Рустам Тарико

«Ростех», медбрат и «воздушный трактор»

Со стоянки в Казани пропали 10 самолетов. Куда «улетели» никто не знает. К делу может иметь отношение сотрудник Сергея Чемезова, которого за глаза называют «медбратом».

И под угрозой срыва оказался совместный проект ГК «Ростех» и казанской компании «МВЕН».

Все, что происходит, до жути напоминает детектив.

«Замутили», что называется, проект века – громко объявили о создании Всероссийской системы авиахимработ с помощью » воздушных тракторов». Именно так «красиво» обозвали проект с новым самолетом «Т-500».

Сегодня 10 самолетов, которые уже были готовы взлетать, бесследно испарились с площадки в Казани.

Напомним, договор на постройку машин подписывали дочка ГК «Ростех» АО «Обнинское научно-производственное предприятие Технология им. Ромашина» («ОНПП – Технология», входит холдинг» РТ-Химические технологии и композиционные материалы», дивизион «Вооружение») и ООО «Фирма «МВЕН» из Казани. Отношения закончились громким «бракоразводным» процессом с дележкой денег, самолетов и даже давальческих услуг.

Забегая вперед, хотелось бы отметить одно из главных действующих лиц в этом забойном триллере. Речь про скандально известного бизнесмена Андрея Силкина (сегодня он – генеральный директор компании «ОНПП – Технологии»).

И он же известен как «медбрат» в узких предпринимательских кругах.

«Медбрат» Силкин — человек искушенный в вопросах «отжима», а если контора, на которую положил свой острый глаз г-н Силкин, еще в силах долгое время нести «золотые яйца», то «отжим» будет идти жесткий и циничный.

Именно это мы и видим сегодня в противостоянии упорной «дочки» ГК»Ростех» и компании из Казани. У казанских бизнесменов пытаются выцарапать не только самолеты, но и патенты.

В детективной истории разбирался корреспондент The Moscow Post в Татарстане.

«Настырная » дочка

Итак, «дочка» госкорпорации «Ростех «обвинила разработчика и производителя ООО Фирма «МВЕН» в нарушении условий договора. И даже решила в суде взыскать деньги, которые ушли под проект.

Авиапроизводитель заявил, что ничего не нарушал. И подал встречный иск.

Компания «МВЭН» полагает, что бизнес- партнер пытается отобрать проект.

Тогда ГК «Ростех» распространила в прессе специальное заявление.

В этом меморандуме сообщается, что в Арбитражном суде Татарстана находится иск, основанием для которого стали: срыв ООО «Фирма»МВЕН» сроков поставки воздушных судов; далее — внесение самовольных изменений в конструкцию, в результате чего самолеты более не соответствуют спецификации, прописанной в условиях поставки и в сертификате типа на воздушное судно.

В связи с этим «ОНПП» требует от ООО «МВЕН» возмещения аванса — это 135 млн. рублей. И еще просит суд арестовать имущество партнера на время проведения разбирательства.

Согласно договору, заключенному в 2018 г., ООО «Фирма «МВЕН» должно было поставить «ОНПП Технология » опытную партию самолетов «Т-500» из 10 воздушных судов. Срок? До конца декабря 2018 года.

Для выполнения контракта «ОНПП Технология «предоставило» МВЕНу» авансы на сумму более 200 млн. рублей.

Но поскольку самолеты в указанный срок поставлены не были, то «ОНПП» начало предъявлять претензии… Параллельно велись переговоры по возможным вариантам решения проблемы.

Итогом стало заключение договора с новыми сроками поставки: 9 самолетов авиапроизводитель должен был передать заказчику в июле 2019 г., а последний, десятый, — в конце августа 2019 года.

Но в июле и августе 2019 г. крылатые машины заказчик не получил, а в типовую конструкцию воздушных судов без согласования с заказчиком были внесены изменения, на которые необходимо получить одобрение со стороны Росавиации.

В общем, начались большие проблемы…

Тандем Ермоленко – Силкин

Итак, «ОНПП — Технология» обнаружила пропажу 10 самолетов.

При этом 9 самолетов, которые были оценены приставами в 90 млн. рублей, должны были находиться на территории филиала ПАО «Туполев» в Казани, один самолет — выставочный.

Параллельно компания «Аэропрактика» («дочка» Технологии) обратилась в суд с иском к МВЕН. Технология» помимо самолетов теперь намерена получить от МВЕН свыше 200 млн руб. — аванс и примерно 65 млн руб., которые ушли на закупку давальческого сырья (клеи, лаки, двигатели, винты т.д.). Об этом пишет РБК.

Обсуждать возможность совместного проекта начали еще в декабре 2016 года. «МВЕН» уже 2 года «экспериментировал» с самолетом «МВ-500», который поднимался в небо.

