Катя Розенберг

По Клюшину плачет американская тюрьма

Владельца компании «М13» Владислава Клюшина экстрадировали из Швейцарии в США. Он обвиняется в торговле инсайдерской информацией, украденной из сетей американских компаний.

Дело бизнесмена связывают и с «делом Сачкова», и со взломом серверов Демпартии США. Сам он уверен, что его преследуют по политическим причинам.

Министерство юстиции США сообщило, что Клюшина и еще четверых россиян обвиняют в участии в глобальной схеме по торговле непубличной информацией, украденной из американских компьютерных сетей. По данным ведомства, эта схема «принесла десятки миллионов долларов незаконной прибыли».

Обвинения также предъявили Ивану Ермакову, Николаю Румянцеву, Михаилу Ирзаку и Игорю Сладкову (все они находятся на свободе). Ермаков и Румянцев работали вместе с Клюшиным в «М13». Американские власти утверждают, что Ермаков — бывший офицер ГРУ России. Его также  связывают с группировкой Fancy Bear и взломом серверов Демократической партии США. В июле 2018 года Ермакова обвинили во взломе компьютерных систем и влиянии на президентские выборы 2016 года. Позднее Ермакова также заподозрили в хакерских атаках и связанных с этим операциях по дезинформации, направленных против международных антидопинговых агентств, спортивных федераций и чиновников, отвечающих за борьбу с допингом. Он находится в списке ФБР как особо разыскиваемый.

В чем обвиняют бизнесмена

Клюшина обвиняют в сговоре с целью получения несанкционированного доступа к компьютерам, а также в мошенничестве с использованием электронных средств и с ценными бумагами.

В американском Минюсте утверждают, что бизнесмен и другие обвиняемые в 2018–2020 годах торговали ценными бумагами публичных компаний. Они получали данные об их доходах до того, как те публиковали квартальные или годовые отчеты о финансовых результатах. Следствие утверждает, что обвиняемые получили доступ к существенной непубличной информации (MNPI) после атаки на компьютерные сети двух агентов, через которые компании подавали отчеты в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC).

Полученная информация позволяла Клюшину и его сообщникам заранее узнавать, будут ли финансовые показатели той или иной компании соответствовать, превосходить или отставать от ожиданий рынка. Таким образом, они могли спрогнозировать, вырастет или упадет цена акций этих фирм после официального объявления финансовых результатов.

Среди компаний, чьи данные использовались в ходе инсайдерской торговли, — Tesla, Capstead Mortgage, SS&C Technologies, Nevro и другие публичные организации, акции которых торговались на NASDAQ и Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE).

«Неподкупность рынков капитала нашей страны и ее компьютерных сетей является приоритетом. Сегодняшние обвинения показывают, что мы, ФБР, и другие наши партнеры по правоохранительным органам будем неустанно преследовать тех, кто взламывает, крадет и пытается извлечь выгоду из внутренней информации, где бы они ни прятались», — заявил исполняющий обязанности прокурора США Натаниэль Менделл.

Высокие связи

Клюшина арестовали в марте этого года в Швейцарии во время семейного отдыха на горнолыжном курорте. Бизнесмену сообщили, что Вашингтон предъявил ему несколько обвинений в финансовых преступлениях и он подлежит экстрадиции. Министерство юстиции Швейцарии вынесло решение об экстрадиции Клюшина еще в июне, однако защита россиянина пыталась его оспорить и убедить суд, что обвинение сфабриковано и на самом деле связано со взаимодействием бизнесмена с Кремлем.

Суды не увидели политической подоплеки в деле бизнесмена. 18 декабря Клюшина передали американским полицейским в Цюрихе, которые сопроводили его на рейс до Штатов. Теперь он предстанет перед федеральным судом в Бостоне. У российского бизнесмена остался только один шанс — Верховный суд, куда его адвокаты уже подали кассационную жалобу на последний вердикт. Клюшину грозит пять лет лишения свободы, три года под надзором после освобождения и штраф в размере 250 тысяч долларов.

Бизнесмен через юристов отвергал выдвинутые против него обвинения. Так, его адвокат Оливер Чирич в разговоре с журналистом «Медузы» (издание признано Минюстом иностранным агентом) Алексеем Ковалевым назвал дело против предпринимателя лишь предлогом для преследования его клиента по политическим мотивам. По его словам, у Клюшина и его компании были связи с высокопоставленными клиентами в России.

