Евгений Двоскин

Роман Стройков прошелся по банкам электровеником

К краху нескольких банков могут быть причастны Роман Стройков (ему приписывали вывод миллионов долларов из России), а также экс-судья Елена Кондрат.

Как передаёт корреспондент The Moscow Post в Омской области, Агентство по страхованию вкладов (госкорпорация АСВ) собирается взыскать почти 880 млн рублей с лиц, контролировавших омский "Эксперт Банк". Соответствующее заявление уже подано в Омский областной суд.

Среди ответчиков — сразу 17 физических лиц, в том числе бывшие председатели правления банка Вера Борисова и Сергей Ефимов. К удивлению экспертов банковского сектора, в числе пострадавших не оказалось ключевого собственника — бенефициара банка, предпринимателя из Москвы Романа Стройкова (также ведет бизнес в Эстонии), который на момент краха структуры располагал 92,7% акций.

Он должен был полностью контролировать ситуацию в банке, ведь вдобавок к этому он же возглавлял и Совет директоров учреждения.

Напомним, "Эксперт Банк" лишился лицензии в 2019 году. Организация не исполняла федеральные законы, регулирующие банковскую деятельность, а также в течение последнего года неоднократно нарушала требования ст. 7 и 7.1 федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Вдобавок к этой довольно стандартной формулировке Центробанка, идёт и другая — структура предоставляла неполную и недостоверную информацию по операциям, подлежащим обязательному контролю, а также проводила сомнительные операции, связанные с продажей наличной иностранной валюты, выводом денежных средств за рубеж.

Другими словами: в банке были признаки возможного вывода средств за рубеж. Однако, что удивительно, пока не появилось никаких уголовных дел в отношении собственников и руководства банка. Этому вторит и АСВ, утверждающее, что в ходе конкурсного производства было установлено: лицами, контролировавшими банк, совершались действия по безвозмездному отчуждению денежных средств под видом выдачи заведомо невозвратных кредитов.

Могло ли такое происходит без ведома господина Стройкова? У которого, как утверждают злые языки, якобы могли быть связи в правоохранительной и судебной среде.

Что еще любопытней — ранее к нему уже проявляли интерес правоохранители. Как пишет "Коммерсант", еще в 2013 году полиция подозревала господина Стройкова в организации криминальной схемы хищения бюджетных средств, выделенных на ремонт федеральной трассы "Москва-Астрахань", в размере более 31 млн рублей. Уже одно это должно было обратить на себя внимание в ситуации с крахом банка и дальнейшим судебным иском от АСВ.

Издание отмечает, что похищенные деньги якобы перечислялись в инвесткомпанию родственника банкира, а затем переводились на счета эстонской компании, контролируемой Романом Стройковым. С Эстонией могли быть связаны и дела "Эксперт Банка" из далекого Омска, потянувшие почти на миллиардный убыток. Однако Стройков, по мнению АСВ, оказался не при чем.

"Офшорная империя" Романа Стройкова

Как именно Роман Стройков контролировал банк, какое отношение может иметь к схемам по отмыванию денег на постсоветском пространстве и почему его пытаются связать с людьми в судебных мантиях?

Стройкову, напомним, приписывают более 92% акций. Но владел он ими не напрямую (у него было лишь 5,25%), а опосредованно — через сеть российских фирм. Учредителем этих фирм числилась крупная эстонская компания по торговле холодильным оборудованием, компьютерной техникой и металлами Antonio Trade OÜ, основанная в 2007 году.

В 2017 году пакет в 15% этой структуры принадлежал еще одному человеку — Сергею Ануфриеву. Он же был партнером Стройкова и в "Эксперте". На момент отзыва лицензии у него было 4,35% акций.

Другие же фирмы, через которые Стройков контролировал банк: 7,48% через долю ООО "Антарес", 8,62% через ООО "Юнити", 17,12% через ООО "Тинитр", 9,91% через ООО "Диоленд", 13,79% через ООО "Олимп", 10,94% через ООО "Стандарт". Если предположить, что деньги из банка могли выводиться, то среди компаний, которым якобы выдавали заведомо невозвратные кредиты, могли быть и эти фирмы.

