Илья Михальчук

Золотая капуста Золотова и 18-летний виски Нарышкина: топ закупок силовиков

Дорогие и парадоксальные госзакупки силовых ведомств. 

Роскошные авто, элитный алкоголь, супердорогая мебель и абсурдные сувениры по заоблачным ценам — все, что привлекало журналистов в закупках силовых структур, со следующего года станет тайной. Российское правительство решило засекретить информацию о том, что и почем заказывают за бюджетный счет связанные с обороной и безопасностью страны ведомства. Чем затарились и чем прославились Росгвардия, Минобороны, ФСБ и СВР,  — в обзоре ПАСМИ. 

Подарок от Мишустина

С 1 января 2022 года правительство РФ изменит правило проведения госзакупок для пяти силовых ведомств. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Согласно документу, Министерство обороны, Служба внешней разведки, Федеральная служба безопасности, Росгвардия и Федеральная служба охраны получают право проводить все закупки в закрытом порядке. 

Минобороны, СВР и ФСБ еще в 2017 году получили право скрывать часть своих закупок, но лишь в том случае, если они были связаны с обеспечением обороны и безопасности. Необходимость этого шага в Кремле тогда объяснили противодействием антироссийским санкциям и защитой сведений о поставщиках. 

В январе 2019 добавить свою службу в секретный список предложил директор ФСО Дмитрий Кочнев. Эту инициативу в ведомстве обосновали «увеличением количества угроз, в том числе террористического характера», а также необходимостью «обеспечить гарантированное выполнение мер по осуществлению государственной охраны». 

В апреле того же года внести себя в число ведомств, которые могут проводить закупки в закрытом режиме, попросила и Росгвардия. Данную идею ведомство Виктора Золотова объяснило тем, что войска Национальной гвардии являются военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности.

Предложения ФСО и Росгвардии правительство, в итоге, поддержало. Причем, двум “новичкам” вместе с тремя прежними “полусекретными” ведомствами — Минобороны, ФСБ и СВР — теперь разрешили скрывать от общественности абсолютно все тендеры, даже если они не связаны с обороной и безопасностью. 

Правда, в СМИ высказывались мнения, что закупки уводят в режим анонимности, поскольку траты госструктур с возможной коррупционной составляющей бьют по репутации государства.

От капусты до тельняшек

Следует отметить, что Виктор Золотов выступил с инициативой о засекречивании сведений о тендерах спустя полгода после публикации расследования о завышенных ценах на продовольствие для личного состава Росгвардии. Команда Алексея Навального проанализировала контракты с компанией «Мясокомбинат „Дружба народов“», которая с 2018 года стала единственным поставщиком продуктов питания для ведомства Золотова.

Выяснилось, что результатом монополии стал рост закупочных цен на 200%, а бюджет мог потерять более 1 млрд рублей. В частности, капуста подорожала с 15 до 47 рублей, хотя в магазине она стоила около 14 рублей за килограмм. А стоимость репчатого лука подскочила с 16 до 37 рублей при рыночном ценнике в 26 рублей. По данным авторов расследования, преференции для мясокомбината обуславливались тем, что компания якобы была связана с Золотовым и действовавшим тогда премьер-министром Дмитрием Медведевым. 

Публикация этих сведений вызвала серьезный общественный резонанс — “золотая капуста” Золотова стала победителем конкурса «Золотой ершик» на самые абсурдные и расточительные госзакупки. Правда, сам глава Росгвардии обвинения Навального не признал и вызвал последнего на дуэль, подогрев и без того широкий интерес общественности к расследованию. Но схватка состоялась лишь в суде — Фемида обязала оппозиционера удалить расследование, за отказ политик был оштрафован. Впрочем, цены на закупки Росгвадия все таки снизила. 

Кроме того, в 2018 выяснилось, что по завышенным ценам и также у единственного поставщика — компании «Спецшвейснаб» — подчиненные Золотова закупают обмундирование. К примеру, тельняшки приобретались по 385 рублей за каждое изделие, хотя в Минобороны аналогичный товар брали по 137 рублей. В 2019-м стало известно, что не экономит Росгвардия и на топливе. Так, управление вневедомственной охраны по Московской области, закупило этот товар у «Роснефти» в полтора раза выше рыночных цен. 

Кроме того, войска Национальной гвардии были замечены и в тратах на вещи, которые сложно отнести к военным нуждам. Например, на 600 тыс. рублей Росгвардия приобрела хрустальные погоны, объяснив это данью традиции подарков для высшего офицерского состава. Еще миллион выложили на подарочные игрушечные пистолеты. В качестве награды сотрудникам закупались и «сталинские лампы» по 15 тыс. рублей за штуку.

На концерт ко Дню Росгвардии ведомство потратило около 20 млн рублей, на бронированные Land Cruiser для членов руководства — порядка 10 млн рублей, а на мониторинг публикаций о Викторе Золотове — 2 млн только за один год. Мебель в ведомстве тоже любят дорогую — в 2020 в московскую штаб-квартиру Росгвардии заказали стол стоимостью свыше 5 млн рублей и стулья примерно в 100 тыс. за штуку. 

