Максим Ченгаев

Вексельберг выжмет из Дерипаски дивиденды

Почему Олег Дерипаска игнорирует предложение Сбера о досрочном погашении кредита, и кто вершит судьбы политиков на африканском континенте.

Как сообщает корреспондент The Moscow Post, конфликт между Виктором Вексельбергом и основателем "Русала" Олегом Дерипаской разгорается на фоне госпереворота в Гвинее, который неожиданным образом сыграл на руку бизнесу Дерипаски.

Миноритарный акционер Sual Partners Виктора Вексельберга предлагает вернуться к выплатам: акционеры "Русала" проголосовали против дивидендов. Между тем в этом споре Вексельберг рискует оказаться в проигрыше.

"Русал" напряг бокситовую республику?

5 сентября в своем одноименном телеграм-канале Олег Дерипаска оперативно отреагировал на стрельбу в столице Гвинеи Конакри и свержение президента Альфы Конде, подчеркнув, что "рынок алюминия может серьезно встряхнуть эта ситуация, ведь 20% мирового производства алюминия использует бокситы из этой маленькой и очень бедной страны".

Попытка госпереворота и двоевластие ставили под удар добычу бокситов и срывали поставки сырья для крупнейших производителей. 
Внутриполитическая обстановка в Гвинее пришлась Дерипаске кстати: в кажущейся противоречивой конфигурации глава "Русала" как будто бы оказался выгодополучателем, поскольку риск потери половины сырьевой базы оказался не столь опасным в условиях создавшегося дефицита алюминия, спровоцировавшего невиданный рост цен на алюминий. "Русал" – в выигрыше.

На Гвинею приходится 45% потребляемых "Русалом" бокситов. С начала сентября на фоне роста цен на алюминий акции "Русала" подорожали на 32%. За последние три недели алюминий подорожал на 15%.

На фоне резкого роста акций "Русала" возник спор между Дерипаской и Вексельбергом: на внеочередном собрании акционеров принято решение не выплачивать дивиденды за первое полугодие 2021 года. Акционеры также проголосовали за роспуск совета директоров. На возврате к практике выплат настаивает ключевой миноритарный акционер компании — Sual Partners.

Против выплаты дивидендов проголосовали 62% акционеров, за — 31,9%. Ранее совет директоров компании, в который выходят топ-менеджеры "Русала", представители En+ и согласованные OFAC независимые директора, рекомендовал не выплачивать дивиденды.

На новостях о невыплате дивидендов акции компании упали на 2,7%. В Sual считают, что практика выплаты дивидендов, прерванная в 2017 год, с 2019 года и по первое полугодие 2021-го включительно "Русал" должен был выплатить акционерам $904,5 млн дивидендов.

"Отказывая акционерам в распределении прибыли, ОК "Русал" в то же время совершает сомнительные инвестиции и приобретает неэффективные и не относящиеся к основной деятельности активы", — говорится в заявлении Sual, который считает неэффективными вложения в совместный с Braidy Industries завод по алюминиевому прокату в США и покупку пакета "РусГидро" с премией к рынку.

"Русал" против этих претензий. Рост цены на алюминий в компании считают неустойчивым, отмечая риски перебоев в поставках сырья.

Нота Попова

Несмотря на заявления "Русала" о нестабильности цен на рынке алюминия, в августе этого года компания досрочно погасила часть кредита Сбербанка за счет свободного денежного потока компании по итогам первого полугодия 2021 года, существенная часть которого сформирована за счет полученных от "Норникеля" дивидендов. Об этом известно из официального сайта "Русала".  

Кредит, обеспеченный акциями ПАО "ГМК "Норильский никель", был привлечен в Сбербанке в 2010 году. Он состоит из двух траншей: долларового и рублевого. Текущий остаток задолженности перед Сбербанком составляет 2,1 млрд долл. США и 79,5 млрд рублей. Согласно графику платежей, амортизация начинается с сентября 2024 года. Дата окончательного погашения кредита — декабрь 2027 года.

Акции "Русала" также пошли в рост еще и на новостях о том, что ставки пошлин на экспорт из России алюминия могут быть снижены. Вывозные пошлины на черные и цветные металлы (по базовой ставке 15%) правительство ввело с 1 августа по 31 декабря, чтобы сдержать рост цен на металлопродукцию на внутреннем рынке. 

Учитывая финансовый рост "Русала" Сбербанк предложил поделиться капиталом и доплатить долги по миллиардному кредиту.

Интригу в ситуацию вокруг "Русал" внес заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов, когда на Восточном Экономическом Форуме, сообщил что "Русал" может направить часть средств, полученных за пакет акций "Норникеля" в рамках программы buyback, на погашение долга Сбербанку ($4,5 млрд).

