Евгений Двоскин

У ОГХК началась лихорадка

В конце прошлой недели Кабмин принял решение сменить первое лицо ЧАО «Объединенная горно-химическая компания» (ОГХК), назначив вр.и.о. главы правления Егора Перелыгина вместо Артура Сомова. 

Публично комментировать кадровую перестановку никто не стал, но очевидным является факт, что она произошла буквально на носу приватизационного конкурса: продажа ОГХК запланирована на 31 августа со стартовой стоимостью в размере 3,7 млрд грн. «Приватизация ЧАО «Объединенная горно-химическая компания» станет мощным стартом большой приватизации», – так месяц назад описывал ожидания власти глава Фонда государственного имущества Украины Дмитрий Сенниченко.

Артур Сомов

Во внешнем мире надвигающийся конкурс воспринимается совсем по-другому. «Друзья, стали мне известны финалисты конкурса на приобретение ОГХК. Финалисты очень смешные. Правда. Точнее фунты, прикрывающие реальных претендентов на покупку госпакета акций.  А еще точнее – фактически одного покупателя. Компании с мировыми именами, все стратегические инвесторы о которых твердил г-н Сенниченко, как я и предсказывал, оказались блефом. ОГХК оказалась к приватизации полностью не готова. Аукцион 31 августа состоится и результаты его, уже очевидно, будут скандальны. И самое плохое – эти самые результаты будут иметь далеко идущие последствия для государства Украина», – писал недавно на своей странице Фейсбук Андрей Бродский, совладелец компании «Велта», которая как и ОГХК занимается добычей ильменита, используемого в качестве сырья в титановой промышленности.

Дмитрий Фирташ

родский не уточнил, о каком «одном покупателе» идет речь, но источники «ОЛИГАРХА» утверждают, что подразумевается группа Дмитрия Фирташа, который хоть и переживает сегодня не лучшие времена в этой сфере, явно не готов с ней бесповоротно прощаться.

До работы в ОГХК вышеупомянутый Артур Сомов работал финансовым директором частной компании «Карпатыгаз», которая известна своей близостью к Фирташу.

В контексте вышеупомянутого заявления Андрея Бродского про «одного покупателя», решение сместить Сомова воспринимается как запоздалая попытка власти исправить надвигающуюся ошибку попадания ОГХК в руки Фирташа. Критики этой версии обращают внимание на то что от смены фамилии главы правления приватизируемого предприятия ничего не зависит в процедуре подготовки к конкурсу. С другой стороны, именно действия менеджмента определяют эффективность (или неэффективность) работы компании, а уже она косвенно влияет на число потенциальных участников этого самого приватизационного конкурса. И в этой части есть вопросы.

Как стало известно «ОЛИГАРХУ», весной этого года Национальным антикоррупционным бюро было открыто уголовное производство №62021000000000183 по факту злоупотребления должностными лицами налоговой и фискальной служб своим служебным положением.  «Они с целью получения неправомерной выгоды содействовали ОГХК и его компании «Вольногорский горно-металлургический комбинат» в незаконном занижении размера налоговых платежей с налога на прибыль, чем причинили тяжелые последствия», – говорится в материалах дела, которыми располагает редакция. Там же указывается, что указанная претензия появилась вследствие выполнения «Объединенной горно-химической компанией» контракта №001/1-21 от 11 января 2021 г. перед компанией IMMCO TRADE PTE LTD.

Еще совсем недавно название этой структуры ничего не говорило рядовому читателю. Но буквально несколько месяцев тому IMMCO TRADE стало участником информационного скандала, в котором указывалось, что эта структура осуществляет покупку титанового концентрата по заниженной цене, и якобы работает в интересах Group DF Дмитрия Фирташа, сотрудничая с его «Крымским титаном» – предприятием на территории оккупированного полуострова. Резонанс был так велик, что IMMCO пришлось выходить с отдельным сообщением, где компания опровергала все обвинения в свой адрес, называя себя сингапурским сырьевым трейдером. Возымело ли это обращение какой-то эффект, вопрос риторический. Но факт упоминания этой компании в связке с ОГХК в материалах НАБУ точно не улучшает имидж «сингапурцев», и уж точно не создает предпосылок для расширения числа участников в надвигающемся приватизационном конкурсе.