Тень московского гостя: интересы вице-мэра Ликсутова снова обозначились далеко от столицы

За попыткой выбить миллионы из КрЭВРЗ по долгам аффилированного к нему предприятия могут стоять интересы Искандера Махмудова из «Трансмашхолдинга».

Как сообщает корреспондент The Moscow Post в Красноярском крае, местному электровагоноремонтному заводу (КрЭВРЗ) грозит субсидиарная ответственность на 1,6 млрд рублей по долгам банкротного АО «Строительная компания «Афина Паллада». Последнее входило в холдинг «Афина Паллада» Гайка Магакеляна, находящегося ныне в международном розыске за хищения. Его же холдинг, тем временем, могут использовать как «инструмент» давления на красноярский завод.

Вполне явственно вырисовывается вероятный интересант происходящего — «Трансмашхолдинг», а точнее — его основатели Искандер Махмудов и Андрей Бокарев. Дело в том, что они, вероятно, близки прямому конкуренту красноярского предприятия — Московскому локомотиворемонтному заводу. И тут впору бы вспомнить, что Махмудов является давним бизнес-партнером вице-мэра Москвы Максима Ликсутова, чей интерес к рельсовому транспорту тоже известен.

Миноритарный кредитор банкротного АО «Строительная компания «Афина Паллада» ООО «Торговый дом «ДЭМ» обратился в арбитражный суд с требованием привлечь к субсидиарной ответственности 12 фигурантов, контролирующих должника. В их числе оказался и Красноярский электровагоноремонтный завод. Сумма субсидиарной ответственности, предъявляемой к нему и другим попавшим в список ТД «ДЭМ» физлицам и компаниям, превышает 1,6 млрд рублей.

И в этом деле хватает странностей. Например, не очень-то понятно, как у «Афины Паллады» образовалась столь крупная задолженность перед ТД «ДЭМ» — последний имеет уставной капитал всего в 10 тысяч рублей, выручку за прошлый год — 16 млн, прибыль — 1,7 млн. Так откуда у фирмы могли вообще взяться крупные суммы, которые она якобы дала «Афине Палладе» в долг?

И, что примечательно, «ДЭМ» особо активную борьбу развернул как раз против красноярского актива. Еще прошлой осенью торговый дом попросил суд «по вновь открывшимся обстоятельствам» пересмотреть принятое в 2016 году решение о включении около 587 млн рублей требований КрЭВРЗа в реестр требований кредиторов СК «Афина Паллада». Мол, компания проводила контролируемое банкротство и планировала на этом нажиться.

Аффилированность КрЭВРЗа и СК «Афина Паллада» уже установлена в нескольких судебных актах о банкротстве. Да и ни для кого не секрет, что еще в 2012 году ЗАО «Строительная компания «Афина Паллада» (СК, Новосибирск, входит в одноименную группу компаний) стало владельцем ОАО «Красноярский электровагоноремонтный завод» (КрЭВРЗ), купив на аукционе почти 100% акций этого предприятий. До этого они принадлежали ОАО РЖД.

«Ранее доказанная связь компаний не порождает сама по себе субсидиарной ответственности. Судья, рассматривая ходатайство, не связан никакими предыдущими решениями, фактами и заявлениями. Судья решает данный вопрос «здесь и сейчас» по тем доказательствам, которые представлены сторонами в обоснование позиции «за» и «против» привлечения к субсидиарной ответственности. При этом никакие внешние факторы: митинги, возможные увольнения сотрудников предприятия и многое другое судья не будет рассматривать и учитывать. Только исчерпывающие доказательства и их правильная интерпретация», — рассказал The Moscow Post старший партнер консалтинговой компании «Дубинин & партнёры» Алексей Горелов.

Не так все просто

Но по версии «ДЭМ», схема может быть более хитрой: мол, и за красноярским заводом, и за «Афиной Палладой» стоит один и тот же человек — Гайк Магакелян. И он мог обеспечить заключение дополнительного соглашения от июня 2016 года, по которому АО «КрЭВРЗ» полностью приняло на себя обязательства СК «Афина Паллада» по кредитному договору компании, «получив возможность как мажоритарный кредитор контролировать процедуру банкротства». Затем Магакелян официально из «Афины Паллады» вышел.

Вот только о нем никто не забыл — он находится в международном розыске по делу о хищении более 400 млн рублей при реализации заключенных с ОАО РЖД в 2013–2015 годах контрактов на общую сумму 2,9 млрд рублей. Речь шла об амбициозном проекте строительства легкого метро в Дамаске (Сирия).

По тому делу в итоге был осужден бывший гендиректор ООО «СК »Афина Паллада-Москва» Виктор Моргачев, писал «Коммерсант». Ранее он уже получил два года условно за неуплату налогов в особо крупном размере, он задолжал государству 600 млн рублей. Но отделался легко — людям дают реальные сроки и за меньшие деньги, статья обвинения предусматривала 6 лет колонии, но Моргачев от этого наказания был освобожден по амнистии.

