Илья Михальчук

Как Дмитрий Доев «Газпром» доит

Оказавшийся без средств "Энергогаз" – не первый такой случай в "послужном списке" совладельца ГК "ВИС".

Схемами преднамеренных банкротств, даже весьма сложными, в нашей стране давно уже никого не удивишь. Удивляет, как порой "под нож" пускают дочерние структуры даже гигантов рынка. И совсем не боятся последствий для себя лично. В этом контексте корреспондент The Moscow Post обращает внимание на печальную историю компании "Энергогаз".

В марте Арбитражный суд Москвы рассмотрит иск о привлечении к субсидиарной ответственности по долговым обязательствам обанкротившейся компании "Энергогаз" сразу нескольких фигурантов. Это АО "Газпром центрэнергогаз" (бывший владелец "Энергогаза"), ООО "Газпром центрремонт", ООО "Научный-6" и ПАО "Газпром". 

Упоминаются также персонально бывший глава "Газпром центрремонта", а ныне гендиректор Группы "ВИС" Дмитрий Доев, ипредприниматели Сергей Владимиров и Александр Псатий, Об этом сообщает издание "Правда УрФО".

Разбирательства по делу сопровождались затяжными спорами, касающимися возврата того или иного имущества.

На этом фоне довольно интересно звучат выдержки из решения суда Московской области о том, что были "не раскрыты мотивы подписания договора о залоге недвижимого имущества <…>, в результате исполнения которого из собственности "Научный-6" выбыло все ликвидное имущество в счет погашения задолженности перед "Газпром центрремонт" по оплате цены уступки требования к "Энергогазу".

Суд отметил, что определением <…> принят отказ ООО "Научный-6" от заявления о включении в реестр требований кредиторов "Энергогаза" задолженности в размере 1,43 млрд.

По мнению суда, это свидетельствует о том, что, заключая взаимосвязанные сделки, стороны преследовали противоправную цель по выводу ликвидного имущества из владения дочерней организации с целью уменьшения потенциальной конкурсной массы (доли в уставном капитале общества) и, как следствие, невозможности удовлетворения требований кредиторов.

Пути банкротства неисповедимы

Эксперты рынка настаивают на преднамеренном характере банкротства "Энергогаза", который, напомним, ранее выступал субгенподрядчиком проекта расширения Пунгинского ПХГ в ХМАО.

Если углубляться в механизм банкротства "Энергогаза", то в реализации его схемы просматривается присутствие так называемых "технических фирм". В данном случае это компании "Мегабилд" и "Антарес". Обе заявляли о своих правах в качестве кредиторов, но при этом официально декларировали многомиллионные убытки и позже были ликвидированы.

Как утверждают авторы сайта "Русский репортёр", якобы эти "технические" компании оказались аффилированы с инвестиционной группой "Русские фонды", бенефициарами которой являются бизнесмены Сергей Васильев и Константин Бейрит, предположительно поставившие "на поток" регистрацию подобных структур и их последующее участие в банкротствах. Легко предположить, что коммерсанты могли "поучаствовать" в судьбе активов с банкротящихся предприятий.

Как уже говорилось, "Газпром центрремонт" и его экс-глава Дмитрий Доев тоже поучаствовали в банкротстве ООО "Энергогаз".

После ухода из структур "Газпрома" Доев стал официальным компаньоном Васильева и Бейрита. Он же, совместно с головной структурой принадлежащего им холдинга Селигдар выступил соучредителем новой компании – "Управление золотыми активами".

Бизнес по дружбе

В сентябре прошлого года Доев занял пост гендиректора в группе "ВИС" Игоря Снегурова. И как тут не вспомнить судебный процесс, в ходе которого Снегуров и Доев были оппонентами.

Напомним,в свое время группа "ВИС" отсудила миллиарды рублей у "Новоуренгойского газохимического комплекса"(НГХК) — кстати, тоже дочернего предприятия "Газпрома". Об этом ранее писал The Moscow Post Сейчас этот объект называют самым безнадежным долгостроем "Газпрома".

Когда бывшему генподрядчику строительства НГХК – "ПФ ВИС" Игоря Снегурова  – удалось доказать многомиллиардные долги дочки ПАО "Газпром", управляющая компания, возглавляемая на тот момент Дмитрием Доевым, демонстрировала решимость защищаться. Это выражалось, в том числе в готовности направлять миллионы рублей "Газпрома" на услуги сторонних юристов.