"Русал" это никак не прокомментировал, и, вероятно, предложения Попова отнюдь не по душе Дерипаске, который вряд ли пойдет на компромисс как с Вексельбергом, так и Сбербанком.

Инициатива Попова вызвала оживление на рынке, и активно обсуждается участниками. Многие эксперты сходятся во мнении, что досрочное погашение кредитов "Русала" значительно улучшило бы его финансовые позиции, а ожидаемое снижение экспортных пошлин на алюминий могло бы принести компании около $1,5 млрд дивидендов.  

Однако перспективу идея Попова может не получить, поскольку Дерипаска не выполнял обязательств перед Вексельбергом, и стоит ожидать такого же подхода в отношении Сбера.

Поэтому новые заявления Sual о дивидендах стоит рассматривать в контексте тлеющего не первый год конфликта между Вексельбергом и Дерипаской. До нынешнего скандала отношения дали трещину еще летом текущего года, когда Виктор Вексельберг также высказал недовольство политикой "Русала" и заблокировал переименование UC Rusal, выступив против предложения основного акционера — En+.

Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника проголосовал против смены названия UC Rusal на AL+. Переименование должно было стать одним из этапов трансформации компании для экспорта продукции с низким углеродным следом в Европу, США и другие страны с повышенными экологическими требованиями.

Алюминиевые антиподы

Антагонистами Дерипаска и Вексельберг стали давно, внутрикорпоративная битва закончилась уходом Вексельберга с поста главы совета директоров алюминиевой компании, который занимал с момента создания ОК "Русал" в 2007 году.

В 2012 году Вексельберг открыто бросил перчатку Дерипаске, фактически обвинив последнего в "глубоком кризисе в который вогнали "Русал" действия менеджмента, в результате которых компания превратилась из мирового лидера алюминиевой промышленности в компанию, перегруженную долгами, вовлеченную в большое количество юридических тяжб и социальных конфликтов", писал "Форбс".

Тогда причиной разрыва стали 25% акции ГМК "Норильский никель", по настоянию Дерипаски, купленные акционерами "Русала" у Михаила Прохорова за несколько месяцев до кризиса 2008 года. За этот пакет "Русалу" пришлось отдать Прохорову 17% своих акций и заплатить более $5 млрд наличными. Но с тех пор акции "Норникеля" никогда не стоили той суммы, которая была за него заплачена, а отношения акционеров "Русала" с другими акционерами "Норникеля" во главе с владельцем "Интерроса" Владимиром Потаниным были названы "корпоративной войной". И самые значимые потери в этой войне несут акционеры "Русала".

Уход Вексельберга с должности продемонстрировал неколебимость позиции миноритарных акционеров "Русала" – Вексельберг тогда, как говорили, не захотел иметь ничего общего с Дерипаской.

Между тем, другой громкий конфликт между Дерипаской и Sual Partners, касавшийся долгосрочных контрактов на поставку алюминия Glencore на сумму $47 млрд., одобренных советом директоров UC Rusal вопреки вето Sual Partners, закончился победой Вексельберга и Блаватника. Судебные тяжбы в Лондоне завершились мировым соглашением, якобы Sual Partners добилась "всего, чего хотела": компания Вексельберга и Блаватника получила денежную компенсацию, отмечал РБК.

Судя по тому, что агрессивный тон в отношениях Дерипаски и Вексельберга не устранен, говорить о разрешении конфликта рано.

Дерипаска не до конца пока выполнил обязательства перед компаньонами, и нынешнее демонстративное молчание на предложение Анатолия Попова о дополнительных погашениях долга перед Сбером можно расценивать как нежелание олигарха платить по счетам.

Вовсе не исключено, что Дерипаска может придумать новый "креативный" план как быть с претензиями кредиторов. Ведь бизнес-опыт предпринимателя говорит сам за себя.

Например, в конфликте с Михаилом Черным, требовавшим в Высоком суде Лондона признать его право собственности на 20% ОАО "Русский алюминий". Бизнесмен утверждал, что он якобы передал Дерипаске право собственности за $250 млн, чтобы последний продал пакет "третьим лицам" совместно со своими акциями и заплатил Черному разницу между суммой продажи и уже уплаченными деньгами, сообщал "Форбс".

Дерипаска возразил, что таких обязательств на себя не брал, поскольку Черной не был партнером и ничем в "Русале" не владел. Черной, по утверждению Дерипаски, был только "крышей", за что и получил оплату.

Интересно, каковы будут действия "Русала", если Виктор Вексельберг или Анатолий Попов вдруг прижмут к стене Дерипаску. Однако может оказаться и наоборот, учитывая "длинные руки" бизнесмена, пятый угол могут искать все его оппоненты разом.