«Токсичные» воды «Байкала»

Бизнесмен Денис Фролов может намеренно банкротить «Т-Платформу»: компания окружена скандалами, а самый ее ценный актив уже в руках у предпринимателя.

Как сообщает корреспондент The Moscow Post, подано заявление о банкротстве АО «Т-Платформы», разработчика процессоров «Байкал», используемых для создания суперкомпьютеров. Параллельно Минпромторг взыскивает с компании 4.5 млрд рублей госсубсидий. Ранее также УК «РМ-Капитал» предупреждала о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве контрагента.

Все это очень похоже на то, что кто-то избавляется от «токсичного» актива. Дело в том, что в июне этого года контроль над разработчиком отечественных процессоров линейки «Байкал» (ранее 75% в нем было у «Т-платформы») перешел к группе «Вартон» Дениса Фролова. Последний активно консолидирует IT-активы, строя настоящую империю.

Согласно картотеке арбитражных дел, банкротный иск подало АО, которое заключило с АО «Т-Платформы» договор на выполнение опытно-конструкторской работы, Сумма задолженности «Т-платформы» составляет более 14 млн рублей.

В тот же день, когда был подан иск, появилось решение о частичной или полной приостановке операций по счетам налоговыми органами для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ (п. 1 ст. 76 НК РФ). Иными словами, похоже, что банкротная судьба «Т-Платформы» уже предрешена.

И банкротят фирму по согласованию с собственниками. Еще в начале октября сообщалось, что сама «Т-Платформа» собирается подать судебный иск о собственном банкротстве. Генеральный директор акционерного общества Кирилл Алифанов, руководствуясь положениями п. 1. ст. 30 федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», уведомил о наличии у общества признаков банкротства. В качестве кредитора организации, чьи претензии являются поводом к подаче иска, было указано то самое АО.

Кроме того, крупный финансовый иск к компании подал и Минпромторг России. Он требует выплаты 4,52 млрд рублей. В основе дела, которое рассмотрят 8 ноября 2021 года, лежит договор о выделении субсидии на компенсацию части затрат фирмы, подписанный в 2016 году.

Также еще в начале этого года неизвестная на IT-рынке УК «РМ-Капитал» предупреждала о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве контрагента. В конце прошлого года фирма выкупила права требования долга на 20 млн рублей у дистрибутора софта «Мегратек». Последнее ранее добивалось решения об их взыскании Арбитражном суде Москвы, «Т-Платформы» не смогли оспорить долг в апелляции.

Сделке — быть

Желание «РМ-Капитала» обанкротить «Т-Платформу» тогда некоторые восприняли как намерение помешать сделке по продаже «Т-Платформой» доли в разработчике отечественных микропроцессоров «Байкал Электроникс», совладельцем которого также является «Роснано». Со стороны госкорпорации договаривались о сделке еще при бывшем руководителе Анатолии Чубайсе.

Однако все оказалось совсем не так: «Байкал Электроникс» таки перешел в руки Дениса Фролова. Ожидаемая более полугода сделка по приобретению контрольной доли разработчика линейки российских процессоров «Байкал» была закрыта 21 июня этого года. Чем объясняется такое стремительное расширение?

«Сейчас происходит рост активности в микроэлектронике. Стране нужны свои процессоры и, похоже, в это будут серьезные вливания и субсидии. Поэтому все и начали расширяться. Это довольно понятно», — рассказал The Moscow Post известный российский предприниматель в сфере информационных технологий, специалист в области разработки программного обеспечения Игорь Ашманов.

Что же касается «Т-Платформы», ее сейчас могут уничтожать как «токсичный» актив. У многих компания ассоциируется с именем ее основателя, Всеволодом Опанасенко. Как сообщал «Коммерсант», последний был арестован в марте 2019 года по уголовному делу, связанному с контрактом от 30 ноября 2016 года на поставку «Т-платформами» в МВД компьютеров на отечественных процессорах «Байкал-Т1» за 357,1 млн рублей.

Всеволод Опанасенко

Ранее The Moscow Post, поставка значительной части «железа» не была осуществлена в срок, что дало право МВД отказаться от своих обязательств по приемке задержанного оборудования и его оплате. Позже тендер был перезапущен, победили снова «Т-платформы», и поставка все же была завершена. Но уголовные разбирательства не прекратились.

Тогда же на «Т-Платформу» ополчился Минпромторг — ведомство Дениса Мантурова подало иск на ООО «Байкал Электроникс» на взыскание более 500 млн рублей из-за просрочки сдачи запуска производства отечественных микропроцессоров Baikal-М, на который были выделены субсидии. И, вот совпадение, сейчас именно Минпромторг участвует в банкротстве «Т-Платформы».

Все это наводит на мысль, что Мантуров может работать на пару с Фроловым. И с ними в компании должно, похоже, и «Роснано», поскольку после заключения сделки с «Вартоном» доля «Т-нано» в «Байкал электроникс» осталась неизменной.

Сделал ставку

Все происходящее очень похоже на то, что Фролов формирует настоящего IT-гиганта. Еще один актив в «обойме» предпринимателя — «Ангстрем-Т», ранее принадлежавший бывшему министру связи Леониду Рейману. При том изначально между кредитором предприятия и Рейманом, по словам последнего, имелась договоренность, что банкротить его компанию не будут. Но пришел Фролов и планы резко изменились. Ранее об этом подробно писал The Moscow Post.

Примечательна история с приобретением бизнесменом доли в «РусБИТехе». К сделке называли причастными тогдашнего вице-премьера Аркадия Дворковича и министра «Открытого правительства» Михаила Абызова. Еще в 2016 году Дмитрий Медведев подписал указ о создании Агентства по технологическому развитию. В наблюдательный совет тогда попали оба политика, а одним из претендентов на должность его главы называли господина Фролова! Об этом писали «Известия». С тех самых пор есть версия, что Фролов консолидирует IT-активы именно в интересах Абызова и Дворковича.

Но не всегда все у Фролова идет гладко. Ранее The Moscow Post подробно рассказывал о том, что у новоявленного директора «Национальной компьютерной корпорации» Дениса Фролова не получается получить контроль на фирмой. С весны этого года в НКК разворачивается нешуточный корпоративный конфликт: 33% компании принадлежит Александру Калинину, по 32% – двум его партнёрам – Леониду Гольденбергу и Евгению Лачкову. Последние двое решили реализовать свои доли Фролову, Калинин же, основавший бизнес, всеми силами пытается сохранить контроль над активом.

И удача сейчас благосклонна к последнему: в сентябре стало известно, что антимонопольщики запретили Фролову покупать 64% акций у Гольденберга и Лачкова, поскольку предприниматель владеет производителем процессоров «Байкал Электроникс», которая является конкурентом «Аквариуса» (входит в НКК), и объединение двух активов в одних руках нарушает закон о конкуренции.

Получается, что в некотором смысле Фролов пытался усидеть сразу на двух стульях. Но один из-под него убрали, так что теперь надо удобнее устроиться на оставшимся. Вот он и уничтожает прошлое «Байкал Электроникс» — «Т-Платформу»?