Катя Розенберг

Вместе с «Москвой» на дно может пойти и глава ОСК Рахманов

Трагедия с крейсером "Москва" могла стать следствием коррупции в "Объединённой судостроительной корпорации" и личным профессиональным крахом её главы Алексея Рахманова.

Как передаёт корреспондент The Moscow Post, трагически завершилась судьба флагмана Черноморского флота, ракетного крейсера "Москва". Вчера он получил повреждения, характер которых не ясен. Из того, что попало в "паблик", становится ясно, что на крейсере произошел пожар, который мог вызвать детонацию части боекомплекта. Крейсер буксировали в порт, однако из-за сложных штормовых условий он, к сожалению, затонул — и это официальные данные Минобороны.

Случившееся уже называют "катастрофой имени главы Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексея Рахманова". Оказывается, крейсер долгое время нуждался в модернизации, которую постоянно откладывали. И одним из самых слабых мест корабля якобы были устаревшие системы пожаротушения.

Несложно догадаться, что в произошедшей ситуации это могло сыграть решающую роль. И если средства на модернизацию были разворованы некими коррупционными деятелями из ОСК, то это не просто удар по обороноспособности страны, это может расцениваться как госизмена.

Представляете подобное во время Великой Отечественной? Ответственность была бы скорой и суровой.

Горящий флот

Российский гвардейский ракетный крейсер проекта 1164 "Москва" (изначальное название — "Слава") был заложен на Николаевском судостроительном заводе в 1976 году, введен в эксплуатацию в декабре 1982-го, 30 января 1983 года включен в состав Черноморского флота. Он несколько раз проходил модернизацию и ремонт.

Последний раз это было в 2018-2020 годах. На корабле капитально отремонтировали двигатель, заменили дизель-генераторы и системы РЛС. Кроме того, были заменены сотни метров кабель-трасс.

Однако, как утверждает блогер Masterok на платформе "Живой Журнал", якобы последняя модернизация была и не модернизацией вовсе, а лишь её элементами, то есть сильно ограничена. И среди прочих якобы крейсером не были получены именно современные системы пожаротушения, которые в эти дни могли повлиять на возможность экипажа бороться с пожаром.

Ситуация с боевыми кораблями, к ремонту которых имеет отношение ОСК, давно уже перешла все мыслимые и немыслимые границы. Самая же громкая история, если не считать "Москву", случилась в 2019 году с авианесущим крейсером "Адмирал Кузнецов" — нашим единственным авианосцем.

Кузнецов находился на 35-м судостроительном заводе в Мурманске (входит в ОСК), когда на нем произошло возгорание во время сварочных работ в одном из отсеков. В результате несколько человек погибли, тушение пожара заняло длительное время, а сумму ущерба от пожара источники "Коммерсанта" оценивали в 95 млрд рублей.

При этом "Адмирала Кузнецова" передали в ведение ОСК только в апреле 2018 года, а общая сумма ремонта и модернизации в рамках контракта составляла 60-65 млрд. рублей. Получается, если оценки источника верны, то это — аж полторы модернизации, и легче построить новый авианосец.

Разумеется, одной из ключевых версий, ходивших в народе, стал возможно рукотворный характер возгорания — якобы, таким образом могли скрыть многомиллиардные хищения.

Впоследствии же выяснилось, что на ремонте авианосца действительно могли украсть — был арестован генеральный директор 10-го судоремонтного завода в Мурманске, где крейсер находился на ремонте ранее. Его заподозрили в выводе около 45 млн рублей, выделенных на ремонт авианосца. Об этом писала "Лента.ру".

Однако и это не стало концом истории. И вот, уже летом 2021 года арестован оказался директор уже самого 35-го судоремонтного завода ("Звёздочка") Сергей Вераксо, которого считали человеком Рахманова. Его заподозрили в растрате, о ситуации сообщали в пресс-службе мурманского городского суда. Делом занимается ФСБ.

А Алексей Рахманов — совсем не при чем? Поговаривают, что всего за несколько лет его пребывания во главе ОСК было возбуждено уже порядка 70 уголовных дел коррупционной направленности, связанной с работой госкопрорации.

Коррупция там давно стала притчей во языцех, причем касается это не только боевых кораблей. Вспомните хотя бы возгорание на строящемся ледоколе "Виктор Черномырдин" на входящих в ОСК "Адмиралтейских ветвях". Пожар произошел в 2018 году — на судне случился взрыв горючих паров.

Ситуация привела к удорожанию строительства и смещению сроков, то есть к срыву государственной задачи. Интересно и то, что, по оценкам ОСК, ущерб составил 150 млн рублей, тогда как следствие установило, что он равняется не менее 400 млн рублей. Об этом писал "Коммерсант". Неужели кто-то и там хотел погреть руки?

Однако даже это меркнет на фоне гигантского пожара на "Северной верфи" Петербурга, на корвете "Проворный", который случился буквально недавно — в декабре 2021 года. Площадь возгорания составила 800 кв. метров. С огнем почти сутки боролись почти 170 сотрудников МЧС. Пострадали трое пожарных.

