказывала глава Ростуризма Зарина Догузова.

По ее словам, сейчас сумма задолженности оценивается примерно в семь миллиардов рублей.

Сумма, безусловно, очень большая, но если посмотреть на нее в сравнении с тем, что было изначально, она не кажется катастрофичной.

По словам главы туристического ведомства, в самом начале пандемии — в пик отмены зарубежных поездок — долги туроператоров перед клиентами за отмененные туры были равны почти 46 миллиардам.

То есть, по сути, сумма снизилась примерно в шесть раз. Произошло это в большей степени потому, что туристы воспользовались предоставленной возможностью и все-таки отправились на отдых, зачастую сменив первоначальное направление.

Говоря о заслугах Ростуризма в этом вопросе, Догузова заявила о том, что туроператоры смогли продолжить работу благодаря предпринятым мерам, в результате не только сократились долги, но и громких банкротств не случилось.

О том, как отрасль планирует избавляться от оставшихся семи миллиардных долгов, и как ей в этом будет помогать главное туристическое ведомство, Зарина Догузова не рассказала.

В ожидании выплат

Согласно действующему постановлению правительства №1073, туроператоры должны исполнить имеющиеся обязательства по перенесенным турам или вернуть за них деньги в срок до 31 декабря 2021 года.

Таким образом, на это у них осталось совсем мало времени — порядка четырех месяцев. И здесь можно с уверенностью констатировать, что в текущих условиях задача по исполнению обязательств турбизнесом выглядит абсолютно невыполнимой.

Исходя из этого, пресс-секретарь РСТ озвучила мнение, которое поддерживают многие специалисты на рынке — туроператорам нужна новая отсрочка.

«Как считают эксперты рынка, единственный выход из этой ситуации — дальнейшая отсрочка по обязательствам», — сообщила Тюрина.

Просьбы без ответа

Стоит отметить, что тревогу туроператоры забили уже некоторое время назад. В частности, РСТ уже дважды обращался к властям с просьбой внести изменения в постановление и продлить ранее установленный срок возврата денежных средств по не исполненным обязательствам турбизнеса хотя бы еще на год, а в идеале и вообще на два — до 2023 года.

Примечательно, что первый раз писали напрямую главе кабмина Михаилу Мишустину. Просьбу отправляли сразу после того, как было объявлено о закрытии двух массовых направлений — Турции и Танзании, то есть в апреле этого года. Как нетрудно догадаться, результатов это обращение не возымело.

Поэтому туроператоры предприняли еще одну попытку, но на этот раз в другом направлении. В частности, в самом начале лета президент РСТ Андрей Игнатьев попросил главу Ростуризма Зарину Догузову помочь добиться продления отсрочки по отмененным в 2020 году турам до конца 2022 года.

При этом в письме указывались также определенные сложности, связанные со сроками.

В частности, туроператоры просили синхронизировать механизм исполнения их отложенных обязательств с порядком возврата средств, установленных для авиакомпаний за билеты на рейсы, отмененные из-за пандемии. Дело в том, что по факту, авиакомпаниям была предоставлена отсрочка по исполнению обязательств перед пассажирами на три года, в то время как туроператоры должны были уложиться в два раза более короткий срок — за полтора года.

Если учесть тот факт, что перелеты в том числе входят в состав турпакетов, то получается ситуация, когда туроператоры обязаны отдать полную стоимость тура туристу, а авиакомпании — не обязаны.

Однако и со стороны Ростуризма в этом вопросе не случилось каких-либо действий.

Вопрос по-прежнему открытый

Эксперты отмечают, что сохранившаяся семи миллиардная задолженность на практике является крайне непростой.

«Проблема в том, что туристы, которые купили круизы, — это, как правило, фанаты таких путешествий, и они не хотят менять ни на какие варианты. Они ждут конкретно круизов, а их вообще нет уже практически два года, и они уже хотят вернуть деньги, тем более что у многих за эти два года изменились обстоятельства», — рассказала Ирина Тюрина.

Более того, этот вид путешествий на сегодняшний день практически недоступен для российских туристов.

Дело в том, что европейские круизные компании следуют установленному в Евросоюзе регламенту, соответствовать которому россияне не могут из-за того, что отечественная вакцина от коронавируса «Спутник V» до сих пор не признана ВОЗ.

«Наши сограждане могут пойти в круизы только нескольких компаний из luxury-сегмента, но это доступно единицам», — сказала пресс-секретарь РСТ и сделала вывод о том, что реальная альтернатива для любителей морских путешествий сейчас отсутствует.

Также она призвала не забывать о сложном положении тех компаний, которые специализировались на таких популярных в россиян направлениях как Таиланд, Вьетнам, Италия, Испания, Франция и другими, которые до сих пор закрыты.

Время уходит

Текущая судебная практика говорит о том, что многие россияне больше не хотят ждать и пошли в суд — и, судя по всему, у туристов уже стали появляться мысли о том, что денег для всех может не хватить.

Причем в вопросе судов сейчас налицо явные изменения. Если раньше суды в большинстве случаев становились на сторону туроператоров, указывая на имеющееся постановления правительства, то теперь решения все чаще принимаются в пользу туристов. Оно и понятно, времени на раздумья почти не осталось, пора приступать с возврату денег.

«И чем ближе будет конец года, тем больше туристы будут подавать в суды», — уверена Ирина Тюрина. Именно в связи с тем, что туристы устали ждать возврата своих денег, и могут случиться массовые суды и, в общем, даже банкротства.

Все это лишний раз свидетельствует о том, что в ситуацию нужно-таки как-то вмешаться правительству. Это явно поможет избежать огромного числа судебных разбирательств и ухода с рынка многих игроков.

«Иначе осенью такие иски начнут расти в геометрической прогрессии. В сегменте морских круизов, где почти 80% клиентов не готовы на замену туров, возможен реальный коллапс», — заявила Тюрина.

И если секретарь РСТ говорит о банкротствах довольно осторожно, то другие эксперты на туристическом рынке уверены, что все это просто отложенная реальность.

Банкротства есть и будут

Так, например, президент компании «Турком» Олег Белотелов уверен, что из-за того, что туротрасль сильнее остальных пострадала из-за пандемии коронавируса, волны банкротств избежать не получится.

По его словам, многие крупные туроператоры приняли непростое решение перенаправить поток на внутренний туризм, итогом этого вся программа и кешбэка, и переориентировки на внутренний туризм пошла прахом.

При этом на вопрос о вероятности банкротств на туррынке Олег Белотелов говорит как об уже свершившемся факте. Более того, по его заверениям, банкротства есть и сейчас, просто на них не заостряют внимания, ведь в противном случае может возникнуть реальная паника, которая лишь помешает в и без того крайне непростой ситуации.

«Что касается исков, туроператоры или турагентства обязаны возвращать деньги, потому что туристы не должны зависеть от того, что оператор или агентство предлагают вместо Испании Турцию, вместо Египта — Воронеж и так далее. Да, эта осень будет очень тяжелая, учитывая то, что фактически у нас сейчас только начинается Египет, никаких новых привычных пляжных осенних направлений не появилось», — рассказал эксперт.

Таким образом, осенне-зимний период, который был основным для больших крупных туроператоров, имеет все шансы стать провальным, даже несмотря какие-то подвижки по некоторым направлениям. Словом, Египет навряд ли способен спасти ситуацию.