Рустам Тарико

Новосибирскую землю из-под «Единой России» выбило Локтем

Градостроительный конфликт главы Новосибирска Анатолия Локтя с крупнейшими застройщиками стал политическим.

Мэр заявил, что больше не будет выдавать отклонения от нормативов при строительстве жилья, если в этом нет очевидной пользы для горожан. Эксперты считают, что изменение станет позитивным для города, но сомневаются, что оно коснётся всех недобросовестных подрядчиков. По их словам, мэр и раньше сам принимал решения, кто из застройщиков сможет отойти от предельных параметров, а кто нет. Собеседники редакции подчеркнули, что нынешняя позиция Локтя – не что иное, как игра в политику и месть определённому бизнесмену за переманивание депутатов-коммунистов на свою сторону.

Отклонения для «свечек»

«Провозгласим принцип отказываться от института отклонений. Думаю, что на 100 процентов не удастся это сделать. Так же как не удастся отказаться от точечной застройки на 100 процентов, потому что это связанный момент. Но установка такая, что мы сворачиваем эту практику выдачи разрешений на отклонения», – заявил Анатолий Локоть накануне сессии горсовета, где депутаты должны были заслушать отчёт градоначальника.

Напомним, в 2015 году мэрия приняла правила для строителей, которые максимально исключали уплотнительную застройку в устоявшихся микрорайонах. Ограничения распространились на плотность застройки, минимальное количество машино-мест, высотность жилья на участках до 0,35 гектара – максимум восемь этажей.

Федеральный закон позволяет отклонение до 10 процентов. По словам Локтя, ранее застройщики могли подать в муниципалитет запрос и уже на этапе строительства изменить этажность здания, плотность застройки, озеленение и количество парковочных мест.

Теперь же компании не смогут отклоняться от заложенных предельных параметров.

По словам руководителя проекта «Искалеченный Новосибирск» Михаила Рязанцева, компании поставили механизм отклонений на поток. За три года было выдано 84 отклонения. Эксперт отмечает, что из-за обхода нормативов инфраструктура микрорайонов, где строят «свечки», не выдерживает – людям не хватает поликлиник, школ, детских садов. Из-за нагрузки на коммуникации могут учащаться коммунальные аварии.

Решение через первых лиц

Между тем все предложения застройщиков об отклонении от нормативов проходят через Анатолия Локтя. Именно он принимает решение о том, можно ли предпринимателю, например, уплотнить застройку, убрать парковку и детские площадки или, наоборот, построить парк и уменьшить этажность здания.

– Проблема в том, что все эти отклонения раздаёт лично мэр и градостроительная политика состоит из решений мэра, – говорит Рязанцев.

Эксперт привёл в пример несколько объектов, где были приняты не только положительные решения для изменения параметров застройки. Например, достройка в центре города аварийного дома на улице Урицкого. Теперь на участке будет ноль машино-мест, ноль квадратов благоустройства и площадок для детей и отдыха, а масштаб застройки составит 100 процентов вместо 40 процентов.

Другой пример – дома компании «Расцветай», которую связывают с депутатом Госдумы Дмитрием Савельевым. По словам Михаила Рязанцева, застройщик стал одним из крупнейших в Новосибирске только потому, что везде получал отклонения. Например, на улице Большевистской «Расцветай на Обской» в 2019 году подвинул зону жилой застройки ближе к школе, прямо под окна, и повысил плотность застройки с 2,5 до 5,5 – больше чем на 100 процентов вместо 10 процентов, позволенных федеральным законом.

«Любой застройщик, когда приходит на площадку, должен понимать, сколько он может построить на этом участке. Но, например, с помощью отклонений можно уменьшить количество парковок и увеличить плотность застройки. Тогда ломается экономика, что позволяет застройщику получать сверхприбыль».

Михаил Рязанцев | руководитель проекта «Искалеченный Новосибирск»

По мнению первого замруководителя общественного совета по вопросам градостроительства, гендиректора ГК «Химметалл» Евгения Гаврилова, более выборочная позиция в отношении тех, кому давать разрешения на отклонения от нормативов, связана с тем, что «есть некоторые компании, которые злоупотребляют этим инструментом».