Сумма ущерба до сих пор неизвестна, зато стоимость корвета — порядка 30 млрд рублей, колоссальные деньги. Кто за это будет отвечать, и почему страна осталась еще без одного — современного и мощного, военного корабля в преддверии "геополитического шторма"?

Списки горевших кораблей можно продолжать, таких случаев еще много. И это напоминает систему и попытку почистить за собой хвосты там, где нечужие Рахманову люди могли запустить руку в бюджет.

Смерть с коррупционным душком

По разным оценкам, только за последние годы в отношении функционеров ОСК могло быть возбуждено порядка 70 уголовных дел. Ущерб от такой деятельности просто не поддаётся исчислению. Были и совсем уж резонансные случаи, как в ситуации с подводной лодкой "Варшавянка". Там и вовсе "детектив".

В 2017 году было возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере по факту хищения порядка 400 млн рублей при исполнении заказа по проектированию атомной подлодки Варшавянка. Об этом пишет "Коммерсант".

Фигурантами стали экс-заместитель главного инженера АО "Адмиралтейские верфи" Глеб Емельченков, экс-гендиректор и владелец АО "НовИТ ПРО" Валерий Пшеничный и бывший руководитель компании Андрей Петров.

Одним из фигурантов также был технический сотрудник Денис Пшеничный (сын Валерия Пшеничного) — он прекрасно разбирался во всех проектировочных работах. И в 2019 года он также был арестован.

Общая сумма заказа составляла порядка 1 млрд. рублей, корабль предназначался для Черноморского флота. По версии следствия, входящие в ОСК "Адмиралтейские верфи" перечислили счет "НовИТ ПРО" (где работал Пшеничнывй) 368,2 млн рублей на разработку компьютерной модели субмарины и технической документации.

Суть же ситуации в том, что Валерий Пшеничный, который оказался в СИЗО, вскоре был найден там мёртвым при не до конца выясненных обстоятельствах. Ранее "Новая газета" писала, что смерть могла быть насильственной, однако в итоге, правда так и осталась неизвестной.

Как утверждают злые языки, якобы господин Пшеничный готов был пойти на сделку со следствием, от чего могли "полететь головы" руководства "Адмиралтейских верфей". Что само по себе ставило под удар главу всей ОСК Алексея Рахманова. В итоге же эта история так и осталась неразгаданным кроваво-черным пятном на репутации корпорации. Пятном с явным коррупционным душком.

Сами себя засудят

На этом фоне господин Рахманов и его подчинённые на судоверфях и прочих мощностях не просто не делают никаких выводов — они умудряются устроить грызню меж собой. Буквально несколько месяцев назад, в декабре 2021 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял к производству исковое заявление АО "Адмиралтейские верфи" к АО "Балтийский завод".

Суть иска не разглашается, однако сумма предъявленных требований составляет более 1,5 млрд. рублей. По решению суда, к участию в деле в качестве третьего лица будет привлечено АО "Объединённая судостроительная корпорация" — материнская для обоих подразделений компания. Об этом пишут "Ведомости".

То же издание добавляет, что иск классифицируется как "неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в рамках подряда". Судя по всему, он может быть связан с упомянутым выше ледоколом Виктор Черномырдин — супердолгострое последних лет. Для судостроения же в целом это значит только одно — в ОСК идёт поиск виноватых, а значит сама работа опять стопорится и может привести к новым трагедиям.

При этом подразделения ОСК судятся не только друг с другом, но и со сторонними контрагентами. Как, например, тот же Балтийский завод, который ранее пытался списать задержки в сдаче ледокола Арктика на поставщика турбинной установки — предприятие "Киров-энергомаш".

Сначала завод выступил с требованием к "Киров-Энергомаш" на 200 млн рублей за просрочку поставки паровых турбин на ледокол "Урал". А затем уже "Киров-Энергомаш" предъявил заводу претензию, но уже на 1,08 млрд. рублей. Об этом писал "Коммерсант".

Как пояснили на Кировском заводе, подрядчик не получил своевременное финансирование от заказчика, а также составные части турбин, чем и объясняется задержка в их поставке в готовом виде. И это уже просто нонсенс — где деньги?

Отметим, что финансовая информация Балтийского завода в открытом доступе не представлена (и не удивительно — стратегическое предприятие, гособоронзаказ). Зато общая сумма средств, освоенных заводом в качестве заказчика за последние годы по госконтракткам превышает 88 млрд. рублей.

Рассказывать о происходящей в подразделениях и всем ОСК коррупционной вакханалии можно еще долго — суды, аресты, срывы гособоронзаказа, А теперь и такие трагедии, которая произошла с крейсером Москва.

Не пора ли политическому руководству и компетентным органам как следует задуматься и вспомнить известное выражение "рыба гниёт с головы"?