Рустам Тарико

У Дениса Мантурова сбоит радиосвязь

Инсинуации западной прессы об оборудовании российских военных хоть и нуждаются в проверке, но неизбежно вызовут вопросы к главе Минпромторга Денису Мантурову и "Ростеха" Сергею Чемезову.

В The New York Times появилась информация о том, что якобы российские военнослужащие участвующие в спецоперации в ЛНР и ДНР не могут пользоваться зашифрованной радиосвязью. Кому на руку подобный вброс понятно. Однако "дыма без огня не бывает".

Возможные некачественные поставки российским силовикам радиостанций со стороны структур "Ростеха" требуют проверки со стороны правоохранительных органов.

В деталях разбирался корреспондент The Moscow Post.

Не та "конфета" в обертке

Далеко ходить не будем. Еще в приснопамятном, 2017 г. Федеральная антимонопольная служба уличила компанию "Уральские радиостанции" (владелец -скандально известный бизнесмен Виталий Шурыгин) в том, что она поставляла на российский рынок, а, точнее, на оборонные предприятия, китайское оборудование, маркированное под российское.

Как позже выяснилось, контора "Уральские радиостанции", занималась теми же, не богоугодными делами при выполнении заказов в частности, для МВД РФ. Схема оказалась очень примитивной. Об этом писал The Moscow Post.

"Уральские радиостанции" закупали у компаний КНР готовое оборудование. Это были, в основном, радиостанции и другие переговорные устройства.

Это оборудование везли в Россию, "прошивали" под российские стандарты связи, маркировали отечественными брендами. И продавали заказчикам.

Надо объяснить, что такого рода приборы российского производства были гораздо дороже аналогов из КНР по причине более высокого качества.

Получилось, что китайский ширпотреб шел по более высокой цене, чем та, по которой он приобретался в Китае?

Махинации вскрылись уже тогда, когда хозяина компании "Уральские радиостанции" Виталия Шурыгина взяли за "жабры": он оказался в тюрьме, но вот только несколько иным причинам.

Г-н Шурыгин был осужден за аферы на совсем другом предприятии, об этом писало издание "Интерфакс-Россия".

Но "Уральские радиостанции" еще несколько лет назад получили эксклюзивное право на поставки средств связи на предприятия оборонных и правоохранительных структур.

Прямое содействие в этом оказало Министерство промышленности и торговли РФ. Именно по настоянию Минпромторга "Уральские радиостанции" были внесены в реестр единственных поставщиков оборудования, в частности, на оборонные предприятия.

Это решение принимал лично министр Денис Мантуров. Как полагают независимые участники рынка, такие привилегии отдельно взятой конторе не могут не наводить на некие мрачные мысли. Конечно, отбор таких поставщиков ведется жесткий. Но почему же все-таки победу одержал г-н Шурыгин?

"Люди" Мантурова

Почему все-таки выбор пал на Виталия Шурыгина? Злые языки утверждали, что министр Мантуров по-отечески "опекал" бизнесмена с сильно подмоченной репутацией.

Но, возможно, г-н Мантуров не знал истории с китайскими радиостанциями? Или, наоборот, хорошо был осведомлен? И даже не остался в стороне?

Денис Мантуров, если вспоминать еще кое-что из его пестрой биографии, "успел" сделать много чего из ряда вон.

Тут интересно вспомнить дело генерала Владимира Подольского, который был арестован и заключен под стражу в 2016 году. Г-н Подольский — бывший командир спецназа ФСБ. И выяснилось, что ФГУП "Ведомственная охрана объектов промышленности России", которое возглавлял генерал Подольский, принимало в штат "мертвые души". Об этом писала "Лента.ру".

Эти "мертвые души" получали зарплату, которая в итоге пополняла личное портмоне генерала Подольского.

Но генерала Подольского на столь "хлебную" должность позвал сам министр Мантуров.

