Магия больших цифр Андрея Кузяева

Сколотивший состояние в бурные 90-е Андрей Кузяев продолжает экспансию на IT-рынке, но, как и раньше, не обходится без господдержки и влиятельных покровителей.

Как передаёт корреспондент The Moscow Post в Пермском крае, АО «ЭР-Телеком Холдинг» известного предпринимателя и промышленника Андрея Кузяева намерен масштабировать опыт создания частных дижитал-парков по типу пермского Morion Digital.

Компания собирается организовать аналогичные проекты на базе других российских технопарков, в частности, саратовского Almaz Digital. Последний создан в рамках партнерства холдинга, правительства региона, АО «Почта России», и, самое главное, госкорпорации «Ростех» под управлением Сергея Чемезова.

Идея Кузяева, которая сработала в Перми, сама по себе не является прорывной. Она заключается в заводе крупных промышленных игроков на подобные площадки, вокруг которых строится работа и более мелкие структуры, получающие заказы.

В этом смысле присутствие «Ростеха» в самарском технопарке, как и в любом другом, может привлечь к проекту меры государственной поддержки. А от поддержки государства господин Кузяев никогда не отказывался.

Его история схожа с историями многих предпринимателей родом из 90-х годов и прочно связана с нынешним зампредом Правительства РФ и полпредом Президента в ДФО Юрием Трутневым. В целом же во всей стране Кузяева куда больше знают, как нефтепромышленника, хотя его компания давно уже находится в лидерах телеком-рынка.

Эпоха ПФПГ

Отучившись в пермском университете на экономике, уже в 1991 году Кузяев вместе с партнерами учредил Пермскую товарную биржу, вскоре преобразованную в Пермскую финансово-производственную группу (ПФПГ). Группа стала главным активом Кузяева на долгие годы, в том числе и в длительный период его дальнейшей работы в «Лукойле».

Грубо говоря, ПФПГ была первой крупной капиталистической структурой Пермской области, которая, как «пылесос», всасывала в себя самые перспективные проекты и активы. Однако главной стала покупка акций компании «Пермнефть» в тот самый бурный период приватизации 90-х. Вскоре на его базе было создано СП «Лукойл-Пермь», а в 1995 году Кузяев стал его гендиректором, а также руководителем всех СП «Лукойла» в стране.

Вопрос, можно ли было в 90-е заниматься нефтяным бизнесом, не будучи связанным с криминалом, многие сегодня считают риторическим. Тем не менее, именно с этим периодом — второй половиной 90-х, связано накопление первых капиталов Кузяева, который через 15 лет станет одним из крупнейших IT-предпринимателей страны.

Тем не менее, еще до своего расцвета господин Кузяев смог накопить достаточно средств и возможностей, чтобы в 1994 году избраться депутатом Пермской городской думы. Там то он и познакомился с Юрием Трутневым — на тот момент бенефициаром крупнейшей в регионе ритейлерской сети ЭКС. И именно с тех пор, как утверждают знающие люди на рынке, между ними возникла некая химия.

Такая, что Кузяев, ставший одним из крупнейших функционеров «Лукойла» в стране, в 1996 году уже открыто поддержал кандидатуру Юрия Трутнева на пост главы города Перми. Компанию самого будущего зампреда называли агрессивной.

В частности, его обвиняли его в нарушениях, а именно — в силовом давлении сотрудников его компании «ЭКС Лимитед» на сторонников главного конкурента, действующего мэра города Владимира Филя. А еще — в запугивании избирателей экологической катастрофой, которая могла разразиться из-за якобы имевших место намерений Филя позволить американцам уничтожать ядерные отходы на одном из местных заводов. Об этом писала «Лента.ру».

Поддержка промышленников позволила Трутневу уверенно победить. Уже после он стал и губернатором Пермской области, причем с самого начала в инициативную группу поддержки Трутнева на тех выборах входил и Кузяев. Все это, конечно, давало предпринимателю карты в руки.

Теперь же интересы семей Трутнева и Кузяева пересекаются еще сильнее. Ведь у Андрея Кузяева был и другой бизнес, связанный с нефтяной отраслью, а именно ООО «РИД (разведка, инновация, добыча) Ойл-Пермь». И вместе с офшорами «ПФИГ Оверсиз Инвест» и «Оверия Трейдинг», которые связывают непосредственно с Кузяевым, еще одним соучредителем структуры является сын Юрия Трутнева Дмитрий — пусть и доля его всего 5%.

Чуть возвращаясь назад, параллельно с подъемом политического веса Трутнева, да и самого Кузяева, у него шла работа в самом «Лукойле», где бизнесмен обзавелся множеством связей. Его карьера там длилась почти 20 лет, и закончилась лишь в начале десятых годов. Но свой пакет компании «Лукойлу» Кузяев продал еще в начале нулевых — тогда говорили, что он не хочет быть на вторых ролях, а хочет заниматься бизнесом сам.

При этом уже после ухода из компании оставались подозрения, что он ушел не до конца. Например, на рынке стал активно действовать его давний соратник и коллега бывший гендиректор ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» Игорь Фомин. Ему приписывали желание подмять под себя крупнейший бассейн города — БМ, что могло закончится его упразднением.

