Скандальный «Южуралмост» свалил в ликвидацию

Напоследок компания хочет денег от Котовой. Экс-подрядчика челябинских властей хотят привлечь к субсидиарной ответственности.

В Челябинской области получило оформление очередное перестроение дорожного рынка – скандально известный подрядчик правительства Южного Урала, засветившийся в резонансных скандалах с ФАС и ФНС – «Южуралмост» – заявил о ликвидации. Соответствующие данные уже внесены в ЕГРЮЛ, а пока фирма, связанная, по данным фискалов, с одиозным бизнесменом Сергеем Вильшенко и во многом стоившая Борису Дубровскому поста губернатора, требует имущество и 181 млн от администрации Челябинска. Параллельно мэр мегаполиса Наталья Котова передает очередную сотню миллионов другому игроку – «Урал-Сервис-Групп» (УСГ), в который, как указывало ФНС, судя по всему, «переходил бизнес все того же «Южуралмоста» и интересы все тех же людей». Не мешают активно развивать свое влияние, как говорят участники рынка, «новому фавориту уже с московскими корнями» ни «предыдущие провалы в работе и вялая критика Текслера, ни весьма увесистый сомнительный бэкграунд бенефициаров». Пока УСГ ищет средства, в том числе, у предшественника и фирмы, связанной с Дубровским, ФНС пытается получить сотню миллионов с «Пластовского ДРСУ», входившего в скандальный дорожный холдинг. После затяжных разбирательств в отношении компании было возобновлено дело о несостоятельности.

Известный партнер правительства Челябинской области и мэрии столицы региона, поглощавший контракты на миллиарды рублей, собравший вокруг себя массу скандалов и требований госорганов АО «Южуралмост» объявил о ликвидации. Соответствующая информация уже размещена в ЕГРЮЛ, а ликвидатором определен Георгий Васильев.

Как отмечают собеседники издания, таким образом, судя по всему, завершается «очередное формальное перестроение дорожного рынка области».

Уточним, до «Южуралмоста» основным подрядчиком властей Южного Урала считалось известное еще по «дорожной революции» экс-губернатора Михаила Юревича ЗАО «Южуралавтобан». Впоследствии на фоне проблем у ЗАО бизнес перетек «Южуралмосту», а также вскрылись крупные претензии к «Южуралавтобану» со стороны ФНС. Фискалы доначислили партнеру властей сотни миллионов, установив схему с неправомерными вычетами и утечку средств за рубеж.

В итоге «Южуралавтобан» ушел в банкротство, а «Южуралмост» попал в еще более резонансный скандал – ФАС России признала компанию, губернатора Челябинской области (на тот момент Бориса Дубровского) и региональное Министерство дорожного хозяйства и транспорта нарушителями антимонопольного законодательства, вменив им антиконкурентное соглашение на миллиарды рублей. В итоге Дубровский ушел в отставку и впоследствии покинул РФ. Отметим, что недавно экс-губернатор и АО «Южуралмост» направили жалобы в Верховный суд РФ по спору с ФАС о дорожном сговоре.

Проблемы у «Южуралмоста» на том не закончились. ФНС в суде доказала его связь с «Южуралавтобаном», предъявив сотни миллионов уже новому партнеру властей. Тогда же вскрылась и очередная утечка бизнеса на новую компанию – ООО «Урал-Сервис-Групп» (УСГ).

«Налоговый орган указывает на наличие активных действий <…> по переводу хозяйственной деятельности на «Урал-Сервис-Групп», что подтверждается следующим: «Южуралмост» массово увольняет сотрудников, одновременно «Урал-Сервис-Групп» расширяет штат своих работников, что подтверждается <…> расчетами по страховым взносам: из 3509 работников «Южуралмост» 3107 перешли в «Урал-Сервис-Групп». <…> у «Урал-Сервис-Групп» наблюдается рост дохода от реализации с 0 руб. за 2018 год до 2 885 млн руб. за 1 полугодие 2019 года», – отмечалось тогда в материалах суда.

Между тем все эти перестроения сопровождались примечательными связями. Так, акционером «Южуралмоста» ФНС называла Вильшенко Сергея Геннадьевича – одиозного бизнесмена, засветившегося в конфликте со сбежавшим за рубеж сыном бывшего генпрокурора РФ Юрия Чайки, сопряженном с «НК «Бердяуш». В свою очередь, одним из участников УСГ вскоре после передачи бизнеса стал Зырянов Александр Вячеславович, еще до недавнего времени числившийся директором «Южуралмоста». Чуть позже в числе учредителей «Урал-Сервис-Групп» появляется московская компания АО «Ойкумена», которой на текущий момент полностью принадлежит фирма. Согласно данным системы «Контур.Фокус», руководителем столичной организации является бизнесмен Лев Гниденко.

Другая связанная с Гниденко структура «Ингеоком-Эко» в определенный период вместе с Екатериной Краснихиной, еще одной из центральных фигур дела ФАС против Дубровского, была участницей ООО «Центр коммунального сервиса» (ЦКС) – регионального оператора по обращению с ТКО. Отметим, что антимонопольщики относили «Южуралмост», Вильшенко и Краснихину в единую группу лиц. В определенный момент Краснихина даже числилась среди акционеров дорожного подрядчика. Не менее примечательно, что до этой группы ЦКС принадлежал структурам, связанным с Дубровским.

Впрочем, при смене власти и в регионе, и городе ситуация, судя по всему, не изменилась.

В итоге «Южуралмост» объявил о ликвидации, требуя от Челябинска в лице администрации Натальи Котовой более 181 млн рублей и «успешно отбиваясь от ненавязчивых претензий чиновников», а УСГ продолжил активную деятельность, несмотря на все скандалы и провалы в работе.

Отметим, что согласно данным на портале госзакупок, УСГ недавно получил очередной контракт на сотню миллионов от Комитета дорожного хозяйства мэрии Челябинска.

Между тем вместе с «Южуралмостом», судя по всему, рискует исчезнуть и другое дорожное предприятие  – ООО «Пластовское ДРСУ», которое ФНС относило к холдингу организаций, созданному ЗАО «Южуралавтобан». К предприятию по итогам ревизии фискалами были предъявлены требования более чем на сотню миллионов рублей, и Арбитражный суд Челябинской области возобновил дело о банкротстве в отношении конторы.