– Совсем отменять институт отклонения нельзя, мы это много раз обсуждали на общественном совете, потому что есть разовые вещи, которые в индивидуальном порядке надо решать. Когда всем очевидно, что город и люди только выиграют от таких отклонений, тогда такое решение можно принять. Но это должны быть единичные случаи, – считает застройщик.

Мэрия раскрыла фабрику биороботов

За два дня до заявления о том, что в городе изменят политику по выдаче отклонений, в газете обкома КПРФ вышел первополосный материал о том, как депутат Госдумы Дмитрий Савельев скупает помощников для лоббирования своих бизнес-интересов.

На следующий день, 10 января, крупнейшее городское издание НГС выпускает целое расследование о том, как команда Дмитрия Савельева дарит горожанам пледы и убирает дворы ради получения на предстоящих выборах мест в горсовете. Проблема в том, что НГС всегда позиционировал себя как сайт вне политики, так что тема расследования явно обсуждалась не на будничной планёрке.

Издание выяснило, что группа компаний «Расцветай» слишком большим количеством нитей связана с Савельевым. Они указали, что владельцем 77 процентов компании является его младший брат, бывший депутат областного заксобрания Владислав Савельев. А дочерней компанией почти пять лет руководила их мать Татьяна Дубовенко.

Вечером того же дня, в который вышло расследование, в эфир новосибирского радио «Городская волна» пришли на программу несколько действующих и бывших депутатов КПРФ. Более получаса они агитировали слушателей не поддерживать помощников Савельева и не принимать подарки от них, чтобы это не переросло в новые мандаты.

«Подводя итог нашему разговору, как мы предполагаем, будем юридически аккуратны. Люди, которые будут выбраны за счёт этого, допустим, в Совет депутатов, потом будут заниматься лоббированием интересов определённых групп», – заявил ведущий программы Артём Роговский, который ранее был пресс-секретарём Локтя, а сейчас работает замглавы Первомайского района Новосибирска.

Удар в одни ворота

По мнению собеседников «Октагон.Сибирь», вся история с отменой отклонений направлена на определённого застройщика – группу компаний «Расцветай». В новосибирском обкоме КПРФ с помощниками Савельева начали воевать ещё на прошлых выборах в горсовет в 2020 году, когда часть мандатов у коммунистов забрали застройщики и их представители.

– Теперь коммунисты считают, что Савельев начал скупать действующих депутатов, на чьих округах выгодно строить, – заявил Рязанцев.

3 февраля написал заявление о выходе из партии КПРФ Алексей Михайлов – депутат горсовета, который вместе с ещё двумя коммунистами впервые за долгое время забрал все округа в Первомайском районе. Это район в Новосибирске, который несколько созывов подряд не входил в «красный пояс».

Повестку о выходе из партии Михайлова попытались перехватить коммунисты. Вице-спикер горсовета Антон Тыртышный обвинил теперь уже бывшего соратника в предательстве избирателей и подрыве репутации партии.

Всё дело в том, что Михайлов поддержал планирующую застройку компании «Расцветай» в Первомайском районе, хотя ранее был против вместе с другими депутатами-коммунистами. Теперь он позиционирует себя как независимый депутат, хотя, по сведениям «Октагон.Сибирь», вскоре должен перейти под знамёна «Единой России». Между тем имиджевый удар по партии уже нанесён.

Все эти события происходили накануне отчёта мэра по итогам работы за 2021 год. Ежегодно депутатское большинство поддерживало Локтя, соблюдая пакт о ненападении между губернатором-единороссом и мэром-коммунистом. В этом же году против и воздержались 12 человек, среди которых восемь голосующих – неформальная фракция Савельева, ставшего третьим игроком в сибирском горсовете. Всего в муниципальном парламенте 50 депутатов.

Игра в политику для мэра может обернуться очередным ударом «по красной шапке» от регионального правительства. Ранее там уже заявляли, что город слабо справляется с обязанностями, связанными с землепользованием и градостроительством. Часть полномочий ушла в облправительство, но федеральные законы не запрещают забрать их полностью на уровень региона.