Пирамида спасет мир: мошенник Мазанов — о пользе круговорота денег

Создатель финансовой пирамиды «Витязи» с оборотом 1,5 милиарда рублей Дмитрий Мазанов получил за свою деятельность 6 лет тюрьмы и в этом году вышел на свободу. 

В интервью «Компании» он рассказал, на чем держатся эти схемы, кто за ними стоит, как в тюрьмах узнают о местонахождении спрятанных денег «пирамидчиков» и как участие в «Доме-2» помогло ему выжить в тюрьме. 

Как вы, экономист по образованию, планировавший создать организацию для оказания юридической помощи закредитованным людям, стали правой рукой Сергея Мавроди в МММ-2011? 

— В 2011 году я активно занимался просветительской деятельностью по финансовой грамотности. Печатал на эту тему статьи в волгоградских изданиях. Когда в январе 2011 года Сергей Мавроди объявил о создании МММ-2011, я решил туда внедриться, как разведчик, чтобы изнутри понять, как это все остановить.

И что произошло дальше? В какой момент и почему вы сменили веру и изменили свое отношение к пирамиде? 

— Не было какого-то озарения, простая аффирмация. Когда каждый день по нескольку раз, видя черное, называете его белым, то этим вы себя зомбируете. И через какое-то время черное действительно начинает казаться белым. Когда я вступил в МММ-2011, мне нужно было рассказывать о системе. Я проводил презентации, рассказывая про одно и то же несколько раз в день, и в какой-то момент начал в это верить.

Есть предвзятое мнение, что пирамида — это обязательно лохотрон и мошенничество. На самом деле, ни одна пирамида в истории человечества не рухнула из-за того, что кончились люди. Ни одна. Топливом для горения пирамиды выступают не люди, а деньги. Может быть даже 10 вкладчиков, но, например, сегодня они скинулись по рублю, завтра — по два, послезавтра — по четыре. Поэтому пирамида может работать условно бесконечно. Например, доллар — это классическая пирамида. Криптовалюта — это пирамида. Пенсионный фонд — это пирамида. Банк — это пирамида. Казино — это же тоже пирамида, потому что выигрывают деньги за счет тех, кто проиграл.

Вы откололи кусок от МММ-2011 и из него создали собственную пирамиду — финансовую организацию «Витязи». Что вас к этому подтолкнуло? 

— В МММ-2011 все уже близилось к концу. Пирамида стала распадаться на тысячи пирамидок, и я решил создать свою структуру. «Витязей» я создал за день до того, как Мавроди объявил в своей пирамиде МММ-2011 режим спокойствия. А через 16 дней он объявил о закрытии МММ-2011 и открытии МММ2012.

Многие лидеры не хотели идти в его новую пирамиду, но сами боялись создать что-то новое. Лидеры из разных регионов, у которых были остатки денег МММ-2011, не сбежали с деньгами, а искали, куда их вложить. Они выбрали мою пирамиду, чтобы с прибыли выплачивать деньги своим людям. Так и запустились «Витязи». Мы не рассказывали сказки, что куда-то инвестируем деньги. Мы себя позиционировали кассой взаимопомощи. Пункт об отсутствии гарантий был специально выделен жирным шрифтом.

Мавроди публично назвал меня раскольником и аферистом, чем я горжусь. Если главный пирамидостроитель СССР назвал тебя мошенником, то это, наверное, высший статус

Сколько в «Витязях» было инвесторов? Что это за люди? 

— Около 50 тысяч человек. Оборот — 1,5 млрд рублей за полгода и 160 представительств по разным городам страны.

Среди моих вкладчиков были люди из правоохранительных органов, из криминальных структур, из бизнеса. Бабушек и дедушек там было минимум, поскольку основное действие происходило в интернете.

Крупные суммы вкладывали? 

— Я специально сделал верхнюю планку 300 тыс. рублей, чтобы люди не продавали квартиры и машины. Я всегда говорил: «Вложите то, что вам не жалко потерять». Так они 3 млн рублей раскидывали на 10 личных кабинетов и через разных наших руководителей заводили эти деньги.

