Катя Розенберг

Южилин достанет из-под земли?

Южилин достанет из-под земли?

Кто может бороться за право строить петербургскую подземку?

Как пишет The Sankt-Peterburg Post, под чутким надзором транспортного вице-губернатора Максима Соколова могут разваливать петербургский «Метрострой», чтобы на его место пришли «Ленметрогипротранс» и «Метрогипротрансе». Первая компания известна как проектировщик так и не появившегося Орловского тоннеля, которым занимался First Quantum Partners Виталия Южилина, партнера известного петербургского коммерсанта Ильи Трабера. И, вот сюрприз, именно с возвращением в Северную столицу Соколова, проект тоннеля вновь ожил.

«Метрогипротранс», в свою очередь, контролируется людьми близкими к Роману Абрамовичу. Не исключено, что он на пару с Южилиным захотел контролировать строительств тоннеля, метрополитена и подземных коммуникации в Петербурге. По крайней мере, это могло бы объяснить, почему в обычно спокойном городе на Неве разразился такой резонансный скандал с «Метростроем»: как правило, такие вопросы решаются по-тихому.

Ведь ранее The Moscow Post писал о других возможных интересантах корпоративного конфликта в «Метрострое», среди которых бизнесмен Геннадий Тимченко и ВТБ, давно желающие заняться метростроением в Северной столице.

Напомним, сейчас в «Метрострое» сложилась патовая ситуация: предприятие имеет около 20 млрд рублей долгов, за последние два года там четыре раза менялся руководитель, а недавно в распоряжение нашей редакции оказалось заявление в правоохранительные органы, подписанное заместителями генерального директора ОАО «Метрострой» Ярославом Мельниковым и Сергеем Румянцевым. В нем они сообщают о якобы имевших место правонарушениях со стороны руководства компании. Поводом для этого стало увольнение гендиректора Ивана Каргина, которого в этой должности сменил его же предшественник Александр Старков. По некоторой информации, последний может выступать на стороне «разрушителей» организации, а Каргин, наоборот, хотел вывести предприятие из кризиса.

«Лоббист» со стажем?

По неподтвержденной информации, за подобными перестановками в компании может стоять экс-министр транспорта РФ Максим Соколов, который именно для этого мог и вернуться на работу в Петербург. Ранее он работал на разных должностях в Смольном с 2004 по 2009 год, последняя его позиция в администрации Петербурга — также вице-губернатор. Он считается человеком из команды Валентины Матвиенко: во время ее губернаторства Максим Соколов запускал стройку ЗСД и осуществил ее планы по созданию в Петербурге автокластера — при нем открылись заводы Toyota, Hyundai, Nissan и другие.

А ведь именно при Матвиенко наиболее близко продвинулись работы по строительству Орловского тоннеля — переправы под Невой. Тогда город заключил концессионный договор с ООО «Невская концессионная компания», контролируемым группой First Quantum, на возведение сооружения. Он должен был стать двухуровневым, в каждом направлении предполагались по три полосы движения. Но в 2012 году контракт был расторгнут.

Максим Соколов

Тем не менее, недавно стало известно, что в нынешнем генеральном плане Петербурга сохранена возможность появления Орловского тоннеля. Вполне возможно, что эту идею протолкнул как раз господин Соколов.

Отметим также, что ранее уже были разговоры о том, что транспортный вице-губернатор может действовать в интересах бизнесменов Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко. Сторонники этой идеи вспоминают, что Соколов одно время трудился первым заместителем генерального директора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Также стараниями Соколова мог претворится в жизнь проект «Морской фасад», основным бенефициаром которого назывался бизнесмен и на тот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом мог быть Сергей Матвиенко. сын Валентины Матвиенко, писала «Версия».

Петербург VS Москва

История с Орловским тоннелем может привести нас прямиком к происходящему сейчас в «Метрострое». Дело в том, что еще в начале нулевых конкурс на проектирование переправы выиграл «Ленметрогипротранс». Структура собственности ЛМГТ выглядит несколько странной: 64,38% организации контролирует Союз «Ветеран ЛМГТ» (общественная организация, образовавшийся в процессе приватизации научно-изыскательного института, основной вид деятельности — «Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая»), еще 25,48% — у ООО «Балтметропроект», подконтрольного самому ЛМГТ. Есть мнение, что на деле за «Ленметрогипротрансом» может стоять сам Виталий Южилин.

Московский «Метрогипротранс» является держателем еще 8,5% акций предприятия. Как писал «Коммерсант», москвичи еще в 2019 году предложило приобрести блокирующий или контрольный пакет акций петербургского ЛМГТ. Фактически обе фирмы — крупнейшие игроки на рынке страны, так что вместе они бы создали монополиста. Впрочем, акционеры петербургской организации отказались от предложения.

