«Крепкий орешек» Браун

В попытке продавить поправки в Закон об Образовании мог быть зашит личный коммерческий интерес семьи министра образования РФ Сергея Кравцова.

Как передаёт корреспондент The Moscow Post, настоящий холодный душ устроила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко для министра просвещения РФ Сергея Кравцова. Накануне Сенат отклонил поправки в Закон «Об образовании». Ранее, 8 декабря, их в третьем чтении приняла Госдума. 

Поводом для недовольства Валентины Матвиенко стал тот напор, с которым господин Кравцов пытался продавить принятие закона в Совете Федерации. Необходимость сделать это как можно быстрее он обосновывал поручением Президента, согласно которому закон нужно принять до января.

Однако камне преткновения стали ошибки, допущенные в Государственной думе. Причем, похоже, не самим парламентариями, а аппаратом комитета об образовании. Суть же поправок в том, что они обязывали школы и колледжи организовывать онлайн-обучение только с использованием верифицированных госплатформ.

Грубо говоря, это поправки о «дистанте», который в иных случаях стал необходимостью в связи с пандемией. Что не так? Ошибку в законопроекте сама Валентина Ивановна назвала технической, а заключалась она всего в двух словах, которые спикер не озвучила. Но благодаря этой ошибке вся юридическая основа законопроекта могла пойти насмарку. 

Ведь из этой ошибки следовало, что дистанционно можно обучать вообще всем специальностям, считая, например, поваров или спасателей. Но в реальности это невозможно. Казалось бы, действительно технический момент. Итак, что же случилось с Кравцовым?

Накануне Министр лично заявился в Совет Федерации, где пытался пролоббировать принятие закона в нынешнем виде. Причем действовал он, как слон в посудной лавке, по крайней мере, такой можно сделать вывод из слов Валентины Ивановны.

Аргументы Сергея Кравцова сенаторов не убедили

«Он надавил все свои рычаги, правда рычаги слабые, чтобы мы приняли закон», – сказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на заседании палаты. Это «ненормальный стиль для руководителя такого уровня», добавила она, пообещав проинформировать правительство о том, что «так действовать недопустимо». Слова спикера цитируют «Ведомости».

Удивительное поведение для министра — когда и кого еще таким образом характеризовала всегда осторожная и дипломатичная Валентина Матвиенко? Сам министр уверяет, что продвигал принятие закона в СФ потому, что Президент поставил поручение принять его до января, как уже упоминалось.

Чешская история

Опрошенные The Moscow Post эксперты сильно сомневаются, что мотив министра был в этом. Более того, несколько человек сказали, что убеждены, будто именно благодаря влиянию Кравцова эта ошибка могла появиться в тексте. Поведение Кравцова еще более странно, учтивая, что Матвиенко об ошибке знала, и заранее предупреждала, что СовФед не утвердит Закон.

Судя по всему, господин Кравцов может иметь в принятии этого закона какой-то личный интерес. Кроме того, ему давно уже приписывают бизнес в Евросоюзе, конкретней, в Чехии. 

Как утверждает наш источник, лично знакомый с Сергеем Кравцовым, он «человек исключительно жадный, скупой, готовый за мзду на многие вещи». Может быть, его возможное давление на СовФед — как раз тот самый случай?

Интересно, что и фамилия у Кравцова была изначально не Кравцов, а Браун — по фамилии отца. Об этом пишет издание «Сосебедник», со ссылкой на ЗАГС добавляя, что фамилию будущий министр сменил в 2010 году. 

А вот Кравцов, Кравцова — это фамилия матери министра, Аллы Юрьевны Кравцовой. Еще у него есть брат Юрий, который оставил себе фамилию отца. Зачем мы сообщаем об этом читателю? Потому что обе эти фамилии — Браун и Кравцов, фигурируют в чешском реестре юридических организаций.

Оказывается, на имя матери Кравцова, а также его отца и брата зарегистрирована компания Ultra computers s.r.o. Получается, заграничным бизнесом может владеть не один министр, а вся его семья? 

Якобы, через эту компанию Sergey Braun, Alla Kravtsova и Yury Braun принадлежат две квартиры в Карловых Варах – курортном городе, пользующемся особой любовью у россиян.

