Евгений Двоскин

Как Лискутов подыгрывает «Трансмашхолдингу»

Заммэра Москвы Максим Ликсутов может быть скрытым бенефициаром ЦППК и "Трансмашхолдинга", выписывая миллиарды из бюджета самому себе и любимому партнеру Искандеру Махмудову.

Как сообщает корреспондент The Moscow Post, "Синара" Дмитрия Пумпянского пожаловалась в ФАС на условия закупки 95 электричек для Подмосковья на 395 млрд рублей. По мнению компании, условия конкурса сформированы под ее конкурента — компанию "Трансмашхолдинг" Искандера Махмудова, в которой ранее трудился и столичный вице-мэр Максим Ликсутов. Структурам Махмудова принадлежит Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК), которая сейчас и закупает вагоны. По неподтвержденной информации, скрытым бенефициаром закупщика может быть и сам вице-мэр. Если это действительно так, то Ликсутов с Махмудовым могут продавать составы сами себе. Поэтому Пумпянскому и не хватило места?

Поставщиков для Московских центральных диаметров (МЦД), коих ищет сейчас ЦППК, на рынке всего два: СТМ и "Трансмашхолдинг" (ТМХ) Андрея Бокарева и Искандера Махмудова. СТМ хочет предложить ЦППК электропоезда "Ласточка", которые производит завод "Уральские локомотивы" (СП "Синары" и Siemens). Но конкурсная документация составлена в интересах Тверского вагоностроительного завода (АО "ТВЗ", входит в ТМХ), который выпускает поезда "Иволга", следует из жалобы, которую направил в ФАС гендиректор торгового дома СТМ Антон Зубихин.

СТМ не впервые пытается оспорить закупки ЦППК. В 2018 году ФАС выдала предписание перевозчику устранить нарушение в проведении торгов на поставку 15 электричек стоимостью 10,7 млрд рублей. 

Впрочем, "любимой женой" ЦППК все равно остается "Трансмашхолдинг". И оно понятно — компании аффилированы между собой, поскольку 56,5% акций перевозчика принадлежит структурам Искандера Махмудова и Андрея Бокарева. Согласно отчетности ЦППК за 2020 год, одним из бенефициаров компании является Дмитрий Комиссаров, председатель совета директоров АО "Трансмашхолдинг". Еще 29% ЦППК — у компании "Маршрутные системы", а 14,5% — у Московской области.

Закупает вагоны ЦППК, между прочим, на ваши с нами налоги, так как правительство вливает в компанию бюджетные средства в рамках господдержки. В этом году компания попросила дать ей денег на закупку 3 тысячи вагонов до 2030 года. Речь идет о колоссальных суммах: в частности, в 2015 году ЦППК без стеснения запросила 167 млрд рублей господдержки.

И существенная часть от получаемых ЦППК сумм направляется прямиком в "Трансмашхолдинг". Основу парка перевозчика составляют электрички производства Демиховского машиностроительного и Тверского вагоностроительного заводов — оба входят в ТМХ. И никого не смущает вероятный конфликт интересов?

Давние знакомые

Похоже, что нет. По крайней мере, заммэра Москвы Максима Ликсутова, который и курирует деятельность ЦППК, точно — он ни разу не высказывался на эту тему. Быть может, потому, что бенефициаром этой истории является он сам.

До начала своей политической карьеры Ликсутов был вполне успешным коммерсантом. Начинал он в 90-е, на своей родине в Эстонии, занимаясь поставками и перевалкой кузбасского угля в таллинском порту. Тогда еще бизнесмен Ликсутов работал вместе с Рустамом Аксененко, сыном тогдашнего министра путей сообщения РФ Николая Аксененко, а затем стал партнером Искандера Махмудова, чей "Кузбассразрезуголь" был основным поставщиком его угольного бизнеса. Позднее отношения с Махмудовым Ликсутов закрепил через Андрея Бокарева, совладельца "Аэроэкспресса", а также стал совладельцем "Трансмашхолдинга". 