Благотворительность «Витязей» в отношении детей-инвалидов — что это было? Маркетинговый ход для привлечения новых клиентов, пиарвошинг? 

— У нас была на патронаже коррекционная школа. Детей-инвалидов мы каждую неделю катали на лошадях, собирали деньги людям на операции.

Даже следователь заявлял, что мы якобы это специально делали для привлечения вкладчиков. Я ему тогда ответил, что ни о чем не жалею. Если я хотя бы одну человеческую жизнь спас за счет того, что пострадали какие-то жадные 111 человек, то я бы и второй раз это сделал.

Вы предчувствовали арест? Пытались договориться, может быть, получить «крышу»? 

— Дело уже было резонансное. Все боялись брать на себя ответственность за взятку. Если с какими-то правоохранительными органами договариваться, то это надо делать заранее. И то нет гарантии. Сегодня ты договорился с каким-то силовиком, а завтра он тебя сам и сдаст. На тот момент договариваться было поздно, но я мог сбежать. Мне из двух источников «маякнули» о «приемке». Но я понимал, что не могу бросить семью и уехать. Удар пришелся бы на них, потому что среди вкладчиков были и силовики, и криминальные структуры. Я остался, чтобы взять весь удар на себя.

Потом мой следователь говорил, что с самого начала знал об отсутствии состава преступления, ведь в 2013 году закона о финансовых пирамидах не было. Он появился только в 2016 году — ст. 172.2 УК РФ. Но следователь сказал, что меня уже показали по Первому каналу, поэтому они не могут меня отпустить.

По делу прошли 47 моих руководителей, все в качестве свидетелей обвинения. Я стал единственным, кого посадили в тюрьму.

Сколько было пострадавших от деятельности «Витязей»? 

— Мне вменяли 111 эпизодов, хотя было 50 тыс. вкладчиков. При этом в уголовном деле написали 30 тыс. На суде я спрашивал, почему остальные 29 889 потерпевших не пишут заявления?

И почему же? 

— В пирамиде деньги не всегда похищаются — они идут на выплаты. Это как в лотерее — одни выиграли за счет тех, кто проиграл. Вот 29 899 человек не пишут заявления, потому что они либо в плюсе, либо вывели депозит. За счет кого? За счет этих 111 человек.

Все прекрасно понимали, что никакого обмана не было, но кому-то надо было сесть. В итоге дали мне шесть лет и 500 тыс. штрафа. Я отсидел с 22 апреля 2017‑го по 25 июня 2021 года.

Каково было в тюрьме? 

— 4 октября приехал в СИЗО. В этот же день по всем каналам показали, что закрыли супермошенника, у которого оборот — 1,5 миллиарда. И все думают, что я из этого оборота 500 млн рублей точно где-то прикопал.

Через две недели меня этапировали в другое СИЗО. Когда зашел в камеру, понял, что попал в «пресс-хату» — туда сажают, чтобы выбить информацию о местонахождении денег.

Кстати, смешно слышать: «Ой, он наворовал, сейчас отсидит, выйдет и продолжит свою жизнь». Да ладно! Это сказки! Если знают, что ты наворовал, то с деньгами расстанешься в ближайший месяц нахождения в СИЗО — руками зеков из тебя все эти деньги до копеечки выбьют. Те, которые есть, и те, которых нет. Зеки не стеснялись, звонили операм прямо из камеры по телефону, приносили мне подписанные якобы мною же явки с повинной. Смог продержаться в этой камере 4,5 месяца. Там 24 часа в сутки ты должен все контролировать. Дожидался, когда все лягут спать, и только тогда мог расслабиться. Это тяжело физически.

Наверное, помогли и артистические способности, мое участие в «Доме-2». Был момент, когда ко мне пришли сотрудники СИЗО и сказали собираться куда-то. Понял, что поведут на «экзекуцию», будут избивать. Что делать? Я отпросился в туалет. Взял бритву, достал лезвие, включил горячую воду и слегка разрезал себе руку, смешал кровь с водой, разбрызгал на стены, измазал лицо и руки и сделал вид, что потерял сознание.

