Евгений Двоскин

Информационное сотрудничество с Россельхозбанком посчитали вымогательством

Дело питерского журналиста Владимира Шевченко рассмотрят по новой.

Санкт-Петербургский городской суд отменил приговор главному редактору портала FinNews Владимиру Шевченко, ранее признанному виновным в вымогательстве денег у Россельхозбанка. Дело возвращено на рассмотрение в нижестоящую инстанцию в новом составе суда.

Представители Россельхозбанка обвиняли Владимира Шевченко в вымогательстве 600 тыс. рублей якобы за непубликацию неких критических материалов. 16 марта 2018 года журналиста арестовали, больше года он провел в СИЗО, а затем еще полгода под домашним арестом. 31 марта 2021 года Василеостровский районный суд признал Шевченко виновным в вымогательстве денег у Россельхозбанка (п. «г» ч. 2 ст. 163 УК РФ) и приговорил к трем годам лишения свободы и двухлетнему лишению права публиковать в интернете материалы о банках. Зачтя время, проведенное под стражей и под домашним арестом, суд освободил журналиста в зале суда.

Это решение не удовлетворило ни одну из сторон. Владимир Шевченко подал апелляцию, требуя отправить дело на пересмотр и признать его невиновным: свою вину журналист во время судебного следствия не признал. По его словам, вымогательства не было, а были переговоры с представителями Россельхозбанка о заключении долгосрочного сотрудничества на публикацию информационных материалов о деятельности банка. Аналогичные договоры о публикации пресс-релизов господин Шевченко заключал и с другими банками, в том числе с банками «Санкт-Петербург» и «Уралсиб». Портал FinNews специализируется на публикации новостей банковского сектора. Также в своей апелляции Владимир Шевченко отметил, что, как только суд позволил ему пользоваться интернетом, с 5 мая 2020 года он начал публиковать официальные пресс-релизы Россельхозбанка на портале FinNews в рамках исполнения заключенного договора об информационном сотрудничестве. Помимо этого, журналист просил вернуть его супруге $38 тыс., которые находятся на валютном счете ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти. Эти деньги, по словам господина Шевченко, были изъяты из его дома во время обыска. Суд первой инстанции постановил вернуть деньги журналисту, но только после вступления решения в законную силу, а оно еще не вступило — из-за поданных апелляций.

Апелляцию подала и прокуратура. В апелляционном представлении было сказано, что приговор является чрезмерно мягким, не соответствующим тяжести совершенного преступления, а то, что содеянное журналистом, согласно приговору от 31 марта 2021 года, было сделано с использованием СМИ, применением профессиональных навыков, а также было продумано заранее и запланировано, указывает на повышенную общественную опасность деяния. Прокуратура просила отменить приговор и направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда. Но до конца свою апелляцию не поддержала, на третьем судебном заседании неожиданно отказавшись от своих требований. По каким причинам это произошло, неизвестно. На вопрос “Ъ” о причинах отказа от апелляции в городской прокуратуре на момент публикации не ответили. Не дал к моменту публикации комментариев и Россельхозбанк.

«Когда прокурор сказала, что прокуратура отказывается от своей апелляционной жалобы, я на несколько минут выпал, не понимал, что происходит»,— прокомментировал “Ъ” Владимир Шевченко. Журналист предполагает, что его уголовное дело никому не хочется рассматривать и все инстанции стараются поскорее избавиться от него, как от «горячей картошки».

В целом Владимир Шевченко решением апелляционного суда удовлетворен. Он отметил, что сейчас приговор суда первой инстанции отменен, теперь господин Шевченко опять в статусе не осужденного, а подсудимого. Дело направили на пересмотр в Василеостровский районный суд.