Поступив на службу в столичную мэрию Ликсутов официально вышел из всех бизнесов. Вот только по факту он до сих пор может принимать деятельное участие в жизни компаний, и, в частности, "Трансмашхолдинга". Да и с Махмудовым, который вполне официально стоит за ТМХ, у него сохранились хорошие отношения.

Показательна в этом контексте история, как предприниматель получил в 2012 году от столичной мэрии (читай — Ликсутова и Сергея Собянина) 51% "Мосметростроя". Спустя восемь лет мэрия выкупила фирму обратно, притом компания на тот момент сидела в серьезных убытках — по итогам 2019 года убытки составляли порядка 21 млрд рублей. За тот самый год, после которого "Мосметрострой" вернули мэрии обратно, прибыль ушла в "минус" на 19 млрд рублей. Могли ли средства организации банально осваиваться? В таком случае к этому мог бы быть причастен Ликсутов.

А ведь именно Ликсутов обеспечивает "Трансмашхолдинг" подрядами от ЦППК, деятельность которой он сам же и курирует. И вновь — никого такое положение вещей не смущает? Ведь чиновник выписывает подряды фирме, в которой сам много лет проработал, и наверняка у него в ТМХ остались нужные связи.

Более того, Ликсутов может стоять и за ЦППК. Председателем Совета директоров там является Михаил Хромов. С 2000 по 2007 год он трудился в "Трансмашхолдинге" сначала исполнительным, потом генеральным директором компании. Затем он работал в проекте по переделке Малого кольца МЖД под пассажирское движение, а в 2012-м пришел в ЦППК. То есть он был в ТМХ одновременно с Ликсутовым, а с переходом последнего на работу в мэрию вдруг очутился в ЦППК. Вот это пересечение судеб!

Возможный интерес Максима Ликсутова к теме финансовых вливаний в частные ж/д структуры, где у руля вероятно стоят его люди вполне объясним. В числе владельцев ЦППК имеется гражданин Эстонии Урмо Валлнер. Последний был советником председателя совета директоров "Аэроэкспресса", коим ранее владел Ликсутов. Более того, принадлежащая Валлнеру компания Velstrom Vallner Tohve сотрудничала с "Аэроэкспрессом" и Департаментом транспорта Москвы. Партнер Валлнера по бизнесу Пэтер Тохвер в 2012-2013 годах был советником Ликсутова в столичной мэрии и руководил проектом по созданию платной парковки совместно с другим сотрудником Velstrom Аларом Вяземяги. 

В 2014 году Валлнер входил в совет директоров латвийской железнодорожной компании L-Ekspresis. Ранее, в 2009-2011 годах 30% акций этой компании напрямую владел Ликсутов. В 2013-м L-Ekspresis была продана компании Rail Invest, где до 2017 года в совете директоров сидел Валлнер. 

Может ли Ликсутов сейчас вести дела через своего соотечественника? Учитывая количество "ниточек". связывающих чиновника и Валлнера, верится в это очень охотно. Но раз тень Ликсутова проглядывается и в ТМХ и в ЦППК, то он может заниматься выписыванием подрядов самому себе. Так вот кто является бенефициаром обновления составов? Что ж, в таком случае может быть понятно, почему Пумпянскому в эту историю не пролезть…

Вспоминая бывших

Через Валлнера Ликсутов может заниматься и другим бизнесом — например, "МаксимаТелеком". Компания получает крупные подряды на внедрение Wi-Fi в метрополитене и на транспорте, а также к Интернет-рекламе в этих же сетях. Ранее The Moscow Post подробно писал о том, как марте 2020 года компания "МаксимаТелеком" выиграла конкурс на размещение рекламы в наземных сетях Wi-Fi Москвы. Причем на конкурс заявилась она одна. Быть может, успех компании заключается в присутствии в ней Валлнера, который с 2018 года является ее официальным бенефициаром. А неофициальным вполне может быть Ликсутов? На это будто бы даже намекает название фирмы.

Валлнер является давним партнером гражданина Латвии Друвиса Мурманиса. На старте "МаксимаТелеком" в 2013 году ее контролировал кипрский оффшор Geromell Trade, где 40% принадлежало Мурманису. Кроме того, последний в 2011-2014 годах входил в совет директоров ранее упомянутой L-Ekspresis. Сделку по продаже последней Rail Invest организовала принадлежащая Мурманису компания Callidus Capital. Сколько же удивительных совпадений!