Более того, известны слухи, согласно которым ФГУП якобы и вовсе мог подвергнуться возможному рейдерскому захвату, после чего перешел в подчинение Минпромторга. Будто бы к чему-то такому мог иметь отношение Подольский, но в этом случае потребовалось бы и одобрение министра Мантурова?

Получается, г-н Мантуров не слишком терзается нравственными вопросами? Ну, наследил Подольский, наследил Шурыгин, но все связи нужные остались при них? И, очевидно, делились они с г-ном Мантуровым своими "возможностями" очень щедро?

Но в этой тесной компании может быть еще одно интересное лицо — а именно глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов, поскольку Виталий Шурыгин отметился некими общими делами с г-ном Чемезовым, когда он еще имел дело с Рособоронэскпортом.

А, как известно, г-н Чемезов сам строго контролирует все финансовые процессы в "Ростехе", и мимо незамеченной даже муха не пролетит.

Финансовые "кульбиты" ГК "Ростех"

Но для того, чтобы углубиться в некие события, надо вернуться в 2016 год.

В тот счастливый год г-н Чемезов на безвозмездной основе передал "Новикомбанку" (опорный банк ГК "Ростех") здание в Москве: спортивный комплекс "Метеор" на Кутузовском проспекте.

Официально капитал банка, который на 100% контролируется ГК "Ростех", пополнился после передачи спорткомплекса на 1 миллиард рублей. Вот такая его "официальная стоимость".

Однако, в финансовой организации сослались на неких экспертов, которые якобы оценили недвижимость в более весомую сумму. То есть, когда наступит необходимость — скорее всего, когда отчетность "Новикомбанка" не понравится аудиторам в ЦБ – спорткомплексу молниеносно смогут дать другую цену.

Независимые аналитики уточняли, что переоценка банками имеющихся недвижимых активов — один из ставших традиционных способов поднять падающее "знамя" финансовой отчетности. Пририсовал нолик к стоимости, объяснил критикам, что на самом-то деле недвижимость стоит гораздо больше. И получай!

Кто-то готовил страховку для очередного вывода средств из банка? Или деньги уже вывели, и теперь надо чем-то прикрыть "дыру" в отчетности? И сооружение на Кутузовском проспекте для этих целей подходило в самый раз?

Напомним также, что "Новикомбанк", в основном, обслуживает предприятия ГК "Ростех" и его "дочек".

Между тем, команду Чемезова даже близко подпускать к банкам нельзя. Например, заместитель главы ГК "Ростех" Игорь Завьялов ранее был обвинен в коррупционных скандалах. Вопросы к Завьялову относительно того периода, когда он работал в ВТБ, появились у прокуроров. Об этом сообщал The Moscow Post.

Оперативники расследовали хищение 160 млн. долларов из "Внешторгбанка", и в качестве подозреваемого по делу проходил именно Завьялов. Кроме того, в руководстве "Ростеха" и "Новикомбанка" трудятся родственники. В частности, вице-президент по работе с корпоративными клиентами "Новикомбанка" является братом первого заместителя главы "Ростеха" Юрия Артякова.

Впрочем, в этот банк господин Чемезов вливает госденьги не только на бумаге.

Напомним, что в начале 2016 г. банк провел допэмиссию на 1,59 млрд. рублей. В "Новикомбанк" были сделаны взносы на 8 млрд. рублей.

Далее акционеры "Новикомбанк" решили провести допэмиссию акций финансовой организации по закрытой подписке на 6,1 млрд. рублей.

Между тем, финансовые показатели "Новикомбанка" были весьма плачевны. В феврале 2016 г. просроченная задолженность банка выросла более чем на четверть. По итогам 9 месяцев года чистый убыток составил более 21 млрд. рублей. Это был рекорд. "Новикомбанк" объяснил свои потери созданием дополнительных резервов. На эти цели, как говорилось в отчетности, банк направил 26,9 млрд. рублей. И при этом "Новикомбанк" продолжал вливать деньги в сомнительные проекты. Он санировал "Фондсерсивбанк" и, как подозревают участники банковского рынка, через него же и выводил миллиарды. Именно поэтому "Новикомбанку" была постоянно необходима "подпитка" в виде бюджетных денег.

