Илья Михальчук

Операция «Сан-Сити»

За достройкой ЖК «Сан-Сити» в Сочи могли стоять интересы бенефициаров ГК «1520». Причастные к стройке компании за год лишились миллиардных активов, но проект все равно заканчивали те же люди.

В редакцию The Moscow Post в Краснодарском крае поступают письма от читателей с просьбой разобраться в ситуации с курортным ЖК «Сан-Сити» в Сочи. Известность на всю Россию он получил в связи с недавней смертельной аварией, в которой поучаствовал автомобиль, перевозивший телеведущую Ксению Собчак. Она возвращалась домой с корпоратива, посвященного долгожданному старту продаж квартир в «Сан-Сити».

Этот старт, как и сама достройка комплекса, действительно были долгожданными. Проект начался еще в 2014 году, сроки постоянно переносились, стройку окружали скандалы. А затем застройщик ООО «Южный берег Сочи» и вовсе, что называется, приказал долго жить.

Нашему изданию удалось выяснить, что за застройщиками комплекса могли стоять люди, причастные к возможному хищению средств ОАО «РЖД» печально известной ГК «1520». Сегодня её основных бенефициаров Алексея Крапивина и Бориса Ушеровича ищут по всему свету по обвинению в хищении — они подались в бега.

Третий акционер, Валерий Маркелов, находится в СИЗО по обвинению в даче взятки в 2 млрд рублей не менее печально известному полковнику Дмитрию Захарченко. Как полагает следствие, Захарченко мог оказывать ГК «1520» общее покровительство, за что якобы получал деньги. Об этом писал «Форбс».

Но указанные деятели уже, так или иначе, получили свою порцию внимания правоохранительных органов. Чего нельзя сказать о лицах, занимавшихся непосредственно строительством ЖК.

При этом свой интерес в ситуации могли иметь и должностные лица Краснодарского края во главе с губернатором Вениамином Кондратьевым. Его заместитель, Андрей Алексеенко, одним из первых сообщил о завершении стройки. Значит, за темой пристально следили. Только вот обращений к правоохранителям от Кондратьева или Алексеенко с просьбой разобраться в ситуации от них почему-то не было. Между тем, люди ждали свои квартиры почти на 7 лет дольше положенного.

Стройку планировалось завершить еще в 2014 году. Генеральным подрядчиком выступал девелопер МФК «Грас», который для реализации своих проектов открыл кредитную линию в ВТБ. Впоследствии компания едва не обанкротилась как раз из-за долга перед ВТБ, который на момент судебных разбирательств составлял порядка 5 млрд. рублей.

Но похоже, что большая часть этих денег могла быть освоена непосредственным застройщиком ЖК «Сан-Сити», а именно ООО «Южный берег Сочи». Его учредителем изначально была компания «Экопром», а когда в ход должны были пойти кредитные средства, ими стали Дмитрий Майстренко и ООО «Инсепшн поинт».

Просветов и долги

Так продолжалось до 2020 года, уже после всех судебных разбирательств, пока указанные лица не вышли из состава учредителей. Новым учредителем стало ООО «Аспир».

Учредителем последнего на 99% является кипрский офшор «Аспир Си-Уай Холдинг Лимитед», а на 1% — Дмитрий Просветов. Он же гендиректор структуры. А еще — генеральный директор того самого застройщика «Южный берег Сочи».

Просветов – бизнесмен, не сильно известный за пределами Краснодарского края. Тем не менее, он регулярно становится участником судебных разбирательств по имущественным спорам. Преимущественно – в роли ответчика, и наиболее часто эти споры касаются как раз возврата кредитных средств.

Чаще всего, эти иски удовлетворяются судами. Как, например, по иску Елены Яковенко о взыскании сумм по договору займа. То, что Просветом часто попадает в такие ситуации, может свидетельствовать о том, что он их не боится. А значит, за ним могут стоять более влиятельные люди, которые прикроют в случае чего.

Интерес вызывают и другие компании, где Дмитрий Просветов трудится руководителем. В первую очередь, строительная фирма АО «Мосфундаментстрой» №1 из Москвы (АО «МФС-1»). С 2012 года структура ни разу не выходила в прибыль. А её убытки просто поражают — за 2020 год она ушла в минус на 190 млн рублей при отрицательной стоимости активов в 1,3 млрд. И это при выручке свыше 500 млн рублей. Структура принадлежит офшору «Солворн Менеджмент Лимитед», может быть, деньги стоит поискать там?

Однако гендиректором компании Просветов стал только в 2021 году. А до этого ей руководил уже упоминавшийся нами Дмитрий Майстренко. То есть очень похоже, что это одна группа лиц.

А теперь, внимание: оказывается, эта фирма в 2019 году получила подряд от московских властей на реновацию стоимостью 26,5 млрд рублей. Об этом писал «Абирег». То есть в офшор могли утечь не просто деньги, а деньги московских налогоплательщиков.

Другие компании, к которым имеет отношение Просветов, тоже примечательны. И тоже тонут в долгах. В частности, ООО «Югакапиталстрой», где он трудится директором, принадлежит ООО «Аспир». Но все 100% долей компании находятся в залоге у некоего ООО «Утёсов». А убытки «Югакапиталстрой» по итогам 2020 года составляют 16 млн рублей.

Другая компания, ООО «Интерком», тоже принадлежит ООО «Аспир». И её доли тоже в залоге у того же ООО «Утёсов». И она также убыточна. Все это не может не вызывать вопросы к самому Дмитрию Просверину. Но не к нему одному.