Совпадения видны и в истории ошеломительного успеха "ТОП-Сервиса". Всего предприятие освоило на подрядах по уборке транспорта более 25 млрд рублей. Многие торги "ТОП-Сервис" выигрывает, будучи единственным участником.

По информации The Insider (признано иноагентом на территории РФ), один из контактных номеров организации совпадает с номером "ВорлдВайд Инвест АС", основной владелец которой — эстонская "Transgroup Invest As". Учредителем "Transgroup Invest As" ранее был лично Максим Ликсутов.

Тот же номер телефона указали в ЕГРЮЛ другие компании, связанные с Ликсутовым: "Дельта-Транс-Инвест" и "ВП-Инвест". Учредителями "Дельта-Транс-Инвест" являются всё те же "Transgroup Invest As" и "ВорлдВайд Инвест АС", а учредителем "Вп-Инвест" – бывшая супруга чиновника Татьяна Ликсутова.

Есть и другие связи "ТОП-Сервиса" с Ликсутовым. У компании несколько учредителей, один из них — Кирилл Яковлев. Он же учредил компанию "Мосэнерготранс". Вместе с Яковлевым "Мосэнерготрансом" владели панамский офшор "Эви Кэпитал" и Игорь Крутик, а директором был Игорь Максин. Маскин также был директором другой фирмы с похожим названием — "Энерготранс". У этой фирмы ранее было 3 учредителя: уже знакомые Игорь Крутик и "Эви Кэпитал", а также компания "Априка Стайл", 100% владелец которой — Татьяна Ликсутова.

Развод Ликсутова с последней некоторые считают лишь формальностью — бытует мнение, что и через бывшую супругу чиновник ведет бизнес-дела. Подкрепляет это предположение и то, что мадам очень любит работать совместно с бывшими партнерами своего экса.

Летом Татьяна Ликсутова через организацию ООО "Априка Стайл" купила калининградское ООО "Балтийская мраморная компания", занимающееся камнем и перевалкой грузов. Ранее через ту же "Априка Стайл" стала учредителем ООО "Терминал Западный" и ООО "Новик терминал", которое является резидентом особой экономической зоны. Обе компании занимаются перевалкой грузов. 

И вновь совпадение: до этого "Балтийской мраморной компанией" владела Екатерина Карандасова, которая руководит ООО "СК Мегаполис" Соломона Габлия. Последний прежде руководил ООО "СМУ-23 Метростроя", подконтрольное АО "Мосметрострой", которым в свое время занимался Искандер Махмудов. 

Мадам Ликсутова также ведет бизнес с Сергеем Глинкой, с которым в свое время ее бывший супруг начинал угольный бизнес в Прибалтике. Получается, все бывшие Максима Ликсутова "сошлись"!

"Ниточки" от Ликсутовой ведут и к "ТГ-Рейл", управляющей отелем в Анапе.. По информации The Moscow Post, с Максимом Ликсутовым связывали эстонскую компанию "ТОР Проперти", которая в конце 2020 года получила контроль над фирмой "ТГ-Рейл".

Более того, ранее там руководителем последней была Валерия Палант. Этот "эффективный" менеджер вплоть до 15 сентября 2021 года была гендиректором в "ВП Инвест" Татьяны Ликсутовой. Все сходится?

Ранее The Moscow Post также подробно писал о том, что Ликсутов может заниматься мусорным бизнесом через своего бывшего заместителя Евгения Михайлова, который к тому же связан с Олегом Грефом (сын главы Сбера Германа Грефа) и сыновьями экс-главы ВЭБа Владимира Дмитриева. Самым денежным активом Михайлова является мусорный оператор "Эколайн", который получил на господрядах более 27 млрд рублей.

Максим Ликсутов предстает весьма общительным человеком — имеет столько знакомых, да и все как на подбор — сплошь успешные предприниматели. Вот только пришли они к успеху, уже зная чиновника. Неужели у него такая карма, что рядом с ним люди добиваются высот? Или же дело в банальной коррупции?