И вот фактически подконтрольный "Ростеху" "Фондсервисбанк" неожиданно решил прокредитовать компанию "ЛОМО"(Петербург) на 1,3 млрд. рублей. Об этом сообщал The Moscow Post.

Кроме того, "Фондсервисбанк" банк странным образом получил контроль над Морским вокзалом в Петербурге. И решил участвовать в его реконструкции. И деньги на все эти "прожекты" в "Фондсервисбанк" идут со счетов банка-санатора.

Надо заметить, что руководство ГК "Ростех" даже заподозрили в "распиле" с помощью топ-менеджмента руководства "Новикомбанка некой части из 66 млрд. рублей, которые были выделены на спасение "Фондсервисбанка".

Напомним, что г-н Чемезов когда-то имел прямое отношение и к Рособоронэкспорту. В то время предприятие заключило скандально известный венесуэльский контракт.

Договор, заключенный в 2005 г., предусматривал, что Россия поставит венесуэльским военным 100 тыс. автоматов Калашникова за 54 млн. долларов. И построит в Венесуэле завод по производству оружия.

Но миллиард рублей, выделенный на эти цели, в итоге сел на чьих-то банковских счетах. Гособвинение тогда пришло к выводу, что непосредственным похитителем денег стал бывший глава концерна "Ижмаш" Виталий Шурыгин, а вот "увод" миллиарда организовал Сергей Попельнюхов, бывший сенатор от Белгородской области. Об этом писала "Версия".

Получается, г-н Шурыгин оставил свой яркий след во многих громких проектах?

Под брендом "Эрика"

Между тем, еще в 2018 г. ФАС имела претензии к компании "Уральские радиостанции" по выполнению гособоронзаказа. Об этом сообщало "Уралрадио".

Но Арбитражный суд Москвы признал недействительным решение ФАС по возбужденному антимонопольным ведомством в отношении АО "Уральские радиостанции" делу о нарушении законодательства в сфере гособоронзаказа.

Оказывается, ФАС усомнилась в российском происхождении продукции, поставляемой "Уральскими радиостанциями" в правоохранительные органы в рамках гособоронзаказа.

К такому выводу антимонопольщики пришли, несмотря на то, что компания ежемесячно проходила (каким-то образом) проверки прокуратуры по надзору за соблюдением законов на особо режимных объектах.

Кроме того, процесс производства и качество систем радиосвязи под брендом "Эрика" контролируются силовыми структурами, а Удмуртская торгово-промышленная палата выдала компании сертификаты "СТ-1".

Суд признал выводы ФАС по делу недействительными.

Кстати, это было отнюдь не первое дело, возбужденное ФАС в отношении компании "Уральские радиостанции", решение и предписание антимонопольного ведомства, по которому суд признал недействительным.

Еще в июле 2016 г. ФАС наложила на компанию административный штраф за организацию картеля на торгах по закупкам оборудования связи для правоохранительных органов. Однако, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о незаконности действий ФАС России в отношении АО "Уральские радиостанции". О той ситуации писал "Коммерсант".

Антимонопольное ведомство подало кассационную жалобу. Но 18 июля 2018 г. Арбитражный суд Московского округа подтвердил правильность решения судов двух инстанций. Кто же так сильно "опекал" АО " Уральские радиостанции"? И только ли за красивые глаза?

Остается добавить, что "Уральские радиостанции" решили, что лучшим способом импротозамещения является наложение шильдиков "Сделано в России", а не разработка собственных радиостанций для силовых структур.

И, по всей видимости, последствия такого "импортозамещения" теперь хорошо видны даже невооруженным глазом: военнослужащие используют вместо защищенных от прослушивания радиостанций обыкновенные гражданские для похода в лес за грибами, а не для участия в боевых действиях…

Не кажется ли, что подобное "импортозамещение" может попахивать сдачей российских национальных интересов?