Суд над Иваном Сафроновым зашифруют так же, как и дело

Все ходатайства защиты экс-журналиста, обвиняемого в госизмене, отклонены Мосгорсудом.

4 апреля в Мосгорсуде в закрытом режиме начнется рассмотрение по существу уголовного дело бывшего спецкора «Ъ» и «Ведомостей», советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова, обвиняемого в госизмене. Такое решение суд принял по итогам завершившихся во вторник предварительных слушаний, на которых защита просила вернуть материалы из-за якобы имеющихся недоработок в Генпрокуратуру, исключить ряд доказательств, а также разрешить подсудимому участвовать в процессе не из «аквариума», а со скамьи в зале. Во всех этих просьбах суд отказал, попутно удовлетворив ходатайство прокурора о продлении срока ареста господину Сафронову еще на полгода.

Как сообщили «Ъ» представители защиты Ивана Сафронова, решение суда большой неожиданностью как для подсудимого, так и для его адвокатов не стало. По их словам, оглашение решения по всем поданным накануне ходатайствам заняло у судьи Дмитрия Гордеева, которому предстоит быть председательствующим судебной тройки на предстоящем процессе, не более 15–20 минут. «Фактически все выводы следствия были признаны законными и обоснованными, а нам на все просьбы ответили "нет", одновременно удовлетворив ходатайство прокурора о продлении срока ареста Ивану Сафронову еще на полгода, до начала сентября»,— пояснил «Ъ» один из защитников.

В понедельник адвокаты в обширном ходатайстве, где подвергли материалы дела скрупулезному анализу, просили вернуть их для устранения допущенных в обвинительном заключении нарушений УПК в прокуратуру. Также они настаивали на исключении ряда доказательств как недопустимых. Эту просьбу гособвинитель Борис Локтионов посчитал, в свою очередь, как рассказывал «Ъ», преждевременной. В итоге и в этом суд с ним согласился, решив, что подобный вопрос может быть вновь поставлен уже в ходе судебного следствия непосредственно, когда речь пойдет о конкретных уликах и их обсуждении в заседаниях.

Кроме того, сам Иван Сафронов хотел участвовать в процессе не из «аквариума» для подсудимых, а из зала со скамьи, где будут размещаться его адвокаты.

Это он и его защитники объясняли как принципом презумпции невиновности и гуманностью, так и простой экономией времени, так как адвокатам не пришлось бы тратить его на передачу документов подсудимому и обсуждение с ним различных вопросов. Кроме того, как оказалось, адвокаты также просили разрешить Ивану Сафронову свидания с родными или хотя бы звонки им, но снова получили отказ.

Напомним, экс-журналист находится в изоляции и условиях СИЗО «Лефортово» с июля 2020 года. С тех пор он только мельком мог видеть своих близких, включая невесту, во время редких случаев, когда его привозили в суд на продление ареста или же его обжалование. Причем из-за действовавших в то время ограничений по COVID-19 родных не всегда пропускали в зал. Между тем адвокаты во время предварительного следствия упоминали, что отказ Ивану Сафронову даже поговорить с матерью по телефону в день ее рождения является своеобразной формой психологического давления на обвиняемого, которому ведший дело следователь якобы обещал разрешить общение после подписания признательных показаний.

«Суд постановил, что первые слушания по существу пройдут 4 и 5 апреля»,— сообщили «Ъ» адвокаты Ивана Сафронова, напомнив, что ряд материалов уголовного дела засекречен соответствующими грифами или же отнесен следствием к гостайне.

А потому процесс пройдет в закрытом режиме. Впрочем, несмотря на это, по их словам, Иван активно готовится к слушаниям, которых он долго ждал и на которых он будет пытаться объяснить свою позицию о полной невиновности. Он утверждает, что никогда с зарубежными разведками не сотрудничал, тем более за деньги, а все данные, которыми он оперировал, находятся в открытых источниках, что довольно просто проверить, тем более что доступа к гостайне экс-журналист и действующий советник главы «Роскосмоса» на момент ареста не имел.

Между тем обвинение намерено доказать вину Ивана Сафронова в двух эпизодах — госизмене в форме шпионажа, в том числе и «в соучастии с другим лицом». «Следствием установлены и документально подтверждены факты длительного, на протяжении 2015–2019 годов, выведывания и собирания господином Сафроновым секретной и совершенно секретной информации, в том числе в отношении военно-технического сотрудничества России с государствами, входящими в ОДКБ, а также странами Ближнего Востока, Африки и Балканского полуострова»,— заявили в надзорном ведомстве при утверждении обвинительного заключения по этому громкому делу. Тогда отмечалось, что собранные сведения Иван Сафронов якобы систематически передавал представителям иностранных разведок, «осознавая, что эта информация может быть использована государствами—участниками блока НАТО против безопасности Российской Федерации». Причем особо оговорилось, что действовал обвиняемый «на возмездной основе, а также с использованием методов шифрования».