Антимонопольщики зашли в башкирские автобусы

УФАС нашло признаки нарушений в действиях кабмина республики и поставщиков проездных карт. 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Башкирии обнаружило признаки заключения антиконкурентного соглашения между правительством республики, АО «Башкирский регистр социальных карт» (БРСК) и АО «Расчетные решения». В 2019 году власти республики внедрили в автобусах и электротранспорте единую систему оплаты проезда, оператором которой стало БРСК. По мнению УФАС, оператор должен был быть выбран на конкурсной основе, не нарушая принцип конкуренции между участниками рынка. В БРСК заявили, что спорная система безналичной оплаты действует в пилотном формате.

Управление ФАС России по Башкирии назначило на 16 ноября рассмотрение жалобы уфимского ООО «Стандарт» к правительству республики, АО «Башкирский регистр социальных карт» (принадлежит минземимущества Башкирии и банку «Уралсиб») и АО «Расчетные решения» (входит в структуру Сбербанка).

Антимонопольное ведомство, которое возбудило дело 27 октября обнаружило в действиях ответчиков признаки заключения антиконкурентного соглашения при внедрении единой системы оплаты проезда и выпуска единой транспортной карты «Алга».

Транспортная карта «Алга» была запущена летом 2019 года в формате пилотного проекта. Оператором стало БРСК, а «Расчетные решения», которые сопровождают работу системы «Стрелка» (используется для обслуживания ЕТК в Москве и Подмосковье),— его контрагентом. Договоры на использование карты «Алга» с БРСК подписали 69 пассажирских перевозчиков республики. За каждую транзакцию оператор получает от перевозчиков до 4,5%.

Ранее партнером БРСК была компания «Стандарт». Она владеет лицензией на автоматизированную систему федеральной компании «Удобный маршрут», которая использовалась при безналичной оплате по транспортным картам госперевозчика «Башавтотранс».

Установить доводы жалобы «Стандарта» вчера не удалось. Документ не опубликован на сайте УФАС, а владелец и руководитель компании — Рустем Валиев — находится за рубежом.

В качестве свидетельства заключения антиконкурентного соглашения антимонопольная служба усмотрела цепочку «последовательных действий» между ответчиками — проведение рабочих встреч правительства республики с представителями БРСК и «Расчетных решений», распределение поручений между ними, подписание документов. Правительство, отметили в УФАС, могло провести конкурсный отбор исполнителя услуг, но не сделало этого. «На рынке услуг по внедрению и сопровождению системы электронных безналичных расчетов действуют и иные хозяйствующие субъекты. Но их доступ к обслуживанию указанных выше платежей по пассажирским перевозкам в настоящее время невозможен ввиду внедрения системы», полагают в УФАС.

В «Расчетных решениях» вчера на запрос «Ъ» не ответили.

«Официально информация в правительство не поступала, мотивировочная часть вменяемого нарушения антимонопольного законодательства пока не известна. В таких обстоятельствах комментировать информацию не представляется возможным»,— заявили «Ъ» в пресс-службе правительства республики.

Заместитель генерального директора БРСК Олег Романов заявил «Ъ», что единая система оплаты проезда по-прежнему функционирует в формате пилотного проекта. «В 2019 году у правительства не было четкого представления о том, как эта система будет работать, поэтому было решено запустить ее в пилотном формате. Наша задача состояла в том, чтобы эту систему отстроить, а затем планировалось провести конкурсный отбор оператора, но пандемия внесла в эти планы свои коррективы,— отметил господин Романов.— Также нужно отметить, что при желании любой перевозчик может приобрести терминалы самостоятельно за свой счет и обеспечить текущие расходы по эксплуатации оборудования и системы учета. Пока таких обращений от участников пилота к АО «БРСК» не поступало».

Старший партнер юридической фирмы Intellect Роман Речкин полагает, что признаки нарушения закона о защите конкуренции лягут в основу решения УФАС. «Основания для реагирования антимонопольного органа, на мой взгляд, есть. Со стороны ответчиков были системно нарушены общие принципы закона о защите конкуренции. Довод БРСК о том, что власти до сих пор наблюдают за пилотным проектом — не выдерживает критики. Пилотный проект может быть проведен на ограниченной территории на протяжении ограниченного времени, а не во всей республике на протяжении более двух лет»,— пояснил эксперт.