За «Метрогипротрансом» виднеется фигура миллиардера Романа Абрамовича. Дело в том, что президентом и совладельцем организации Артур Минц, который ранее был близким деловым партнером бизнесмена Абрамовича. Как писал «Росбалт», в 2020 году ему было предъявлено обвинение в рамках уголовного дела о хищении 8,8 млрд рублей, выделенных государством на работы по проектированию и строительству Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Москве.

Приближенным к Абрамовичу считается и нынешний совладелец предприятия Валерий Абрамсон. По неподтвержденной информации, его имя всплывало в показаниях Петра Хомякова, ныне покойного члена экстремистской группировки «Северное братство» (запрещено на территории РФ), получившего в 2012 году четыре года колонии за экстремизм и мошенничество на 3 миллиона рублей, писало РИА «Новости». Одно время Хомяков являлся руководителем одного из направлений ООО «Спецметропроект «, участвовавшей в проекте ЦКАД.

Получается, что люди Абрамовича еще в 2019 году хотели получить контроль над прямым конкурентом, вероятно близким к Южилину. Более того, как писала «Фонтанка», в конце того же 2019 года Московский «Метрогипротранс» подал 60-миллионный иск к гендиректору «Ленметрогипротранса» Владимиру Маслаку. История началась с налоговой проверки, которая проходила в «Ленметрогипротрансе» двумя годами ранее. Ее результаты показали, что в 2014–2016 годах компания допустила ряд нарушений; в частности, неправомерно применяла налоговые вычеты в рамках проведения работ по горно-экологическому мониторингу. Тогда Маслаков заявил, что ревизоры его «подставили» перед акционером.

Согласно картотеке арбитражных дел, в 2020 году Союз «Ветеран ЛМГТ» подал иск к самому ЛМГТ. Суть конфликта заключалась в том, что последняя не захотела включать в список кандидатур на выбор в совет директоров ряд старейших сотрудников компании, включая Владимира Маслака. Впрочем, через суд организацию обязали это сделать и Маслак по-прежнему стоит «у руля» ЛМГТ. Неужто таким способом выходцы из Москвы решили прибрать к рукам петербургскую организацию?

Ведь отчасти именно руками ЛМГТ осуществлялось «потопление» «Метростроя». Как писала «Фонтанка», проектный институт заявил намерение идти в арбитражный суд за признанием ОАО «Метрострой» банкротом. Впрочем, судя по имеющейся в сети информации, дальше дело не пошло.

От Трабера к Тимченко

Если за ЛМГТ действительно стоит Южилин, то не лишним будет отметить, что среди его давних партнеров называется влиятельный в Северо-Западном регионе Илья Трабер. Ранее The Moscow Post подробно писал о том, что еще в начале нулевых акционером ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» являлся оффшор Nasdor Incorporated. И якобы за ним стояли Южилин и Трабер. Южилин и сейчас может работать в тесной спайке с бизнесменом, специализирующимся на портовом бизнесе, — в частности, в его интересах заниматься проектом метанолового комплекса в Усть-Луге.

Получается, что сейчас к давним партнерам Южилину и Траберу мог подключиться еще и господин Абрамович. Такой «фронт» должен противостоять миллиардеру Геннадию Тимченко, который, кажется, не скрывает своего интереса к «Метрострою».

Дело в том, что в августе 2020 года, как писал «Коммерсант», доля в 13,62% в «Метрострое», ранее принадлежащая Вадиму Александрову, отцу сидящего в застенках СИЗО экс-директора организации Николая Александрова, вдруг оказалась в руках у его невестки. Затем эта доля отошла «Стройтрансгазу» Геннадия Тимченко. А затем и Николай Александров вдруг вышел под подписку о невыезде.

В компанию пришел и близкий к миллиардеру Константин Ерошенко. Последний какое-то время совмещал должность советника Харлашкина в «Метрострое» с управлением сразу в двух компаниях с названием «Метротрансстрой» и связанных с господином Тимченко. Сам же миллиардер добивался создания в Петербурге новой метростроительной организации и через Ерошенко рассчитывал расширить интересы своих энергетических компаний через передачу контрактов «Метростроя» «Метротранстрою», подконтрольного Тимченко.

И одно время Тимченко, похоже, удавалось задуманное: как ранее писал The Moscow Post, в итоге в Петербурге образовались «Метротрансстрой» Геннадия Тимченко и «Метрострой Северной столицы» (МСС) — это совместное предприятие Петербурга и ВТБ.

Казалось бы, после этого судьба «Метростроя» могла быть предрешена, и петербургской подземкой могли бы заняться близкие к Тимченко структуры. Но этого не произошло — наоборот, ситуация вокруг компании только накаляется с новой силой. А такие процессы для спокойного города на Неве, прямо скажем, не характерны.

Все это намекает на то, что у Тимченко появились серьезные соперники. Ими могут быть Южилин и Абрамович, которые и захотели контролировать строительства Орловского тоннеля, метрополитена и подземных коммуникации в Петербурге. И не последнюю роль в этой борьбе может играть вице-губернатор Максим Соколов, который давно предположительно на короткой ноге с господином Южилиным.