ДОМ.рф и Хуснуллин государственные деньги считать не привыкли

Корпорация готова отбиваться от саратовских дольщиков до последнего бюджетного рубля.

Фонд развития территорий опубликовал сегодня пресс-релиз о решении Наблюдательного  совета по выплате компенсаций дольщиком саратовского ЖК «Победа». Дата принятия решения не сообщается, что заставляет усомниться – а есть ли оно вообще? Документ отчаянно желают увидеть как конкурсные управляющие, так и саратовский обларбитраж, обязавший Фонд представить его на сегодняшнее судебное заседание. Но столичные юристы так и не сделали этого – видимо, решение по-прежнему обретается где-то в параллельной реальности.

Хотели бы увидеть решение и саратовские дольщики – хотя бы для того, чтобы обжаловать его. Граждане уверены, что решение, как минимум, нарушает права дольщиков дома №5 – по закону дом со степенью готовности больше 80% Фонд обязан достроить и предоставить людям квартиры, а не компенсации. Как прозвучало вчера на встрече в региональном минстрое, соответствующее обращение готовится в несколько адресов – облправительства, Фонда и спикера Госдумы.    

Оценка есть, но ее нет

В саратовском арбитраже продолжается спор вокруг ЖК «Победа». Между тем, несостоявшиеся новоселы «Победы» уже оказались обмануты властями. Им обещали достроить минимум один дом, но Фонд, созданный для защиты их прав, настаивает на выплате компенсаций вопреки всему: постановлениям правительства РФ, экономической целесообразности, данным оценки. Документ, вступивший в силу с 1 января этого года, гарантирует завершение всех долгостроев со степенью готовности выше 80%. Но дом №5 «Победы», с остекленными окнами и готовностью под 90%, Фонд все равно пытается умыкнуть со сцены. Объясняем, почему это происходит.

На заседании суда по банкротству ЗАО ПП «ЖБК-3», состоявшемся 19 января, дольщики потребовали предоставить им решение Наблюдательного совета, где указана целесообразность именно выплаты компенсации. Законодательство, напомнил их представитель на суде, требует, чтобы организация представила свое заключение конкурсному управляющему застройщика-банкрота в течение трех дней после того, как оно было сделано. Но тот так и не видел документа.

Второй существенный вопрос — оценка недостроя, которую Фонд так хочет занизить. В ход, как известно, пошли все средства, включая откровенное давление на конкурсных управляющих. При этом беседы в саратовском минстрое об «обнулении дольщиков» стали достоянием гласности.

Как прозвучало на сегодняшнем заседании арбитража, свое решение Наблюдательный совет мог строить только исходя из данных оценки. Но нет никакого другого отчета, кроме оспариваемого им документа за авторством члена НП «Общество профессиональных оценщиков и экспертов», опытного эксперта, чья работа по ЖК «Пляж» у того же Фонда вопросов не вызвала. Тогда вопрос — как же принимал Наблюдательный совет свое решение? Ответить на него можно, только ознакомившись с документом – если, повторим, он на самом деле есть.

Нет ответа и на другой вопрос: если Наблюдательный совет свои выводы уже сделал и основаны они на имеющейся оценке, для чего Фонд так настаивает на повторной оценочной экспертизе, затягивая сразу 3 конкурсных производства? Не пора ли уже определиться?

Пишите письма

Нет ни у дольщиков, ни в минстрое и других важных документов от ДОМ.РФ – о степени готовности домов и суммах, необходимых на их достройку. Никаких внятных – и не внятных тоже – пояснений по поводу того, почему дом №5 нельзя достроить, Фонд так и не привел.

Между тем, к судебному делу уже приобщен документ, который подтверждает выводы оценщика. Это оценка дома №5, что какое-то время достраивала компания областного депутата Леонида Писного. Оценивалась только сама постройка, без земли, и результат получился даже выше той суммы, которая так не нравится Фонду в выкладках «Общества профессиональных оценщиков»: 549 млн рублей против 495 млн в оспариваемой оценке, выполнявшейся с учетом стоимости здания вместе с участком. Выходит, данные самой первой оценки могут оказаться скорее заниженными, чем завышенными.