«Флэт и КО» спешат на помощь

В то же время права на достройку ЖК «Сан-Сити» в 2017 году выкупил девелопер «Флэт и КО». Однако в числе учредителей компании оказался уже упоминавшийся нами Дмитрий Майстренко, который имел прямое отношение к «Южный берег Сочи». То есть стройка оказалась в тех же самых руках. И именно появление этой компании привело к возникновению версии о возможном участии бенефициаров скандальной ГК «1520» во всей истории.

Как утверждают авторы сайта «Рукомпромат», якобы ранее в состав акционеров «Флэт и КО» входил российский предприниматель Алексей Пугачев. Последнего неоднократно называли деловым партнером ныне бежавшего бенефициара «1520» Бориса Ушеровича.  Якобы, он мог представлять его в «непрофильных» проектах, пока сам Ушерович «осваивал» миллиарды от РЖД.

Связывают его и с Валерием Маркеловым. Как утверждают авторы сайта «Рнби», якобы ранее Алексей Пугачев работал гендиректором ООО «Силва», принадлежавшей Валерию Маркелову. 

Правда или нет, достоверно неизвестно, но интересно другое. Девелопером ООО «Флэт и Ко» на 36% владеет уже упоминавшийся нами экс-соучредитель «Южный берег Сочи» Дмитрий Майстренко. Он также является гендиректором «Флэт и КО». Оставшиеся доли принадлежат кипрскому офшору «Пентикэр Трейдинг Лимитед».

Если сведения о том, что якобы доверенный Ушеровича Алексей Пугачев был соучредителем «Флэт и КО», он должен был работать вместе с Майстренко. А теперь, после скандала с ГК 1520 и бегства Ушеровича, получается, оставил компанию бывшему партнеру и офшору. В таком случае логично предположить, что проект изначально курировался тем же Ушеровичем и Маркеловым.

Возвращаясь к выкупу проекта «Флэт и КО» – одним из условий стало погашение долга по тому самому кредиту от ВТБ. Фактически, «Флэт и КО» спасло МФК «Грас» от банкротства, но это не даёт ответа, почему структура через застройщика ООО «Южный берег Сочи», имея на руках кредитные средства ВТБ, не достроила комплекс своими силами. Кредит мог уйти совсем не на те цели?

Своих квартир в ЖК «Сан-Сити» люди ждали на семь лет дольше первоначального срока

Уже было инициировано и банкротство ООО «Грас» по иску кредиторов. В результате же ни бывший генподрядчик, ни застройщик не понесли никакой ответственности за срыв сроков строительства, а судьба кредита от ВТБ так и остаётся не ясной. После выкупа проекта у МФК «Гарс» банкротное дело было прекращено, определение суда об этом можно посмотреть здесь.

С «Южного берега» вымыло деньги?

А в это же время, вместе со спасенным МФК «Грас» банкротства избежал и застройщик «Южный берег Сочи». По итогам того же 2020 года, когда из состава учредителей вышли Дмитрий Майстренко и ООО «Инсепшн поинт», в его бюджете образовалась дыра. Структура показала серьезный убыток в 137 млн рублей, хотя еще годом ранее приносила прибыль.

При этом стоимость активов компании за тот же год снизилась с положительной до минус 111 млн рублей. Такое ощущение, что компанию буквально обескровили. Не могла ли прибыль как-то «уйти» через Дмитрия Просветова в офшор «Аспир Си-Уай Холдинг Лимитед»?

Он же, Просветов, оказался гендиректором ООО «Флотилия», которое занималось строительством другого, одноименного ЖК «Флотилия» в Москве. Это еще один забуксовавший проект застройщика МФК «Гарс». В итоге же получается, что Просветов, имевший отношение и к обоим объектам, в итоге до сих пор контролирует обоих застройщиков. При этом ООО «Флотилия» принадлежит не ему, а очередному кипрскому офшору «Солворн Менеджмент Лимитед». 

И в итоге же человек, который контролировал застройщика во время всех проблем, Дмитрий Майстренко, в 2017 году вновь стал контролировать стройку.

«Исчезающие» активы

Внимание привлекает и второй бывший учредитель застройщика, ООО «Инсепшн Поинт». Компания на 100% принадлежит предпринимателю Владимиру Мгебришвили. Он может быть одним из главных интересантов всего проекта, достраивать который пришлось его бывшему партнеру Майстренко.

К компании ООО «Инепшн поинт» возникают те же вопросы, что к ООО «Южный берег Сочи». С 2019 по 2020 год компанию как будто «обескровили». Выручка с 96 млн рублей упала до нуля. Похоже, структура прекратила деятельность. А вместе с ней куда-то «исчезли» и активы. Согласно данным сервиса «Руспрофайл» за тот же год они упали с 2,8 млрд. рублей до всего 143 млн.

Может возникнуть вопрос, а не запрятаны ли в этих «тающих» активах Владимира Мгебришвили самые кредитные деньги ВТБ, которые едва не привели к банкротству МФК «Гарс», а вместе с ним и «Южный берег Сочи»? Что еще хуже — едва не оставив без квартир более 500 дольщиков.

Но именно это и примечательно: у правоохранителей по итогам этой истории с задержкой строительства на семь лет и непонятным кредитом ВТБ нет никаких вопросов ни к Мгебришвили, ни к Майстренко, ни к генеральному директору Берега и ООО «Астер» Дмитрию Просветову.

Если предположить, что указанные лица и связанные с ними компании действительно были лишь «исполнителями» более крупных и влиятельных фигур — Ушеровича, Крапивина и Маркелова, у них наверняка были возможности сгладить «шероховатости», возникшие на стройке. И при этом самим же остаться у руля всего проекта. Но ведь в конечном итоге главное, что люди получили своё жильё.