Груздеву простили стадион

Экс-губернатору Владимиру Груздеву обменяли депутатский мандат на свободу?

Тульский областной суд оставил без изменений ранее вынесенное решение о возвращении прокурору скандального уголовного дела об обмене стадиона ФК «Арсенал» на трамвайное депо. Таким образом бывший губернатор региона Владимир Груздев фактически оказался выведен из-под удара. Как основатель сети «Седьмой континент» и долларовый миллиардер угодил в такой переплёт и почему правоохранители по-прежнему хотят отправить его за решётку?

Вначале нулевых Владимир Груздев был ярким региональным политиком. Успех ему принесла сеть «Седьмой континент», после продажи которой в 2007 году на руках у него оказался 1 млрд долларов. Обладая таким состоянием, Груздев сначала избирался в Госдуму, а потом стал губернатором Тульской области. Молодой миллиардер всегда любил попиариться: то погружался в батискафе в Ледовитый океан, то записывался в космические туристы. Губернаторский пост Груздев покинул в 2016 году, уступив кресло присланному из Москвы Алексею Дюмину. Теперь экс-губернатор сидит тише воды ниже травы, а новости на его личном сайте публикуются крайне редко и, похоже, проходят тщательный отбор по принципу «как бы чего не вышло». На чём же погорел тульский экс-губернатор и каким силам удалось его обуздать?

Дело о депо

Вместо включения в избирательный список Груздев попал в новости по уголовному делу в связи с меной стадиона на депо. Что ж, ничего удивительного – мандат депутата слишком ценная вещь, чтобы пускать в Думу «сбитого лётчика»

Груздева нет во власти уже пять лет, и всё это время различные судебные акты падают на него, как глубинные бомбы на затаившуюся в морской пучине субмарину (см. справку). Кратко изложим фабулу последнего из них к настоящему времени. Когда Груздев был губернатором, одним из направлений его пиара стало возрождение футбольного клуба «Арсенал». И действительно, «канониры» при Груздеве поднялись из третьего дивизиона до первого. Успешному клубу требовался свой стадион. К тому времени главная тульская футбольная арена находилась в частных руках – ею владела юрист муниципального транспортного предприятия Ирина Злобина. Была ли она в этой истории лишь номиналом, вопрос открытый, но, как бы там ни было, городские власти начали искать способы договориться со Злобиной, чтобы вернуть стадион городу. И нашли вариант: в обмен на стадион ей решили передать часть территории бывшего трамвайного депо. Причём вместе с арендатором – муниципальной транспортной компанией, у которой на депо оказались завязаны какие-то технологические процессы. Таким образом Злобина получала гарантированный доход в виде арендной платы. На том и сговорились. Правда, новые собственники депо не ограничились крохами арендных платежей, а отдали часть территории под высотную застройку, на чём, судя по всему, немало заработали.

В 2020 году прокуратура решила перетрясти скелеты в бывшем груздевском шкафу. Так обмен стадиона на депо стал предметом уголовного дела. На скамье подсудимых оказалась Татьяна Силаева, которая ведала тульским городским имуществом при мэре Евгении Авилове в бытность Груздева губернатором. В качестве ущерба следователи упоминают 61 млн рублей, переплаченных городской транспортной компанией за аренду депо новым собственникам этого объекта. Силаева призналась, что выполняла распоряжения Авилова, который, в свою очередь, решил перевести стрелки на Груздева. Вышло не очень убедительно – формально губернатор не был начальником мэра. Однако таким образом Груздев засветился в скандале – тулякам было понятно, что без участия губернатора вопрос о судьбе стадиона не решался. После чего суд вполне бы мог начать допросы Груздева хотя бы в качестве свидетеля, а сменить амплуа свидетеля на подозреваемого в ходе процесса несложно. Однако сценарий не сработал. В июне суд первой инстанции вернул дело следователям. А на днях это решение поддержал уже областной суд. Теперь Владимир Груздев может если не выдохнуть с облегчением, то хотя бы перевести дух. Почему же он оказался в фокусе такого скандала? Похоже, что ответы лежат в сфере политики.