Когда они открыли дверь и увидели эту кровавую баню, они испугались. Думаю, что сразу сообщили своим кураторам. Те поняли, что перегнули палку. Медика мне, естественно, не вызывали, просто перебинтовали руку туалетной бумагой. Буквально через несколько дней СИЗО на ремонт закрыли.

У вас в тюрьме было время обдумать, что произошло с «Витязями». Какие главные ошибки в работе пирамиды привели к такому концу? 

— Главная ошибка — мы хранили деньги в рублях, и рублевые счета стали блокировать. Надо было делать все на криптовалюте.

В оправдание скажу, что я не собирался вечно крутить пирамиду. Смысл был такой: начнем с пирамиды, параллельно зарегистрируем кооператив и там будем по системе краудфандинга сбрасываться по рублю и создавать какие-то реальные бизнесы, получая при этом не 20 % в месяц, а 20 % в год.

Здесь ошибка была в следующем: нужно было поставить условие вкладчикам: вложил 100 тыс., получил 140 тыс., а 40 тыс. отнеси в кооператив. Но я сделал эти взносы добровольными, а нужно было сделать именно принудительными, поскольку взносы приходили не от всех.

Для создания пирамиды достаточно одного желания вкладчиков заработать? На чем все держится и почему она рушится? 

— Я пришел к выводу, что самая крутая пирамида та, где есть идеология. Там, где люди не забирают деньги обратно. Поэтому часто говорили, что Мавроди создал не просто пирамиду, а секту. С идеологией люди могут долго оставаться в пирамиде.

Большинство пирамид рушится по двум причинам: вмешивается государство или все рушат сами вкладчики. К примеру, одному из них не пришли деньги, потому что он неправильно ввел реквизиты карты. Вместо общения с техподдержкой он начинает интенсивно жаловаться в чатах, что выплат нет. Естественно, приток новых вкладчиков падает, и денег на выплаты не хватает. Пирамида рушится. Вкладчики не понимают, что сами рубят сук, на котором сидят.

Любому основателю пирамиды важнее, чтобы она долго работала. Зачем мне было сбегать на Кипр с деньгами? Всем все платится, все работает, а я получаю деньги. Опять же, я их получал в рамках реферальной системы — я их не крал.

Пирамида — это не плохо и не хорошо, просто схема перераспределения денег. Это инструмент, как нож — можно человека зарезать, можно хлеб порезать. Нож нейтральный. И пирамида нейтральна

Есть мнение, что за Кириллом Дорониным из «Финико», Эриком Гафаровым из Gafarov and Partners, Артуром Варданяном из «Кэшберри», за Сергеем Мавроди и другими кто-то стоит, а все они — номинальные лица… 

— Это сказки. Я не верю, что у них кто-то сверху был. Но была «крыша» — вкладчики из силовых структур. Такие люди помогали, например, Мавроди в плане безопасности.

Что лично для вас значит финансовая пирамида? Средство заработка, идеология? 

— Просто инструмент и все.

Инструмент для чего? 

— Для создания сообщества. У меня была идея — объединить миллион адекватных людей и с ними вместе жить и работать. Так как этот инструмент в итоге не сработал, я выбрал для себя другой путь, совершенно легальный, — МЛМ.

МЛМ — безопасный инструмент. Если я буду просто так всех объединять, то мой проект объявят экстремистской организацией или сектой. А если я объединю людей в рамках МЛМ-компании, просто скажут: «Да это сетевики, они всегда там немножечко сумасшедшие».

А для чего всем нужно объединяться? Перед какой такой опасностью? 

— Во всех древних книгах сказано, что наступают последние времена, апокалипсис. Темные силы в виде бионегативных людей уже собрались. Посмотрите сами, кто чаще всего мелькает в СМИ, кто стоит на верхушке мирового бизнеса и политики.

Раз темные силы объединились, то пора светлым сделать то же самое и выполнить предсказания Ванги. Она говорила, что придет новое учение из России, как белый цветок раскроет свои ветки, люди спасутся. Не говорю, что я новый мессия. Светлое одержит неизбежную победу со мной или без. Просто решил в этом поучаствовать.