Надо заметить, что второй новичок в “секретном списке” Мишустина на фоне коллег из Росгвардии в рейтинге абсурдных закупок выглядит весьма скромно. В расследованиях журналистов ФСО практически не фигурировало и даже удостоилось похвалы от Счетной палаты. Ведомство Алексея Кудрина, оценивая уровень конкурентности в госзакупках федеральных органов власти с 2014 по 2019 годы, назвало службу охраны в числе лидеров. 

Миллионные госнужды 

Вопросы о рациональности закупок возникали в последние годы и к ведомствам Сергея Шойгу, Сергея Нарышкина и Александра Бортникова, хотя они и были защищены “половинчатым” режимом секретности. 

Так, Минобороны за последние годы было замечено в пристрастии к супердорогому транспорту. В прошлом году оборонное ведомство захотело приобрести легковой автомобиль бизнес-класса «для служебной деятельности» руководства за 30 млн рублей. Это почти вдвое дороже авто, на котором ездит российский президент — Aurus Владимира Путина оценивается в 18 млн рублей.

А в 2021 Министерство обороны «для обеспечения служебной деятельности» решило купить отечественный легковой автомобиль почти за 57 млн рублей. Кроме того, военное ведомство разместило контракт на покупку пассажирского автобуса за 203 млн рублей. В рейтинге самых дорогих автобусов в мире этот экземпляр мог бы занять третье место, если бы не был засекречен. 

Не скупятся подчиненные Шойгу и на контроль медиа — затраты на программное обеспечения для мониторинга СМИ в 2021-м были оценены в 320 млн рублей.

Танцоры и спортсмены 

В ФСБ, судя данным госзакупок, тоже любят дорогие средства передвижения. Так, в 2021 Управление материально-технического обеспечения службы объявило запрос цен для закупки трех Infiniti QX80. Понадобились они, как и полагается, “для государственных нужд”. Согласно документации, салон машин должны быть обит черной кожей, отделан натуральным ясенем и оборудован аудиосистемой с 13 динамиками и развлекательным центром. Стоимость автомобиля на официальном сайте производителя начинается от 6,4 млн рублей.

А в минувшем году на легковые авто для Федеральной службы безопасности было потрачено 1,1 млрд рублей. За эту сумму Управление материально-технического обеспечения спецслужбы — войсковая часть №55056 —закупила порядка 900 транспортных средств для региональных управлений ФСБ России по всей стране. 

Не скупятся подчиненные Бортникова и на морской транспорт. В сентябре служба провела закупку экспедиционной яхты более чем за 70 млн рублей. Аукцион проходил в закрытом режиме с сокрытием почти всех данных. Согласно сайту производителя, указанная модель рассчитана на 10 мест. Известно лишь, что яхту должны были доставить в Нижний Новгород. 

Помимо привычных для силовиков закупок, среди особенных пристрастий чекистов можно заметить любовь к горнолыжному спорту. В начале 2021 ведомство Бортникова объявило тендер на закупку 150 горнолыжных шлемов. Стоимость одного составила порядка 18 тыс. рублей, а вся спортивная экипировка — почти 3 млн.

Аналогичные тендеры размещались и в 2020 году. Примечательно, что все нужные чекистам шлемы были оснащены аудиосистемой в ушных вставках, которые позволяют “не расставаться с любимой музыкой даже высоко в горах” — так указано на сайте производителя. А к концу года в ФСБ решили приобрести еще и горнолыжное снаряжение, предназначенное для продвинутых спортсменов. Закупка общей стоимостью около 600 тыс. рублей была рассчитана на шесть человек. 

Впрочем, не чуждо чекистам оказалось и искусство. Так, недавно забайкальским сотрудникам потребовались танцевальные костюмы. Цена контракта составила от 72,5 тысячи рублей, хотя в прошлом году это же управление уже закупило одежду для танцев почти на 230 тыс. рублей. Всего же на сценические наряды для Забайкалья в 2020 году было выделено 3,1 млн рублей.

Разведка алкоголем 

А подчиненные Сергея Нарышкина были не раз замечены в алкогольных излишествах. Так, в прошлом году хозяйственное управление Службы внешней разведки ФКП «Ясень» заключило 11 контрактов на поставку алкоголя общей суммой 15,6 млн рублей. За эти деньги было приобретено около 2,5 тыс. бутылок рома, шампанского, текилы и других напитков.

Согласно данным закупки, сотрудники СВР выбирают за казенный счет не самый дешевый алкоголь. Они предпочли водку «Белуга Трансатлантик Рейсинг» за 1,2 тыс рублей и Kremlin Award в кожаной тубе по 3,6 тыс. рублей, а также коньяк Louis Royer — 8,5 тыс. рублей за бутылку.

Праздник для разведчиков продолжился и в текущем году: по данным за первое полугодие, в СВР успели “пропить” почти 10 млн бюджетных рублей. Чаще всего закупалось вино, на втором месте по популярности у оказалась водка, а «бронза» досталась коньяку. Также «Ясень» закупал шампанское, текилу, ром, настойки, ликеры, игристое вино, бренди и другие виды напитков. А самой дорогой бутылкой стало виски Glenfiddich 18-летней выдержки стоимостью 8-10 тыс. рублей.