Как утверждают злые языки, Роман Стройков якобы может и вовсе быть причастен к масштабному выводу за рубеж средств из России — не только касательно отдельного банка. Отметим, что упомянутый выше господин Ануфриев позже вышел из состава собственников Antonio Trade OÜ, и единственным бенефициаром остался Роман Стройков. При этом он вполне мог бы действовать не напрямую, а через еще одну "ступень" в виде компании Kolm Kivikest.

Кроме того, акционером (1,42%) и членом Совета директоров "Эксперт банка" являлся еще один человек — Дмитрий Новгородцев. И он же оказался одним из бывших собственников оптового торговца электротоварами из Эстонии Formus Baltic OÜ  — компании, которая уже в первый год своей работы удивительным образом заработала куш сразу в 45 млн евро.

Как утверждают авторы сайта "Новая газета Балтия",  якобы с 2009 по 2015 годы на счет Formus Baltic (которая, как выяснилось, имела отношение к Новгородцеву — партнеру Стройкова) перечислялись деньги с офшорных счетов — более 160 переводов на сумму почти в $100 млн. Будто бы в 2014 году таких поступлений было больше всего — они составили почти весь 42 миллионный оборот фирмы в евро.

Зачисления шли со счетов Wireberg Company LLP, которыми, как оказалось, наполовину мог владеть некий человек из Прибалтики, на которого зарегистрированы не один десяток и даже не одна сотня фирм. Схема, если она правдива, похожа на классическую.

"Тень" Бородина

Авторы сайта "Новая газета Балтия" с высокой долей вероятности связывают Стройкова, указанные фирмы и слухи о выводе средств из России в Эстонию в одну "историю". Но за этим забывается еще один интересный факт: ведь у господина Стройкова был не один банк. Он являлся также владельцем почти 7% в также обанкротившемся банке "Бумеранг" из Череповца.

Лицензию у банка отозвали в 2015 году в связи с неисполнением кредитной организацией федеральных законов, неудовлетворительным качеством активов, не генерировавших достаточный денежный поток.

И, как вы уже, наверное, догадались, затем возбудили и уголовное дело по статьям "Мошенничество", "Присвоение или растрата", "Злоупотребление полномочиями". Об этом писал портал "ГородЧе". Но в числе фигурантов Романа Стройкова не оказалось. Не оказалось в их числе и Сергея Ануфриева, который также владел в "Бумеранге" долей.

Основным же владельцем был примечательный бизнесмен Валерий Сикорский. Среди акционеров находится и компания "Ирбис", которая была "завязана" на кипрский офшор Arigelv Corp. Ранее Валерий Сикорский был владельцем множества бизнесов в Эстонии. Ранее же он будто бы входил в команду функционеров "Северстали" Алексея Мордашова.

Позже он отовсюду удалился и уехал жить в Швейцарию. Последней компанией из Эстонии, с которой он был связан, была фирма Lynx Nebula. И занималась она… чем бы вы думали? Как и Formus Baltic, как и связанная со Стройковым Antonio Trade OÜ, — торговлей электроприборами.

После ухода Сикорского единственным владельцем Lynx Nebula остался скандальный консультант Олег Смоли. Последний был членом правления GreenStone Consulting и в 2012 году получил условный срок за передачу взятки в $60 тыс сотруднику полиции безопасности Эстонии Индреку Пындеру. Об этом писал "Коммерсант".

Компания GreenStone Consulting в 2011 году заключила договор об оказании консалтинговых услуг Банку Москвы. За взятку господин Пындер обещал банку Москвы любую помощь в связи со сделкой по продаже акций Krediidipank (ЕКР, "Эстонский кредитный банк", частью которого владел "Банк Москвы").

После этой громкой истории тогдашний президент "Банка Москвы" Андрей Бородин стал фигурантом уголовного дела о растрате средств банка на 14,5 млрд рублей, и бежал из страны. Об этом писал РБК.

Интересно другое: его ближайший помощник, бывший первый вице-президент Банка Москвы Дмитрий Акулинин, которого также обвиняли в мошенничестве и его семья получили вид на жительство в Эстонии и прямо сейчас якобы преспокойно проживают в Таллине.

