Максим Ченгаев

Россельхознадзор поставил заслон одиозной компании Доброфлот Ефремова Александра Владимировича которая заражала россиян коронавирусом через свою рыбу

Россельхознадзор поставил заслон одиозной компании Доброфлот Ефремова Александра Владимировича которая заражала россиян коронавирусом через свою рыбу

Сможет ли глава «Доброфлота» Александр Ефремов заручиться поддержкой Юрия Трутнева в очередном скандале с Россельхознадзором в свете окружающих его скандалов?

Как сообщает корреспондент УтроNews, ГК «Доброфлот» просит вмешаться полпреда президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева в спор с Россельхознадзором, ограничившим экспорт продукции рыбопромышленника в Китай.

Россельхознадзор внес в информсистему «Цербер» данные о запрете экспорта в Китай продукции, произведенной на плавзаводе «Залив Востока» и рыбоперерабатывающем заводе «Южморрыбфлот» – компаний ГК «Доброфлот».

Причиной приостановки поставок послужили результаты проведенной ГТУ видеоинспекции ряда российских предприятий и судов, в том числе предприятия «Южморрыбфлот» и судна «Залив Восток», сообщает ТАСС, отмечая, что объекты для инспектирования были выбраны китайской стороной.

Это не первый конфликт Александра Ефремова с надзорными ведомства и не первая жалоба полпреду президента Юрию Трутневу. Ранее претензии таможенных и надзорных органов, подозревавшие компании «Доброфлота» в контрабанде и уклонении от налогов, бизнесмен пытался представить, как «закошмаривание бизнеса».

ГК «Доброфлот»

Китайский штамп

Россельхознадзор объясняет свои действия инициативой китайских таможенников, якобы обнаруживших в продукции компании возбудителя вируса COVID-19. С аналогичными проблемами столкнулись и другие производители, в частности «Норебо» и «Баренцбиоресурса».

Российские рыбопромышленники столкнулись с проблемами с экспортом в Китай в конце 2020 года, когда Пекин после обнаружения следов коронавируса ужесточил карантинные меры. Это повлекло увеличение сроков оформления документов втрое.

В связи с этим рыбаки стали использовать альтернативные порты в Южной Корее. Ситуация негативно сказалась на прибылях игроков рынка, и привела к сокращению объема поставок рыбы из РФ в КНР с января по апрель 2021 года на 83,2%, до 77 тыс. тонн, в деньгах — на 60,14%, до $264,1 млн, сообщали ранее во Всероссийской ассоциации рыбопромышленников.

Письма Евремова

Глава «Доброфлота» прибегнул к эпистолярному жанру, рассчитывая доказать, что ограничения на перемещение товаров не должны вводиться на основании информационных писем иностранных государств, а должны регулироваться федеральными законами, в связи с чем просит Юрия Трутнева вмешаться в конфликт.

Александр Ефремов

Управляющий ГК «Доброфлот» в жалобе полпреду указывает, что Россельхознадзор ввел запрет на основании письма Главного таможенного управления (ГТУ) Китая, однако, в письме ГТУ КНР нет информации о вводе прямого запрета, отмечая, что китайская сторона обнаружила следы коронавируса на продукции пяти судов и одного завода, но с 3 августа готова принимать декларации на импорт товаров, отмечает топ-менеджер.

Проблемы у компаний Ефремова возникают с надзорным органом не впервые. Россельхознадзор уже запрещал вывоз продукции: аналогичные меры для «Южморрыбфлота» вводились еще года назад, летом 2020 года.

Нынешние ограничения грозят компаниям «Доброхота» неисполнением контрактов, каждый из которых оценивается в $300 тыс.

О реакции полпреда президента на Дальнем Востоке еще не известно, однако Россельхознадзор стоит на своем и предупреждает, что будет жестко пресекать любые попытки уйти от ответственности и тем, более обойти закон, намекая вероятно, на контрабандные способы доставки продукции на рынок Юго-Восточной Азии.

Оформление ветеринарных документов в обход ГТУ КНР может привести к неблагоприятным последствиям для всего экспорта рыбопродукции.

Между тем, не исключено, что за апелляциями в высшие инстанции господин Ефремов может пытаться уклониться от новых подозрений в непрозрачных схемах ведения бизнеса.

Серьезные вопросы к качеству продукции на предприятиях «Доброфлота», а также механизмам добычи рыбы у надзорных органов возникали уже не раз.

Два года назад в компаниях Евремова разразились громкие скандалы, когда в структуре группы компаний «Доброфлот» РК «Новый мир» обнаружили замену оборудования после вводы рыбного завода Ефремов ожидал получить право на квоту рублей, однако у Росрыболовства возникли претензии к деятельности «Доброфлота», сообщал «Коммерсант», отмечая, что проверки Росрыболовства совместно с комиссией Минпромторгом и Минвостокразвития установили, что на предприятии Ефремова была заменена изначально указанное в проекте оборудование по производству филе на более производительное, что и вызвало недовольство ведомства.

Спецназ заказывали?

Сценарий в лучших традициях голливудских блокбастеров разыгрался в апреле 2016 года на подконтрольном Ефремову судне. Силовики заподозрили компанию «Доброфлота» ЗАО «Южморрыбфлот» в контрабанде и уплаты от налогов, в связи с чем неожиданно на плавбазу «Всеволод Сибирцев» с вертолета высадился спецназ.

Сигналом для оперативников послужила информация Дальневосточного таможенного управления, выяснившего, что в 2015 году в порт Находки в «Южморрыбфлот» были ввезены две крупные партии тихоокеанской сайры общим весом 1593 тонны.