Возможно, тогда ему помог «спастись» сам Гайк Магакелян, который, по слухам, является очень непростым человеком. Ранее The Moscow Post по рассказывал, как в 2012 году при загадочных обстоятельствах покончил с собой партнер Гайка Магакеляна Олег Хрипунов. Сначала завели дело об убийстве, а потом переквалифицировали его в доведение до самоубийства. Хотя семья Хрипунова была уверена, что его застрелили.

Кто знает, может, у предпринимателя имеются солидные связи. А ведь Магакелян был членом «Клуба инвесторов Армении», созданным главой группы «Ташир» Самвелом Карапетяном, и мог пользоваться его поддержкой.

Кроме того, фирма Магакеляна могла вступить в сговор с «Арктической горной компанией» (АГК), которая принадлежала тогда Дмитрию Босову. Еще в 2015 году СК «Афина-Паллада», входящая в одноименный холдинг, подрядилась построить для АГК всю необходимую инфраструктуру вокруг планирующегося к разработке месторождения угля неподалеку от побережья Северного Ледовитого океана, вблизи порта Диксон. Значительную часть работ строительная компания выполняла за свой счет без предоплаты.

Всего работ было выполнено на сумму 160 млн рублей, куда входила и зарплата рабочим. Впоследствии руководство «Афины Паллады» якобы узнало о том, что заказчик АГК не имеет лицензии на разработку месторождения и прекратило работы. Возможно ли, что между компания реально были некие договоренности?

Но то дела давно минувших дней, Дмитрий Босов погиб, Магакелян скрывается где-то за кордоном, а та самая «Арктическая горная компания» перешла в руки бизнесмена Романа Троценко. Вот только у того нет интересов к железной дороге, к которой так близка «Афина Паллада».

Бизнес-интересы на рельсах

Зато соответствующие интересы имеются у «Трансмашхолдинга» Махмудова и Бокарева. И тут пора стоит вспомнить, что красноярский завод является прямым конкурентом Московского локомотиворемонтного завода. Тот еще в 2013 году в своем годовом отчете упоминал, что ремонт электросекций переменного и постоянного тока осуществляет КрЭВРЗ, который составляет конкуренцию Обществу в сегменте услуг по ремонту электроподвижного состава постоянного тока.

Согласно «Руспрофайлу», единственным заказчиком у АО «Московский ЛРЗ» выступает АО «Центральная ППК». А, по неподтвержденной информации, контрольный пакет акций «Центральной ППК» может принадлежать владельцам «Трансмашхолдинга» Искандеру Махмудову и Андрею Бокареву — давним партнерам вице-мэра Москвы Максима Ликсутова.

Последний знает Махмудова еще со времен ведения бизнеса в Эстонии — там тогда еще будущий московский чиновник в 90-е занимался поставками и перевалкой кузбасского угля и был партнером Искандера Махмудова, чей «Кузбассразрезуголь» был основным поставщиком его угольного бизнеса. Позднее отношения с Махмудовым Ликсутов также закрепил через «Аэроэкспресс»и Андрея Бокарева.

Так что именно это трио как раз и может действовать в интересах «Московского ЛРЗ»? Это бы могло многое прояснить. Например, предприятию тоже может быть очень интересен проект «легкого» метро в Дамаске — деньги-то там крутятся немалые!

Вот только имя Ликсутова фигурировало в некрасивых историях, связанных с подземкой — конкретно столичной. Так, ранее очень активно обсуждалась возможность внедрить беспилотники в подземку. Более того, для этого даже есть техническая возможность, поскольку все поезда, которые Москва закупает последние восемь лет, имеют функцию беспилотного режима управления. Причиной отказа от использования высокотехнологичного решения стал интервал движения: у беспилотников он на момент обсуждения составлял 180 секунд, обычный же интервал для столицы составляет 90 секунд.

Но москвичи достаточно прохладно отнеслись к такой инициативе, поскольку многие еще помнят крупнейшую аварию в метрополитене на перегоне между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии в 2014 году  — тогда сошли с рельсов несколько головных вагонов состава и врезались в стену тоннеля. В результате ЧП погибли 23 человека (20 — на месте трагедии, трое – в больницах), 271 пострадал, более 150 были госпитализированы.

Максим Ликсутов, на тот момент курировавший транспортную сферу в мэрии, заявил, что основной версией причин крушения поезда в московском метрополитене считается неправильно закрепленная стрелка. По данному факту было заведено уголовное дело. В результате на скамье подсудимых оказались старший дорожный мастер службы пути Валерий Башкатов, его помощник Юрий Гордов, директор по производству ООО «Спецтехреконструкция» Анатолий Круглов и заместитель начальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП «Московский метрополитен» Алексей Трофимов, сообщали «Вести».

Вот только никто из чиновников тогда к ответственности привлечен не был. Не исключено, что для Ликсутова это могло стать своеобразным знаком: тему подземки ему отпускать не стоит?

Вот так и получается, что в нынешнем разбирательстве красноярского завода и миноритария маячит тень московской мэрии. Строительство вагоном — ниша прибыльная. И стоило одному из участников этой цепочки («Афине-Палладе), столкнуться с проблемами — тут же начались передвижения на рынке.