Переговоры шли между генеральным директором ООО «МВЕН» Виктором Ермоленко и начальником «ОНПП Технология» Андреем Силкиным.

Возможно, Ермоленко и Силкин знали друг друга со студенческих времен, поскольку г-н Силкин тоже родился и учился в Казани.

Виктор Ермоленко — выпускник Казанского авиационного института, в прошлом — член сборной СССР по парашютному спорту, летчик-инструктор.

В 1990 г. вместе с Михаилом Невельским учредил компанию » МВЕН»- предприятие по производству быстродействующих парашютных систем, предназначенных для спасения легких летательных аппаратов вместе с экипажем и пассажирами. Еще одно направление в работе — разработка и производство легких летательных аппаратов.

Андрей Силкин – выпускник Казанского медицинского института.

У него очень пестрая биография с белыми «пятнами», но в 2015 г. г-н Силкин был назначен руководителем «ОНПП». И начал отвечать за создание продукции для авиационной и ракетно-космической техники.

У «МВЕНа» уже два года летал сельскохозяйственный самолет «МВ-500». И в 2014 г. компания начала работать над сертификацией: сертификат Росавиация выдала в сентябре 2018 года.

Виктор Ермоленко предложил Силкину создать всероссийскую монополию по эксплуатации сельхозсамолетов.

России давно был необходим надежный инструмент для сельскохозяйственных работ в небе в борьбе с шелкопрядом, короедом, саранчой и др.

Идея пришлась по душе. ГК «Ростех» и Татарстан подписали соглашение о создании и внедрении Всероссийской системы авиахимработ.

В мае 2018 г. «ОНПП» и «МВЕН «заключили договор, по которому компания Ермоленко и Невельского должна была поставить 10 самолетов «Т-500».

ООО» МВЕН» отвечал за сертификацию самолета, сборку 10 бортов, а «ОНПП Технология» – за предоставление композитов и связующих, а также покупных комплектующих, изготовление лонжеронов, рулей высоты и прочие задачи.

«МВЕН» обещал собрать самолеты до 31 декабря 2018 г., но при условии, что комплектующие будут получены не позднее июля, в противном случае срок грозились передвинуть на 5 месяцев.

 Последние комплектующие поступили лишь 18 декабря.

И окончание сборки опытной партии сдвинули на конец мая 2019 года. В итоге подписали новый вариант договора: «МВЕН» должен был также организовать не только сдачу бортов на земле независимой инспекции, но и летные испытания.

Срок сдачи десятого самолета перенесли на август. В апреле был изготовлен первый борт. И компания «ОНПП» оплатила услуги независимой приемки на земле.

В августе завершилась сборка остальных бортов.

Заказчик должен был в течение трех дней оплатить и принять самолеты, но «ОНПП» заартачилось. И отказалось оплачивать проведенную наземную приемку инспекцией 9 самолетов. Это примерно около 15 млн. рублей.

«МВЕН» проинформировал Обнинск о том, что без оплаты этого этапа приемки фирма может приостановить летную сдачу самолетов.

Что было дальше?

Интриги «под крылом»

Реакция последовала мгновенно.

25 октября 2019 г. ООО «Аэропрактика» направило в Арбитражный суд Татарстана иск с требованием досрочно погасить взятый срочный заем. Эту компанию создали летом 2017 г. как оператора параллельного сотрудничеству «МВЕНа «и «ОНПП» проекта.

Компания «Аэропрактика» потребовала вернуть срочный заем — 26,2 млн руб., который «МВЕН» взял для покрытия части расходов по сертификации (общая стоимость 170 млн рублей) «Т-500».

Потом «Аэропрактика» предложила арестовать 4 патента «МВЕНа»…

И вот тогда заговорили о том, что у авиакомпании из Казани хотят отнять интеллектуальную собственность.

Но патент на» Т-500″ закреплен за физическими лицами. И это сделали для того, чтобы оградить готовый продукт от возможных проблем.

15 ноября 2020 г. иск в Арбитражный суд Татарстана направило «ОНПП-Технология». И потребовало вернуть аванс и попросило суд применить меры обеспечения (арест) в отношении 10 самолетов, чтобы МВЕН не мог их продать или заложить. Но в этой просьбе суд отказал.

Компания «МВЕН» заявила о приостановке летного этапа испытаний из-за исчерпанности собственных финансовых ресурсов. Компания сделала это еще и для того, чтобы сохранить право собственности на самолеты, которое теряется по завершении испытаний.

Настораживает и такой момент: из искового заявления «ОНПП» следует, что «дочка» ГК «Ростех» попросила не только взыскать с «МВЕНа»аванс, но и забрать у фирмы сами самолеты…

Структуры ГК «Ростех» через суд пытались забрать у фирмы «МВЕН» 10 самолетов и 140 млн. рублей аванса, выданного на сборку первой партии.

