Максим Ченгаев

«Золотые полюса» «Ростеха»

Как сообщает корреспондент The Moscow Post в Якутии, Правительство выставило на аукцион месторождение Кючус в Якутии – крупнейшее месторождение золота из нераспределенного фонда. Высока вероятность, что теоретическими претендентами на него станут «Росатом» и ПАО «Высочайший» семьи Сергея Докучаева.

Между тем, по нашей информации, проектом может заинтересоваться Polymetal, некогда подконтрольный сенатору Сулейману Керимову — ранее другая близкая к нему компания «Полюс» уже владела лицензией на месторождение. И для того, чтобы обойти конкурентов, Керимов привлечет старого партнера — «Ростех».

Размер стартового платежа за право разработки золотоносного месторождения Кючус составляет 2,2 млрд рублей. Победителю аукциона очевидно придется вложиться еще больше: там нет энергетической инфраструктуры, необходимой для развития крупных предприятий, поэтому при освоении потребуются соответствующие мощности.

Более того, победитель торгов будет обязан заключить договор с «Росатомом» на установку малой атомной станции и начать использовать электроэнергию указанной станции не позднее 30 июня 2028 года. Строительство малой станции «Росатом» оценивал в 56,1 млрд рублей. Проект жестко критиковали экологи, потому что госкорпорация планирует хранить радиоактивные отходы на промплощадке АЭС, а это запрещено региональными законами.

На общественных слушаниях, прошедших 23 июня 2021 года, атомщики проигнорировали комментарии и вопросы недовольных. На следующей день на сайте местного правительства появились результаты слушания: «Проект одобрен, несогласных нет». Ну а чтобы недовольных было меньше, корпорация даже расщедрилась на рабочие места. На существующем пока только на бумаге заводе.

Вполне вероятно, что «Росатом» задумал сам заняться разработкой месторождения. Была информация, что там появится потенциальное совместное предприятие золотодобытчика «Высочайший» (GV Gold, семья Сергея Докучаева) и уранового холдинга «Атомредметзолото» (АРМЗ, входит в «Росатом»). Интересный нюанс: золотодобыча — не профиль «Атомредметзолота», который специализируется на добыче урана. Оттого и придется позвать партнера?

«Росатом» подстраховался еще на этапе организации аукциона, который проходит по спецусловиям. Кроме обязанности заключить договор с атомщиками, в случае с якутским месторождением необходимо также выполнить требование о наличии госдоли в предприятии.

Старые партнеры встретятся вновь?

А это значит, что еще одному называемому претенденту на месторождение, Polymetal, некогда подконтрольной сенатору Сулейману Керимову, тоже придется создать СП с госкомпанией. По некоторым данным, партнером может стать «Ростех», на что указывает сразу несколько фактов.

Начнем с того, что заниматься проектом может и другая близкая к Керимову структура — «Полюс». Последняя ранее уже имела лицензию на месторождение, но никаких реальных работ не осуществляла. Известно только о проведении ею геологоразведочных работ в 2006 году. Впрочем, это вполне себе в стиле политика — завладеть активом и держать его «до лучших времен».

Ранее The Moscow Post уже подробно писал о том, что похожая история произошла с Наталкинским месторождением в Магаданской области. «Полюс» приобрёл Наталку в 2008 году, строительство предприятия началось в 2012 году, но лишь во втором полугодии 2018 года компания завершила вывод Наталкинского ГОКа на проектную мощность, на которой предприятие продолжает работать. На сегодня это самый последний из реализованных «Полюсом» проектов развития.

Чтобы сейчас выполнить требование о наличии госдоли «Полюс» может объединиться с «Ростехом», с коим ранее уже успешно сотрудничал в Сухом Логе. СП «Полюса» и «Ростеха» стало победителем аукциона на месторождение Сухой Лог в начале 2017 года. Изначально в СП у «Ростеха» было 49%, у «Полюса» – 51%, но постепенно золотодобытчик наращивал долю в рамках опционных соглашений. К осени прошлого года, по данным «Интерфакса», «Полюс» полностью консолидировал проект, выкупив недостающую долю у «Ростеха».

На рынке бытует мнение, что получение в свое распоряжение Сухого Лога «Полюсом», формальным владельцем которого является Саид Керимов, а предположительно реальным — его отец Сулейман Керимов, несет в себе большие риски. Инвестиции, которые необходимо сделать для реализации проекта, могут составить более 6 миллиардов долларов, а запуск производственных мощностей и первую выплавку золота на активе предполагается осуществить в 2027 году. Но, зная темпы работы «Полюса», легко предположить, что и это дело может забуксовать.

Получается, что «Ростех» и его глава Сергей Чемезов ранее уже помогал «Полюсу» завладеть активов: сперва устроили СП, а затем госкорпорация поэтапно из него выходила. С Кючусом решили поступить так же?

«Богатырский» размах

Эта история отсылает к еще одному недавнему громкому событию на рынке. Речь идет о месторождении «Богатырь», в борьбу за который также подключился «Ростех», создав для этого отдельную структуру «РТ-Богатырь».

Одно время Чемезов хотел получить участок совместно с партнерами. А затем будто бы он решил оставить их не у дел, хотя внешне никакого конфликта с ними глава «Ростеха» не допустил. Ранее The Moscow Post писал о том, что «Ростех» мог объединиться с Катериной Босов, которая борется за наследство погибшего мужа, компанию «Сибантрацит», основное место присутствия которой находится там же, где и «Богатырь».

Сергей Чемезов

Была информация, что бизнесвумен готовится передать свою долю «Сибантрацита» офшорной компании, которая может быть близка к губернатору Московской области Андрею Воробьеву. А он, в свою очередь, имеет хорошие отношения с господином Чемезовым.

Эта версия появилась как раз после создания «РТ-Богатыря», который записан на ООО «Рузинвестпроект», последнее — на ООО «РТ-МР», в котором долей владеет «Перун Оверсиз Лимитед», зарегистрированная в 2013 году на Британских Виргинских островах. Согласно данным ICIJ (признано иноагентом на территории РФ), на Британских Виргинских островах имеется фирма с похожим названием — «Перун Лимитед». В ней работают некто Виктория Аксенова и Галина Демина. Предпринимательницы имеют отношение к одному адресу — Москва, Ленинский проспект, дом 156.

И, вот сюрприз, там же расположен Благотворительный фонд U-Art учрежденный Иветой и Тамазом Манашеровыми. Их сын Александр некогда владел долей в девелопере «Профальянс», а затем передал свою долю Марку Типикину — зятю главы Подмосковья Андрея Воробьева. Все сходится?

Не исключено, что сотрудничество Босов и Чемезова продолжается по сей день. Тем временем, «Богатырь» в итоге достался другим структурам. Как писал РБК, «Ростех» отозвал заявку из-за дополнительных условий к его участникам.

И вот опять мы видим, как в какой-то момент Чемезов будто бы просто «самоустранился». Такое ощущение, что госкорпорацию интересовали вовсе не месторождения — она лишь оказывала помощь в получении контроля над участками (надо полагать, не за просто так)? В случае с «Богатырем», например, могла устроить видимую борьбу за актив, чтобы отмелись другие потенциальные сильные претенденты. Ну и параллельно Чемезов «навел мосты» с Босов. Двойная выгода?

И если компания так не раз уже делала, то что ей мешает вновь так поступить? И это явно не понравиться «Росатому», который, кажется, старается обустроить так, чтобы Кючус достался именно ему.

Автор: Ирина Коваленко

The Moscow Post