Максим Ченгаев

Жизни не в счет: «Эвалар» продолжает давить конкурентов ценой здоровья людей

Если заблокировать сайты, продающие БАДы в интернете, многие останутся без качественных препаратов, зато корпорация «Эвалар» и заработает больше денег.

Как сообщает корреспондент The Moscow Post в Алтайском крае, продолжается эпопея с лоббированием законопроекта о блокировке сайтов, продающих БАДы. Свежие новости таковы: депутату Сергею Неверову, который продвигает эту инициативы, пришлось даже оправдываться за законопроект, про который говорят, что он разработан с целью «перекрыть кислород» конкурентам. Об этом сообщил ТАСС.

Напомним, законопроект был представлен в Госдуме еще в июне 2021 года. Тогда Сергей Неверов и Александр Петров предлагали вообще блокировать сайты, на которых появляется информация о продаже БАДов. Теперь авторы предлагают распространить действие закона уже на всю пищевую продукцию, так что БАДы уже не так явно бросаются в глаза.

Но суть законопроекта осталась та же. В случае его принятия все страницы сайтов, реализующих БАДы, станут недоступны – соответственно, аптекам придется отказаться от торговли БАДами либо убрать их из каталога продукции, которую можно приобрести с доставкой на дом без рецептов. Сами соавторы проекта говорят, что придумали его, «чтобы на рынке не было мошенников, продающих пустышки», однако в искренность их слов, похоже, мало кто верит.

По сути, принятие законопроекта в первую очередь ударит по иностранным компаниям – не имеющие своих магазинов в России фирмы лишатся возможности реализовать продукцию в нашей стране. Пострадают и российские небольшие предприятия, специализирующиеся на производстве БАДов (например, на основе продукции пчеловодства), хранящие свои товары на складах и также работающие по интернет-заказам.

Почему же чиновники упорно лоббируют законопроект, несмотря на то, что его минусы всем очевидны? Всё просто – из законопроекта «торчат уши» депутата Александра Прокопьева и его семейного бизнеса. Мать Прокопьева Лариса Прокопьева владеет крупнейшим фармацевтическим предприятием «Эвалар», производящим БАДы. Подробно об этом The Moscow Post писал ранее.

Александр Прокопьев

На кону — жизни людей

Проблема, которая может возникнуть при принятии закона, на самом деле, уходит далеко за пределы интересов тех или иных компаний. Без продукции, которая жизненно необходима для поддержания здорового баланса в организме, могут, к примеру, остаться диабетики. В качестве альтернативы им могут предложить БАДы от «Эвалара». Но дело в том, что они уже не раз были скомпрометированы.

Так, по данным «Новый взгляд», в одном из препаратов того же самого «Эвалара» в 2016 году нашли мышьяк. Вокруг фирмы было много других скандалов, в том числе связанных с их методами конкурентной борьбы. За «Эвалар» бралась даже Антимонопольная служба– информация на эту тему есть на сайте ведомства. Цены на продукцию этой фирмы отнюдь не маленькие и с усилением ее монопольного положения на рынке после принятия закона они вполне могут вырасти. И все это на фоне дефицита качественных лечебных препаратов в России.

Известно, что социально незащищенные категории граждан, которым требуются лекарства, регулярно обращаются в профильные ведомства, чтобы им помогли финансово, потому что средств на медикаменты катастрофически не хватает. Некоторые выходят на митинги, чтобы привлечь внимание к своей проблеме – о том, как родители детей-инвалидов в декабре 2018 года выступали в 17 российских городах, рассказывал «Коммерсант». Ранее больные ВИЧ протестовали в связи с «неподъемными» ценами на медикаменты – об этом сообщало ИА «Москва 24».

Лариса Прокопьева

Показательна и ситуация последних двух лет, когда в связи с пандемией коронавируса люди стали скупать препараты и по всей стране – в дефиците оказались не только антибиотики, но и обычная перекись водорода, обладающая обеззараживающими свойствами, и витамин D, недостаток которого влияет на иммунитет. Об этом писало BBC в России. Но если такие лекарства еще хотя бы можно приобрести у нас в стране, то есть препараты, производимые только за границей, и их полный запрет равноценен смертному приговору для тех некоторых категорий пациентов.

Вдобавок в России сейчас действует очень сложная процедура регистрации иностранного товара, что тоже влияет на количество заграничных фармкомпаний, желающих сотрудничать со страной.

Так что лучше бы господа чиновники и депутаты продвигали проекты, которые служат не для уничтожения конкурентов, а для того, чтобы облегчать исцеление соотечественников.

Что реально поможет улучшить ситуацию на рынке лекарств?

Регулировать сферу лекарств нужно совсем с другого края – в 2011 году произошел вопиющий случай, когда пациент психиатрической лечебницы умер, предположительно потому что его лечили неким медикаментом американского производства, использование которого запрещено во многих странах. Об этом писала «Российская газета», выяснившая попутно, что аналоги этого опасного средства производятся и в России. При этом, как пишут «Ведомости», в стране процветает нелегальный рынок медикаментов на сотни миллионов рублей. Почему бы не разобраться сначала с этой проблемой?

…А тем временем, к слову, финансовые показатели «Эвалара» неуклонно растут, но, видимо, коммерсантам этого мало.