Клюшин владеет компанией «М13», которая оказывает услуги мониторинга СМИ и соцсетей для администрации президента России, федеральных министерств и других госорганов. Только в 2020 году «М13» заключила на госзакупках контракты на 355 миллионов рублей. Главная разработка компании — система мониторинга СМИ «Катюша». Администрация Кремля пользуется ей с 2016-го. Сервис позволяет чиновникам в режиме реального времени отследить реакцию прессы и пользователей интернета на свои действия. Указ о переходе на эту систему подписал президент Владимир Путин.

В январе 2021 года «М13» получила еще один госконтракт на мониторинг СМИ, мессенджеров и соцсетей для администрации президента и правительства. По сравнению с предыдущими контрактами «М13», в этот добавили услуги по анализу сообщений, касающихся электоральных процессов, политических партий и несистемной оппозиции, а также реакции граждан на события в стране. За эту работу ООО «М13» получит в 2021 году от Минцифры 295 миллионов рублей.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя близость Клюшина к российским властям, сыронизировал, что России «близки все граждане страны». Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев, в свою очередь, назвал заявления о том, что «М13» «играет стратегически важную роль для правительства России», преувеличением.

«Есть компании, которые оказывают эту услугу, в том числе не одна отечественная, которые специализировались на этом или разрабатывали аналогичные решения. По крайней мере о трех известно. Не думаю, что его решения были какими-то сверхуникальными, если только не касались какой-то темы, которая могла быть эксклюзивной с точки зрения исполнительской задачи», — заявил Мариничев.

Член комитета Госдумы по международным делам Мария Бутина заявляла в своем Telegram-канале, что дело Клюшина сфабриковали по заказу США. Она объяснила это тем, что материалы не публикуют в открытом доступе, так как «показывать сшитое белыми нитками обвинение неудобно».

«Дело Клюшина — отыгранный по методичке “русский след” политический заказ США на свежих ведьм <…> Загадочность еще более формирует интерес к ситуации и убеждает публику, что-де все так серьезно, что даже говорить-то страшно», — написала Бутина.

Раскрутка к санкциям

Адвокат Клюшина Оливер Сирик уверен, что его клиента хотят обвинить в хакерских атаках на Демократическую партию перед выборами 2016 года, результатом которых стало обнародование переписки Хиллари Клинтон — кандидата от демократов на президентских выборах. Сирик отметил, что власти США используют обвинения в инсайдерской торговле в качестве предлога для экстрадиции Клюшина.

Источники Bloomberg считают, что предприниматель обладает «обширной информацией о российском вмешательстве в выборы 2016 года», а его экстрадиция в США может «нанести большой ущерб Кремлю». По информации издания, Вашингтон получил данные о связи Клюшина с «атакой на выборы в США» от основателя российской компании по кибербезопасности Group-IB Ильи Сачкова. Последний сейчас находится в СИЗО «Лефортово» по делу о госизмене.

Пока неизвестно, пойдет ли Клюшин на сделки с американским правосудием. Однако, как утверждают СМИ, теоретически раскрутка дела может привести к санкциям.

Политолог, ведущий эксперт Аналитического управления Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов в беседе с «Компанией» допустил, что дело Клюшина может привести к тому, что под санкционные составляющие может попасть ряд компаний.

«Эту историю могут подвязать к санкциям, но не к фронтальным. В результате под санкционные составляющие может попасть ряд компаний. Скорее всего, данные Клюшина будут использоваться сотрудниками правоохранительных органов США, прежде всего АНБ, и рядом других структур. С этой точки зрения эта история будет раскручиваться», — считает эксперт.

В частности, по его словам, правоохранительные органы США может заинтересовать система мониторинга «Катюша». Однако насколько такая информация может быть им полезна, эксперт затруднился ответить. С развитием технологий на этом рынке появилось много крупных государственных участников, добавил Абзалов.

Политолог также назвал маловероятной возможность возвращения Клюшина на родину в ближайшее время. Случаи, когда предпринимателей освобождали при подобных обвинениях, крайне редки и возможны только после дачи признательных показаний.

«Вопрос заключается в том, что ему придется рассказать взамен. Как показывает практика, чтобы избежать сроков по подобным статьям, обвиняемые быстро выкладывают все, что необходимо», — подчеркнул Абзалов.