В этом водовороте имен, названий и организаций легко запутаться. Ясно одно: если Стройков имел причастность к банкротству "Эксперт Банка", он мог иметь причастность и к краху "Бумеранга", и к возможным делам "Банка Москвы" в Эстонии. Также ясно, что истории эти неизменно связывают с банкротствами (кое-кто считает, что речь идут о фиктивном банкротстве, как, возможно, было в случае с "Бумерангом").

Датский банк Danske Bank якобы тоже мог иметь отношение к отмыванию средств из России. В 2019 году банк вынужден был закрыть три балтийских филиала и один российский.

Как пишет "Новая газета", к журналистам Шведского телевидения SVT попали внутренние отчеты, свидетельствующие о том, что эстонское отделение уже упомянутого выше банка Swedbank за определённый период приняло из балтийских филиалов Danske и отправило туда более 10 миллиардов сомнительных долларов. Среди получателей наиболее крупных сумм была и также упомянутая выше эстонская фирма Formus Baltic OÜ.

В результате, как утверждают авторы сайта "Псковская губерния" (признан иностранным агентом на территории РФ), якобы через Swedbank со Стройковым могли быть связаны сразу восемь офшоров: Wireberg Company LLP, Evergreat Impex Ltd., Triacord Ventures LLP, Maxhill Sales LLP, Quartform Sales LLP, Townrex Services Inc., Whitewood Group Ltd и Citation Management Ltd.

Авторы сайта приводят инфографику на тему перевода средств от сомнительных офшоров в компании, якобы связанную со Стройковым. Хотя точность и правдивость этой информации, скажем откровенно, вызывает вопросы — подтвердить это могут только правоохранители.

Таким образом, ситуация с "Эксперт Банком", "Бумерангом" и претензиями АСВ и вовсе может быть лишь "верхушкой айсберга".

Важно и другое — ведь Роман Стройков в РФ владел не только банковскими активами. Среди прочего, ему же приписывали обладание, например, заводом "Зенча-Псков" — дочерней структурой электрохолдинга "Зенча".

Впоследствии и на самом заводе, и в холдинге уверяли, что Стройков не имеет никакого отношения к заводу "Зенча-Псков". Завод этот построен был "на костях" другого завода из города Пскова — "Элтерм" (ОАО "Псковский электротехнический завод").

Как утверждают авторы сайта "Псковская губерния" (признан иноагентом на территории РФ), якобы Роман Стройков был причастен к смене владельцев и последующему банкротству завода.

Экс-судья Кондрат – в деле?

Мог он быть причастен и к другому громкому банкротству — ООО "Инвестиционная компания "Ре-Порто", которое банкротили как раз по заявлению ОАО "Псковский электротехнический завод" ("Элтерм"). Дело то вела ныне скандально известная, теперь уже бывшая судья московского Арбитражного суда Елена Кондрат, жена экс-заместителя Генпрокурора РФ Николая Кондрата.

Сейчас она находится под следствием: её заподозрили в передаче взятки бывшей помощнице, а ныне судье Елене Махалкиной. Проблемы Кондрат, как ранее писал The Moscow Post , начались как раз с дела "Ре-Порто", к которому через "Элтерм" мог иметь отношение и Роман Стройков. К слову, завод все еще находится в процедуре банкротства.

Всё дело в том, что и у "Ре-Порто", и у "Элтермы", по сведениям "Новой газеты", был один и тот же бенефициар — а именно Роман Стройков. И судья Кондрат якобы должна была знать (или могла при желании быстро выяснить), что структуры эти якобы аффилированы друг с другом.

Уже после этой резонансной истории на сына Елены Кондрат Николая Кондрата было заведено уголовное дело, а сама бывшая судья связывала свои проблемы со своим конфликтом с председателем Московского арбитражного суда Николаем Новиковым.

В этой истории еще много неясного, но предположение рождается само собой: возможно, в банкротстве предприятий и предполагаемом мифическом выводе средств в Эстонию могли участвовать и судьи Арбитражных судов РФ. И не обязательно конкретно Кондрат.

Все эти обстоятельства сделали бы дело Романа Стройкова еще более запутанным. Но только в том случае, если хоть какое-то дело реально было.

Пока же Стройков в настоящий момент куда более походит на великого комбинатора, который и от бабушки ушел, и от дедушки ушел.