Новосибирский мусорный оператор топит себя в банкротстве

«Экология-Новосибирск» объявила о намерении подать заявление о самобанкротстве, чтобы не отвечать перед кредиторами. 

В компании такой шаг объясняют желанием обеспечить «финансовую устойчивость» и стабильную работу по вывозу мусора в регионе. Эксперты же считают, что таким образом организация пытается избежать исполнения обязательств перед подрядчиками, а именно выплаты кредитов почти на 1 млрд рублей. Проблема в том, что, если «Экология-Новосибирск» станет банкротом, деньги всё равно придётся отдавать, но уже из областного бюджета.

Три года долгов

«Экология-Новосибирск» 3 декабря уведомила о намерении обратиться в суд, чтобы её признали несостоятельной. В числе кредиторов регоператора в реестре указаны перевозчики мусора «Латранс», ТБО, НСТ и МУП «САХ».

По данным базы «Контур.Фокус», за три года к компании было подано 49 исков на общую сумму 1,7 млрд рублей, из них за последние 12 месяцев – на 879 млн рублей. В рассмотрении суда находятся иски с общей суммой требований 845 млн рублей, а к взысканию представлены исполнительные листы ещё на 56 млн. Это значит, что как минимум 900 млн рублей региональный оператор задолжал контрагентам.

В «Экология-Новосибирск» подтвердили, что банкротство напрямую связано с задолженностью перед подрядчиками.

Большая часть долгов, как утверждают в компании, образовалась в первый год работы регоператора, когда отрасль только «реформировалась».

«Период характеризовался низким процентом сбора платежей, становлением отношений с подрядными организациями и потребителями – юрлицами. Сумма предъявленных сегодня к погашению требований не позволяет ООО “Экология-Новосибирск” осуществлять нормальную деятельность, расплачиваться с действующими контрагентами», – заявил регоператор.

В организации утверждают, что процедура наблюдения позволит отсрочить оплату задолженностей, которые нужно погасить в конце 2021 – начале 2022 года.

Руководство намерено подписать с кредиторами графики погашения задолженностей и поэтапно рассчитаться с ними, в то же время совершая и текущие платежи.

Параллельно с этим в начале декабря «Экология-Новосибирск» подала иски к Российским железным дорогам, аэропорту Толмачёво, банку «Открытие», ПАО «Компания “Сухой”» и другим организациям и бизнесменам. Сумма требований в большинстве случаев составила 50 тыс. рублей.

Перехват проблемной повестки

Проблемы у регионального оператора возникли ещё в начале работы. В суды поступали претензии от перевозчиков в связи с тем, что регоператор затягивал с выплатами за выполненные услуги или проводил их не в полном объёме. Каждый большой праздник в Новосибирской области заканчивался тем, что мусор не вывозили из дворов практически неделю.

Против регоператора изначально выступали многие участники рынка – перевозчики заявляли, что «Экология-Новосибирск» постепенно вытеснит малый бизнес. Так и произошло: часть компаний ушли в другие сферы или подали заявления о банкротстве, следует из сообщений арбитражного суда. В итоге крупнейшие тендеры на перевозку мусора в области на 2021–2023 годы выиграла «дочка» петербургской ГК «ВИС», на базе которой работает и сама «Экология-Новосибирск».

Критика в адрес компании звучала как от обычных людей, так и от чиновников – мэра Новосибирска Анатолия Локтя и депутатов городского совета и регионального парламента. Летом 2021 года к всеобщему негодованию подключился губернатор Новосибирской области Андрей Травников. Впоследствии он неоднократно подтверждал, что регион может расторгнуть договор с оператором, если проблемы с утилизацией ТКО сохранятся:

«С одной стороны, “Экология-Новосибирск” объясняет, что их подводят перевозчики, а с другой – они отвечают за весь процесс в целом и должны организовывать его без сбоев. А сбои есть, я сам лично в этом убедился в рабочей поездке. В одном дворе убирают регулярно, а во втором площадка завалена. К сожалению, таких случаев становится всё больше и больше».

К концу лета министерство ЖКХ Новосибирской области разработало проект постановления, регламентирующего лишение юрлица статуса регоператора по обращению с отходами. Впрочем, Андрей Травников добавил, что это произойдёт, «если власти региона не увидят изменения ситуации к лучшему». В таком случае регоператор поменяется уже в 2022 году.

Видимо, «Экология-Новосибирск» решила перехватить проблемную повестку.

По словам заместителя председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам, депутата новосибирского заксобрания Вадима Агеенко, даже губернатор узнал о решении компании подать заявление о банкротстве из новостей.

– Он узнал об этом через СМИ. У меня есть информация, что он был очень возмущён и звонил в Москву Игорю Снегурову (Основной владелец ГК «ВИС». – τ.). Регоператор некорректно поступил: он монополист, работает на всю область и делает вот такую вещь, не посоветовавшись с министерством ЖКХ, – рассказал Агеенко «Октагону».

Оставить перевозчиков без денег

По мнению Вадима Агеенко, коллапса с вывозом мусора в регионе ожидать не стоит. Введение процедуры наблюдения не влечёт для компании утраты статуса регоператора, и даже если организация обанкротится, она должна будет выполнять свои обязательства до тех пор, пока не будет найден новый оператор.