Итогом стало два выигранных "ВИС" судебных разбирательства на общую сумму более 8,2 млрд рублей. А спустя некоторое время Дмитрий Доев стал уже гендиректором Группы "ВИС".

Если изучить биографии Доева и Снегурова, выяснится, что они пересекались еще задолго до этого. До работу в ПАО "Газпром" Дмитрий Доев входил в руководство "Севзапинвестпромбанка": был одним из основателей этого банка. Но в 2008 г. вышел из состава акционеров.

При этом уход из банка вовсе не означал разрыв партнерских отношений с друзьями-приятелями. Как следует из данных "Руспрофайла", уже известный нам владелец группы "ВИС" Игорь Снегуров все еще имеет долю в банке — более 15%.

Возможно, там берет начало крепкая дружба Доева и Снегурова. А возможно, это случилось и раньше. Потому что, если копнуть еще глубже, выяснится: Доев несколько месяцев находился в кресле гендиректора" ВИС" еще в 2004 году!

Бойся концессионеров, дары приносящих

Имя Дмитрия Доева на сегодня хорошо известно в Новосибирске. Одной из самых свежих новостей стало введение процедуры наблюдения в отношении ООО "Экология-Новосибирск" — регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Компания входит в контур ГК "ВИС", подконтрольной Игорю Снегурову и его партнеру Дмитрию Доеву.

Структура стала регоператором по обращению с ТКО в 2019 году, с тех пор вокруг неё произошло множество скандалов. Интересно, что заявление в суд о банкротстве она подала сама, объяснив его наличием просроченной задолженности в размере 1,86 млрд. рублей. То есть компания сама признаётся — денег на оплату нет.

А что же с головным ГК "ВИС" — одной из крупнейших строительных групп России? Эксперты утверждают: в последнее время у компании могли возникнуть серьезные финансовые проблемы, связанные с вступлением одного из ключевых собственников, Дмитрия Доева, в совместный проект с "Ростехом" по освоению золотоносного месторождения Кючус. Об этой истории The Moscow Post также подробно рассказывал.

Обращение с ТКО — не единственный пример государственно-частного партнерства структур "ВИСа", который связан с социальной тематикой. Чего стоит только многострадальный четвертый мост через Обь в Новосибирске, возводить который в рамках ГЧП принялась группа Доева и Снегурова.

Сдать этот мост планировалось к концу 2022 года. Еще два года назад стало ясно, что успеть к этому сроку "ВИС" просто не сможет. Однако собственникам группы удалось договориться о продлении сроков строительства до 17 сентября 2023 года. Сегодня и эта дата выглядит нереалистичной. Идут разговоры о том, что мост могут закончить только к 2024 году.

Не повезло новосибирцам и в том, что именно "Седьмая концессионная компания", которая входит в ООО "Национальный медицинский холдинг" Группы компаний "ВИС" подписалась на строительство сразу семи поликлиник в разных районах города. 

Предполагалось, что инвестор вложит 1,4 млрд. рублей, а еще 1,6 млрд. рублей – это будет грант региона. Остальную сумму планировалось взять в долг. При этом, согласно условиям соглашения, с 2023 года каждые три месяца областной бюджет должен был доплачивать концессионеру значительные суммы. Но если ранее говорилось о 260 млн рублей, то затем выплаты каким-то образом выросли до 1 млрд. в 2023 году, а потом и вовсе по 3,1 млрд.

На деле же уже очевидно, что сроки строительства поликлиник сорваны. На этапе заключения договоров предполагалось, что объекты буду сданы в 2021 году. Затем — в 2022 году. Теперь ясно, что сдать их смогут не раньше 2023 года, да и этот срок, возможно, придется сдвинуть.

Срыв сроков признали и власти. Как пишет "Тайга.Инфо", местные депутаты и вовсе предположили, что их не сдадут никогда. Вероятно, проблемы этих проектов связаны с тем же, с чем и скандал с регоператором по обращению с ТКО. У компании "ВИС" банально нет денег.

По итогам 2020 года то же головное АО "ВИС" совокупно заработало 436 млн рублей при выручке в 500 млн рублей. Судя по всему, тут не учтены и огромные деньги от госконтрактов, и различные субсидии, и помощь от местных властей.

Всё верно, только это было до аукциона на разработку золотого месторождения Кючус в Якутии, куда так стремился попасть Дмитрий Доев. Видимо, для него цель всегда оправдывает средства.