И это не говоря уже о том, что две секции, над которыми трудился «Саратовоблжилстрой», имеют степень готовности 83%, а другие секции того же дома №5, где уже стоят двери и окна, подведены коммуникации, и вовсе готовы на 92%. Правительственное постановление решает судьбу таких домов однозначно — достраивать.

Нельзя упустить и еще одно существенное обстоятельство: отчет оценщика, вызвавший столько споров, имеет свой срок годности — 6 месяцев. Изготовлен он был 14 октября 2020 года, а сейчас уже 2022 год. Весной документ станет недействителен и потребуется новая оценка. Возможно, именно поэтому Фонд так отчаянно тянет время? Хотя вопрос – зачем тратить 700 тысяч рублей на экспертизу отчета нынешнего, все равно остается открытым.

— Мы хотим достройку, мы хотим жить в этом доме, — подчеркнули дольщики на суде.

О том, что дом №5 может и должен быть достроен, заявляли ранее чиновники всех уровней – от Романа Бусаргина до Константина Тимофеева. Глава Фонда защиты дольщиков признал это, посещая Саратов в апреле 2021 года. А теперь они вдруг заявляют, что «арифметика не сходится».

Посмотрим на арифметику поближе. Согласно приобщенной к судебным документам смете, на достройку дома №5 требуется 102 млн рублей. На компенсации дольщикам этого дома с общей площадью проданных квартир 10 тысяч кв. метров, уйдет минимум в 5 раз больше – полмиллиарда. Ничего себе государственный подход у Фонда!

Достройка всего ЖК год назад оценивалась депутатом Госдумы Николаем Панковым в 600 млн рублей, сейчас, даже с учетом подорожания стройматериалов, она все равно будет ниже 1,189 млрд рублей компенсаций. Более того – окончание строительства «Победы» и вовсе не требует госсредств, количество нераспроданных метров с лихвой покрывает все затраты. Знает ли об этом спикер Госдумы, когда с гордостью говорит о выделении бюджетного миллиарда?   

Причем, выделенных компенсаций все равно не хватит, чтобы люди могли купить себе квартиры того же метража и качества. Рынок жилья пошел вверх и квадраты в аналогичных новостройках оцениваются не в 45-50 тысяч рублей, а во все 65-70 тыс.

Все эти доводы звучали вчера на встрече в саратовском минстрое. Министр Павел Мигачев предложил людям писать обращения, вяло пообещав их рассмотреть. Даже если умолчать о том, сколько этих обращений они уже направляли во все возможные инстанции, непонятно, почему руководство Саратовской области проявляет такую пассивность. Ведь и решение Наблюдательного совета Фонда защиты дольщиков — это не окончательный документ. Есть пример Нижегородской области с письмом губернатора Глеба Никитина зампреду правительства РФ Марату Хуснуллину. В результате в Нижнем приняли решение достраивать комплекс с готовностью гораздо меньшей, чем «Победа». Во избежание возникновения социальной напряженности. Выходит, и областные чиновники, и спикер Госдумы Вячеслав Володин напряженность в родном регионе считают допустимой?

Одним словом, дольщикам сказали «пишите письма». И они, действительно, собрались. По всем адресам сразу. И в правительство Саратовской области, и Вячеславу Володину, которого, похоже, чиновники тоже пытаются обмануть. Просьба у граждан одна — дайте нам заселиться в наш дом. Помогите создать ЖСК и найти опытного подрядчика!

Компенсации не спасут никого. Люди потеряют оплаченные квадратные метры. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на нынешние предложения по жилью. Те же, кто покупал квартиру в ипотеку, теперь не увидят ни жилья, ни денег — их компенсации получат напрямую банки.

Зачем же вся эта схема с перерасходом бюджета, если достроить дом будет и выгоднее, и быстрее? Неужели, во главу угла ставятся теперь не интересы жителей, а Фонда, преследующего свои интересы? Которому нужна лишь голая «Победа» — без дольщиков, зато с прилегающими землями и коммуникациями. Чтобы замутить там на бюджетные деньги большой коммерческий проект, назвать это громко «развитием территории», и стричь купоны с продаваемых по рыночным ценам квартир.