Компания обратилась в Арбитражный суд Татарстана. Истец просит вернуть аванс, который был предоставлен «МВЕНу» для налаживания серийного производства самолетов.

Одновременно авиастроителям из Казани приходится отбиваться от исков компании «Аэропрактика», связанной не только с ГК «Ростех», но и с бывшим министром связи Николаем Никифоровым.

Истец требует досрочно взыскать почти 20 млн. рублей с займов, выданных на сертификацию самолетов «Т-500».

В рамках дела заявитель также потребовал наложить арест на патенты фирмы «МВЕН», но суд отказал.

Но именно после этого в компании поняли: их пытаются выдавить из проекта.

Самолет «Т-500»

Надо заметить, что у самолета» Т-500″ есть отличный экспортный потенциал, он в три раза дешевле зарубежных аналогов. Завершение строительства было запланировано на 2022 год.

Получается, из-за неких интриг страна теряет столь важное изобретение? Во всяком случае, пока теряет?

Из жизни «медбрата» Силкина

Теперь непосредственно обратимся к персоне г-на Силкина, который делает все возможное, чтобы предположительно все-таки убрать бывших партнеров из проекта…

Похоже, что г-н Силкин владеет некими приемами, которые он оттачивал еще в то время, когда на очень «хлебном» месте работал в ГК «Росатом».

Напомним вехи его биографии.

2006–08 гг. — начальник управления делами и административного обеспечения Федерального агентства по атомной энергии «Росатом».

В 2008–09 гг. — директор департамента управления делами и имущественным комплексом ГК «Росатом». В 2009–10 гг. — генеральный директор ОАО «Изотоп», уполномоченного предприятия ГК «Росатом» по производству и обороту изотопов и радиоактивных источников.

Андрей Силкин

С конца 2010 г. по 2012 г.- Силкин являлся первым заместителем председателя правительства Ульяновской области.

С 2012 по 2014 гг. занимался реализацией проектов в области применения композиционных материалов в авиации и судостроении. С 2014 г. работает в структурах ГК «Ростех».

В атомном ведомстве он засветился в скандале с Институтом теоретической физики, который руководство ГК «Росатом» пыталось убрать из столицы. А на освободившейся территории построить офисный центр…

Но как г-н Силкин со своим медицинским образованием попал в главное атомное ведомство страны?

Путь в чиновничество выпускника медицинского института начался с поста заместителя директора НИИ лазерной медицины Минздрава. Каким образом Силкин оказался на этой должности – неизвестно. Но трудится он там 5 лет, а потом ушел в бизнес. И стал заместителем генерального директора в судоходной компании «Волжское пароходство», которую в это же время купил «Корус-холдинг».

Вскоре г-н Силкин пошел на повышение: стал вице-президентом ОАО «Корус-консалтинг».

В это время г-н Силкин сильно сближается с главой ОАО «Корус-холдинг» Игорем Изместьевым, бывшим сенатором от Башкирии. Позже Изместьев будет обвинен в организации нескольких заказных убийств, минимизации налогов и взяточничестве. Об  этом сообщал  The Moscow Post.

Сегодня г-н Изместьев отбывает пожизненное заключение.

Игорь Изместьев отбывает пожизненный срок

Но эта «дружба» ничуть не помешана г-ну Силкину продолжить свой карьерный рост дальше: именно от Изместьева он и ушел в ГК «Росатом».

Еще г-н Силкин отметился в конфликте с компанией Марины Сечиной и «дочкой» «Ростеха». Этот конфликт в итоге привел к уголовному делу.

История началась в конце 2016 г., когда ООО «Станкофлот», 51% уставного капитала которого приобрела бывшая жена главы Роснефти Марина Сечина, получило сразу несколько контрактов от ГК «Ростех».

Марина Сечина

«Станкофлот» получил от производителя уникальных композитных материалов «ОНПП Технология » в 2016 г. три госконтракта на сумму 257 млн руб. и еще 2 госконтракта в 2017 г. на 126 млн.руб.

Все два года генеральный директор «ОНПП Технология» Андрей Силкин ждал от «Станкофлота» благодарности, а потом, видимо, так и не дождавшись, разорвал все отношения с компанией Сечиной в декабре 2018 года.

Но буквально через три недели оперативники ФСБ задержали юриста ООО «Станкофлот» Михаила Дементьева в тот момент, когда он пытался скопировать всю внутреннюю почту и базу бухгалтерии. Застигнутый с поличным Дементьев тут же выложил имя своего заказчика — руководителя» ОНПП «Технология» Силкина. При этом, заметим, никаких последствий для г-на Силкина не последовало!

Чем же закончится увлекательная история про 10 пропавших самолетов?

И какова роль в этой истории г-на Силкина и его  помощников?