Его в дверь, он – в окно

Судьба Владимира Груздева едва не пошла по сюжету, заданному экс-губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем. Тот тоже пришёл во власть весьма состоятельным человеком (его семья владела макаронным производством «Макфа»). И тоже очень заботился о своём пиаре. К примеру, при Юревиче были объявлены тендеры на исключение из поисковых систем выдачи негативной информации о регионе. Однако вскоре после ухода Юревича «по собственному желанию» на него завели дело по поводу взяток. И губернатор-миллионер вынужден был скрыться за рубежом.

Здесь нужно вспомнить, как Груздев уходил с губернаторского поста в 2016 году. Тогда в Кремле уже не было команды Медведева, креатурой которой и называли губернатора-миллиардера. Зато возросло влияние Сергея Чемезова и «Ростеха», имеющего большие интересы на тульских оборонных предприятиях. Говорят, что именно Чемезов пролоббировал кандидатуру нынешнего губернатора региона Алексея Дюмина, который до того работал в ФСО, а затем курировал «вопросы тыла» в Минобороны. Чтобы Дюмин успел освоиться на посту в качестве и.о. перед губернаторскими выборами 2016 года, и понадобилась досрочная отставка Груздева. Правдоподобной причины для этого не нашлось, и была озвучена формулировка «по семейным обстоятельствам». У Груздева в то время родилась дочь, и он якобы хотел проводить больше времени в Москве, где жила его семья. Тогда сам президент обнадёжил Груздева, сказав, что тому найдётся работа в соответствии с его пожеланиями и уровнем квалификации. Но, по-видимому, самооценка Груздева разошлась с его имиджем в Кремле. По слухам, Груздев метил на пост федерального министра экономического блока, но такого предложения ему не сделали. Тогда он будто бы решил вернуться во власть через другую дверь – снова избравшись в Госдуму. Однако экс-губернатор к тому времени рассорился с функционерами «Единой России», «слившими» своего спонсора. Отчего он вроде как решил баллотироваться от Партии Роста Бориса Титова (говорят, что Груздев с Титовым – давние приятели). Но планы эти если и были, то оказались нереализованными. Возможная причина – уголовное дело против Максима Мищенко (см. справку).

Вот и стадионное уголовное дело тоже возникло аккурат перед думскими выборами. Правда, в этот раз Груздеву прочили место в списке «Единой России». Пошли слухи, будто бы ему удалось с кем-то договориться, но вместо включения в список Груздев попал в новости по уголовному делу в связи с меной стадиона на депо. Что ж, ничего удивительного – мандат депутата слишком ценная вещь, чтобы пускать в Думу «сбитого лётчика». А уголовное дело – отличный способ окоротить слишком ретивого, но неугодного кандидата. Теперь же, когда выборы прошли, можно и расслабиться.

Справка

Мутные истории Груздева

Первый неприятный эпизод касается бывшего прокремлёвского активиста Максима Мищенко, получившего известность в роли лидера движения «Россия молодая». К 2012–2013 годам тот умудрился рассориться со своими кремлёвскими кураторами и бонзами «Единой России» и нашёл прибежище в тульском правительстве при Груздеве, где занимался внутренней политикой (Груздев и Мищенко познакомились, будучи депутатами Госдумы). В 2017 году Мищенко получил 2,5 года тюрьмы. Суд установил, что он вывел на счета коммерческих фирм 650 тыс., которые предназначались на гранты некоммерческим организациям. Дело было в 2015 году, когда Груздев был губернатором.

В 2016 году Арбитражный суд Воронежской области в мотивировочной части своего решения указал, что Груздев во время губернаторства в нарушение законодательства продолжал заниматься предпринимательской деятельностью и принимал непосредственное участие в управлении компанией «Модный континент». Однако дальнейших последствий для отставного политика эта история не имела. В августе 2017 года решением Арбитражного суда Центрального округа выводы о контроле Груздевым за деятельностью «Модного континента» были исключены из мотивировочной части решения Арбитражного суда Воронежской области.