Компания Фомина ООО «Пермская финансовая корпорация», которую пытаются связать и с Кузяевым, и с «Лукойлом», выиграла торги на получение имущества бассейна. Однако к ним возникли претензии УФАС, а пермяки написали петицию с просьбой спасти бассейн для горожан.

Успехи бизнеса Андрея Кузяева пытаются связать с его давним коллегой по Пермской Гордуме, а ныне зампредом Правительства РФ Юрием Трутневым

Забегая вперед, бассейн спасли, а сам Кузяев, похоже, в этот момент был увлечен более масштабными проектами. Еще в конце нулевых появился «Эр-Телеком». Кузяев сделал ставку на телекоммуникации, и не прогадал — сегодня эта одна из крупнейших подобных компаний страны, уступающая по охвату лишь Ростелекому. Однако методы работы «Эр-Телеком» оставляют желать лучшего, с ней связано множество скандалов.

Один из последних произошел в 2020 году. Его связывают со страстью Кузяева к расширению собственного бизнеса. Речь о компании ООО «5 Джи Вайфай», которая в 2020 году неожиданно для всех умудрилась обойти Ростелеком и выиграть сразу 13 контрактов Минцифры на сумму почти в 13 млрд. рублей.

Структура была никому не известна, и вряд ли бы победила без серьезной поддержки. Еще в 2017 году ее доходы составляли ноль рублей, а в 2018 году, когда министром цифрового развития стал молодой Константин Носков, состав акционеров вдруг изменился. Все доли отошли во владение АО «ЭР-Телеком Холдинг», а саму победу компании постарались связать с некими договоренностями, которые могли быть достигнуты между компанией и недавно назначенным чиновником. Прежде об этом подробно рассказывал The Moscow Post.

Поглощения с разоблачением

Некоторые СМИ, не стесняясь, приводят версию о возможном сговоре министра с ЭР-Телекомом. Об этом пишет, в частности, «ФЛБ», у журналистов которого возникло ощущение, что внезапный взлет ООО «5 Джи Вайфай» мог быть связан с банальным желанием перекачать 13 млрд рублей по 13-ти госконтрактом в связанные с Кузяевым офшоры.

А офшоров этих должно быть немало. Только на одном Кипре, и только с ПФИГ в названии зарегистрировано не менее 5 подобных компаний. Сегодня же это ООО полностью поглощено «ЭР-Телеком». Сумма же госконтрактов последнего возросла до 23,2 млрд рублей – то есть более чем в два раза после поглощения ООО.

У Кузяева есть интересные партнеры. В 2010 году 10% акций «ЭР-Телекома» были проданы британской фирме Baring Vostok («Баринг Восток»). Директор этой фирмы – американский гражданин Майкл Джон Калви. Недавно он был приговорен к условному сроку в пять лет и шесть месяцев по уголовному делу о растрате в банке «Восточный», об этом писал РБК.

В основу дела легла сделка по выдаче кредитов банком Первому коллекторскому бюро (ПКБ) в 2015 году на 2,5 млрд руб. (обе организации тогда контролировались Baring Vostok).

В 2017 году кредиты были погашены за счет передачи банку акций люксембургской компании IFTG, которая инвестировала в финтех-стартапы. Расхождения в оценке стоимости этих акций стали причиной возбуждения уголовного дела и позволили следствию говорить о хищении.

Цифровое поглощение

Среди других скандалов, которые преследуют «ЭР-Телеком» и Кузяева можно выделить один общий — крайне агрессивная политика холдинга по слияниям и поглощениям более мелких структур на рынке телекоммуникаций.

Как утверждали злые языки, якобы пермский бизнесмен мог стоять за попыткой рейдерского захвата «Искрателекома». Гендиректор компании Алхас Мизарбеков обвинял в этом своего партнера по бизнесу Михаила Решетова, но управлять происходящим мог Кузяев.

Его «ЭР-Телеком Холдинг» в свое время поглотил «Вест-Колл СПб» (отделение группы «Вест-Колл», в которую на особых условиях входил «Искрателеком»). Как минимум 97% «Искрателекома» через Anilora Enterprises Ltd. принадлежат офшорам Wintergate Holdings Ltd. (51%) и Wertica Holding Ltd. (46%).

Мизарбекова якобы могли законно отстранить от соглашения. При этом акционерное соглашение, заключенное по законодательству Кипра, такой возможности не предусматривало. Из-за этой правовой коллизии Мизарбеков и получил проблемы, ну а Кузяев просто мог воспользоваться ситуацией в своих целях.

Есть мнение, что Решетов помог «ЭР-Телеком Холдингу» поглотить «Вест-Колл СПб» для того, чтобы затем прибрать к рукам Seven Sk (бренд «Искрателекома», известный на рынках Москвы).

Таким образом, Кузяев оказался талантливым предпринимателем, который вовремя попал в нужную струю и сумел поддержать того, кого нужно (Юрия Трутнева). А затем, используя накопленные капиталы и связи получил возможность по-крупному развернуться на рынке телекоммуникаций.

Только вот в здоровой конкурентной среде нахрапистые методы господина Кузяева сработали бы вряд ли, а значит, что он нуждается и в крупных государственных контрактах, и в целом одобрении своей деятельности на федеральном уровне. Теперь же он может получить поддержку со стороны «Ростеха» по своим технопаркам, а значит еще сильнее укрепит позиции.