«Организована процедура наблюдения для того, чтобы никому не отдавать свои долги, которые уже доказаны в судах. Только по вступившим в законную силу решениям судов он [регоператор] должен вернуть своим кредиторам около 500 миллионов рублей».

Вадим Агеенко | депутат Законодательного собрания Новосибирской области

– В процессе рассмотрения находятся иски ещё почти на 400 миллионов рублей, которые компания, скорее всего, проиграет», – пояснил депутат.

Собеседник отмечает, что, согласно законодательству, стадия наблюдения приостанавливает выплаты по исполнительным документам об имущественных взысканиях. Теперь перевозчикам необходимо включаться в реестр требований кредиторов, что дополнительно затягивает время уплаты долгов. При этом сам должник может рассчитываться по текущим платежам.

– Регоператор не хочет отдавать деньги местным перевозчикам и сейчас пытается открыть новый счёт, чтобы увести туда доходы, хотя по соглашению сказано, что учёт идёт только по одному счёту. Сейчас активно расторгает контракты с ТСЖ в одностороннем порядке, и от этого может пострадать много людей, – сообщил Агеенко.

По мнению депутата, есть и вторая причина, по которой «Экология-Новосибирск» может принять решение о банкротстве, – это шантаж правительства Новосибирской области. Он пояснил, что сейчас идёт работа по формированию тарифов на следующий год, и регоператор намерен поднять цены на вывоз мусора.

– Сегодня у компании тариф – 420 рублей за кубометр. На следующий год она просит поднять цены на 190 процентов. Понятно, что поднять могут только на тот максимум, который утвердила Москва, а это не больше 5 процентов. У нас эта история ежегодно повторяется, и в этом году регоператор нашёл такой способ давления на областное министерство ЖКХ.

Собеседник издания подчеркнул, что действующее соглашение заключено между «Экология-Новосибирск» и министерством ЖКХ Новосибирской области. В случае реального банкротства организации все её долги перед перевозчиками, полигонами и потребителями лягут на областной бюджет.

– На мой взгляд, «Экология-Новосибирск» сама себя обанкротит и ничего ей за это не будет. Бывший глава новосибирского оперного театра Владимир Кехман тоже банкрот, но это не мешает ему работать в госструктурах, занимать руководящие должности и прекрасно себя чувствовать, – заключил Вадим Агеенко.

Крышевание концессии

Проблема банкротства касается не только подрядчиков регоператора, говорит депутат горсовета Новосибирска Александр Бурмистров, который проводил расследование, связанное с другим проектом ГК «ВИС» – четвёртым мостом через Обь. Он напоминает, что с этим же юрлицом заключено и концессионное соглашение о строительстве двух полигонов и заводов по сортировке твёрдых коммунальных отходов.

Концессию заключили в 2016 году, но соглашение заморозили через год из-за денежных обязательств, которые за 40 лет действия концессии разорили бы регион.

Согласно условиям соглашения, правительство Новосибирской области должно было компенсировать недополученные концессионером доходы из казны, если в комплексы будет поступать менее 800 тыс. тонн мусора в год.

При этом от расторжения договора концессии заксобрание отказалось. Как пояснил Вадим Агеенко, приостановка концессии не отменяет того, что ВИС должна была построить полигоны и заводы в Новосибирской области до 2019 года.

– Во время приостановки концессии ни одна сторона не может предъявить требования об упущенной выгоде. Но в следующем пункте указано, что и правительство, и концессионер сохраняют свои права и обязанности, прописанные в соглашении. То есть все сроки строительства полигонов сохранились и уже нарушены, так как они должны были появиться в 2019 году, – отмечает депутат.

К строительству полигонов компания до сегодняшнего дня не приступила.

С одной стороны, это связано с тем, что правительство области до сих пор не утвердило площадку для второго полигона. С другой – концессионер не может выйти на первую площадку и начать возведение первого объекта.

– Механизм того, как расторгнуть концессию, прописан, но на это не идёт ни предыдущий губернатор, ни нынешний, хотя поводов для расторжения набралось достаточно, если уже два года прошло с того момента, как должны были быть построены полигоны, а этого так и не сделано. Наши чиновники почему-то не хотят расторгать концессию, – говорит Вадим Агеенко.

Действующая концессия, хоть и в замороженном виде, перекрывает поток инвестиций в регион, утверждает директор МУП «САХ» Андрей Зыков. Это предприятие сейчас частично отвечает за сортировку отходов в Новосибирске, в том числе за крупнейший городской мусорный полигон «Гусинобродский».

«Мы знаем, что нужно сделать для действующего полигона, чтобы он не доставлял проблем горожанам. Это не проекты на миллиард денег, но для этого нужна инвестпрограмма, а разработать её не можем, так как у нас в регионе заключена концессия».

Андрей Зыков | директор МУП «САХ»

– Получается замкнутый круг: полигон «Гусинобродский» должны были закрыть в 2019 году из-за концессии, а она так и не реализована. Представьте, если бы в городе-миллионнике некуда было бы вывозить мусор? – рассуждает Зыков.

Собеседники «Октагона» сходятся во мнении, что если «Экология-Новосибирск» станет банкротом, то региональное правительство должно расторгнуть концессию, которая в своём замороженном состоянии блокирует приток инвестиций и развитие отрасли.

– Однако вместо дела – крышевание конкретной компании с московскими корнями и словом «Новосибирск» в названии, – подвёл итог Александр Бурмистров.