Рыба была выловлена в водах Мирового океана морскими судами из Японии и Тайваня, и впоследствии перегружена на плавзавод «Всеволод Сибирцев», на котором ее частично выпотрошили и заморозили, сообщал «Коммерсант». А в Находкинскую таможню ввезенная продукция была заявлена ЗАО «Южморрыбфлот» как товар Евразийского экономического союза, изготовленный на плавзаводе и, следовательно, не облагаемый таможенными платежами.

Были изъяты документы в головном офисе ЗАО «Южморрыбфлот», из которых было установлено, что после перегрузки на плавзавод «Всеволод Сибирцев», принадлежащий Ефремову, рыбу частично выпотрошили и заморозили.

По мнению правоохранительных органов, действия с рыбопродукцией, проведенные на плавбазе, выполнены были исключительно в целях обеспечения сохранности продукции и удобства ее транспортировки, что не относится к операциям по переработке либо изготовлению товара. Следовательно, указанная рыбопродукция, добытая иностранными морскими судами, является иностранным товаром и подлежит таможенному декларированию. За ее ввоз на территорию Российской Федерации должны уплачиваться соответствующие таможенные платежи.

По версии таможни, 1 593 тонны мороженой тихоокеанской сайры были незаконно ввезены на территорию России, а сумма невыплаченных таможенных платежей составила 11,3 млн руб.

Таким образом, Ефремов, похоже, пытался обойти российские законы: иностранную продукцию направлял под видом российской, уклоняясь от уплаты таможенных платежей.

В 2016 году в отношении компании возбудили уголовное дело по фактам контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей. Однако на стороне крупного рыбопромышленника тогда встало Росрыболоство, отметившее, что Арбитражный суд первой инстанции, также поддержал позицию производителя. В Росрыболовстве тогда заявили, что в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О единых правилах определения страны происхождения товаров» согласно которым, товар, произведенный на плавзаводе «Всеволод Сибирцев» под российским флагом из иностранного сырья следует считать происходящим из России.

В итоге, спустя год дело закрыли из-за отсутствия состава преступления, однако репутации «Доброфлота» был нанесен серьезный урон, поскольку по мнению следственных органов, оснований для уголовного преследования действительно были.

Жалобы как рычаг давления

Следует отметить, что новое письмо управляющего «Доброфлота» в адрес влиятельного чиновника направлено на фоне реформы рыбной отрасли, когда крупнейшие игроки стремятся к консолидации добывающих активов в отрасли в своих руках.

Новые правила увеличат инвестквоты на вылов рыбы, которые раньше распределялись по историческому принципу, среди существующих компаний в зависимости от объемов вылова ими рыбы за предыдущий период. Три года назад 20% всех квот на рыбу стали направляться через аукционы.

В 2019 году к ним добавились 50% квот на краба. Кроме того, победитель аукциона брал на себя обязательства по обновлению флота и перерабатывающих мощностей. Такие условия могут быть выгодны, прежде всего, крупным промышленникам, таким как «Норебо», «Доброфлот» и другим.

Может ли Ефремов посредством громких заявлений о притеснении со стороны таможенных и налоговых органов, пытаться манипулировать ситуацией в своих целях и заручиться поддержкой влиятельных чиновников в условиях передала рынка?

Не исключено и такое развитие событий, если учесть недавнее очередное письмо главы «Доброфлота» руководителю Роспотребнадзора Анне Поповой о массовой подделке консервов из сайры.

Ефремов заявил, что российскому потребителю поставляют «дешевую продукцию, заменяя сайру сельдью», цитирует бизнесмена РБК. Тогда бизнесмен направил в Роспотребнадзор жалобу, попросив ведомство пресечь фальсификацию консервов и создать «равные условия для всех производителей консервированной рыбной продукции».

Продукция «Доброфлота»

Управляющий группы «Доброфлот» заявил, что в магазинах много консервированной сайры, а продукция «Доброфлота» не продается из-за более высокой цены, при этом кроме компаний Ефремова, по его словам, «никто сайру в Россию не завозит». «Сырья быть не может, а прилавки забиты сайрой. Берем анализы и понимаем, что она поддельная», — пояснял Ефремов РБК.

Основная причина появления подделок, по его мнению, подорожание сайры. К кампании «Доброфлота» присоединился также депутат Госдумы Николай Коломейцев — запросы были направлены в Генпрокуратуру, Минсельхоз и Роспотребнадзор.

Интересно, что в письме руководителю Роспотребнадзора Ефремов фактически пытается устранить конкурентов с рынка, и называет десять компаний, которые, по мнению «Доброфлота», выдают сельдь за сайру. В частности, указываются Владимирский консервный завод, «Русский рыбный мир» и «Фортуна Крыма».

Поступление сырья на заводы и выпуск ими готовой продукции учитываются в созданной Россельхознадзором системе ветеринарного контроля «Меркурий», отмечает Ефремов и просит ответить на вопросы: почему поступающие на завод партии сельди в информационной системе «Меркурий» превращаются в консервы из сайры.

Судя по отсутствии реакции Россельхознадзора на заявления главы «Доброфлота», а письмо было направлено еще в июне, в российских надзорных органах, вероятно, предпочитают пока всерьез проанализировать деятельность самого «Доброфлота», и, не исключено, что ограничения экспорта продукции компании – лишь вершина айсберга в «мутных водах» рыбопромышленника Ефремова.