Эта информация легко подтверждается поиском по чешскому реестру юрлиц. Тут все красноречиво — и Алла, и Сергей Браун, и Юрий Браун — на месте. Менялась, пожалуй, только фамилия самого Кравцова да рапределение долей. Сейчас правда компания Ultra computers s.r.o. находится в стадии ликвидации — видимо, её наличие добавляет господину министру рисков. 

Скриншот страницы чешского реестра с машинным переводом на русский язык. Для чехов Кравцов — все еще Браун? 

На скриншоте Сергей Браун представлен как партнер, и как управляющий директор фирмы. Но «светится» в реестре и Алла Кравцова — предположительно, мама Сергея Кравцова. 

Судя по реестру, из компании они вышли в феврале 2020 года. Сомнительно. Даже если так, Кравцов задолго до министерства был федеральным чиновником. А значит, мог нарушать Закон, если бы имел бизнес и  недвижимость в Чехии.

ИП для своих

И тут мы возвращаемся к гипотезе, что у Кравцова мог быть личный интерес в принятии испорченных поправок в Закон «Об образовании». В чем он мог заключаться? И мы с легкостью находим индивидуального предпринимателя — полную тёзку мамы Сергея Кравцова — ИП Кравцова Алла Юрьевна.

ИП было ликвидировано в ноябре 2020 года, то есть уже после назначения господина Кравцова министром. А интересно тут другое. Ведь госпожа Кравцова занималась ничем иным, как «Деятельностью по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов». Судя по всему, занималась компьютерными технологиями. Вспоминаем и название чешской фирмы Ultra computers s.r.o.

Если проще: похоже, что Кравцовы очень сильно интересовались информационными технологиями, которые являются неизменными атрибутами дистанционного образования. И интерес господина Кравцова мог быть как раз в том, чтобы дать подобным конторам чуть ли не полную свободу действий по обучению людей дистанционно и любым специальностям.

В этой ситуации получение необходимых документов, прохождение аттестации фирмы для обучения могло бы легко решиться при Кравцове-министре. Карты спутала принципиальная позиция Валентины Матвиенко?

Если бы за Кравцовым не было других скандалов, этот «маленький конфуз» с поправками и чешскими похождениями Браунов можно было бы оставить за скобками. Но Кравцов «радует» нашу систему образования уже очень давно. Просто напомним, что он — один из идеологов введения скандального Единого государственного экзамена. 

«Эхо» ЕГЭ 

В 1997-2002 Кравцов работал в Институте управления образованием РАО, затем в Министерстве образования. И как раз с 2004 по 2008 год был помощником главы Рособрнадзора, «отца ЕГЭ» Виктора Болотова. В стране как раз полным ходом шла реформа по введению Единого госэкзамена. 

В 2008 году Кравцов стал директором Федерального центра тестирования – организации, которая разрабатывала процедуры проведения ЕГЭ. В дальнейшем работал в РАО, В Минобрнауки, был ректором Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. А вот потом случился, пожалуй, самый громкий образовательный скандал десятилетия — в 2013 году случилась массовая утечка ответов на ЕГЭ. 

Но ведь сам Кравцов еще тогда убеждал, что никакой утечки быть не может. «Сергей Кравцов уверяет, что утечка невозможна, поскольку Рособрнадзор внедрил особую технологию «упаковки» бланков с заданиями», пишет газета «Версия».

Интересно, сколько мог бы стоить в долларах такой колоссальный «слив» информации, и мог ли быть в этом личный интерес Кравцова? В любом случае, сегодня, когда выросло поколение ЕГЭ, очевидно, что проведенные Кравцовым перемены скорее негативно сказались на интеллекте и образованности наших сограждан. А сколько было сломано копий по поводу «угадайки» — тестовой части ЕГЭ, да и множества других проблем?  

С его же именем был связан и другой дикий процесс – оптимизация ВУЗов. Да, было много пустышек, общее количество высших образовательных учреждений сократилось где-то на треть. Но под нож попадали и вузы с многолетней историей, которые не подошли по абсолютно формальному основанию. Они как канули в Лету, так никто о них и не вспоминает. Спасибо Кравцову?

Теперь вот Сергей Кравцов взялся за дистанционное образование. Может, желает, чтобы и ЕГЭ можно было сдавать дистанционно — ведь в этом тоже можно найти выгоду. Остановит ли его кто-нибудь, или на «амбразуре» — одна Валентина Ивановна?