Канцерогенный рудник Игоря Алтушкина

"Русскую медную компанию" Игоря Алтушкина, похоже, не особо волнует судьба простых жителей, вынужденных жить под боком у рудника "Джусинский".

В редакцию The Moscow Post в Оренбургской области обратились жители поселка Теренсай, которые рассказали о якобы разрухе на территории присутствия РМК Игоря Алтушкина в Адамовском районе – руднике "Джусинский". Изначально обещалось многое: социальная поддержка, развитие инфраструктуры, новые рабочие места. На деле же жители почти ничего из этого не получили, более того, жалуются еще и на возросшую в районе смертность от онкологии.

Кроме того, по некоторым данным, сейчас "Русская медная компания" удаляет комментарии с вопросами о происходящем на территории присутствия РМК в Оренбургской области. 

При этом само предприятие модернизируется: до 2014 года его рудник "Джусинский" отрабатывали открытым способом, сейчас же там реализуют проект по доработке месторождения подземным способом. Это позволит РМК здорово подзаработать — эксплуатационные запасы для подземной отработки превышают 1,7 млн тонн.

Но, видимо, только о заработке РМК и думает – по крайней мере, на такие мысли наводят рассказы жителей о невыполненных обещаниях предприятия. Местные жалуются, что разваливается местная школа, на руднике задействованы в основном вахтовики, а не местные, при этом в районе возросло число больных онкологией, что связывают с наличием под боком вредного производства. Но то ли еще, как говорится, будет. Дело в том, что отработка "Джусинского" месторождения планируется до 2025 года. А значит РМК покинет Теренсай, оставив жителей самих разбираться со своим "наследством".

При этом дела АО "Ормет", в состав которого входит "Джусинский", из года в год идут в гору: согласно "Руспрофайлу", выручка предприятия за прошлый год составила 5 млрд рублей, а прибыль — 996 млн. Неужели не нашлось денег на соцподдержку?

При этом в сети появлялась неподтвержденная информация, что с АО "Ормет" может быть связан Тимербулат Каримов, супруг дочери главы "Роснефти" Игоря Сечина Инги. Как утверждают авторы портала "Метла", якобы ежегодный доход, получаемый семейством Каримовых от "Ормета", превышает 50 млн рублей. В числе учредителей компании присутствуют два офшора – зарегистрированный на Каймановых островах REDECO INC и ирландский HERMES TRADING LIMITED. Так вот куда в действительности идут деньги?

Офшорный плацдарм

А ведь сам господин Алтушкин известен своей любовью к офшорам. Среди совладельцев самой РМК указана кипрская компания Tilia Holdings Limited. Она является дочерней структурой Russian Copper Company Limited, зарегистрированной на Британских Виргинских островах.

"Аргументы недели", писали, что эти активы даже могли привлечь внимание правоохранителей. По неподтвержденной информации, при расследовании уголовного дела, возбужденного по фактам легализации имущества и денежных средств, добытых преступным путем, в поле зрения ГСУ при ГУВД Свердловской области попали некоторые предприятия холдинга "Русской медной компании" и его руководитель Игорь Алтушкин. "Часть легализованных денежных средств предусмотрительно переводилась на счета зарубежных банков и оффшорных компаний, зарегистрированных на Кипре и на Британских Виргинских островах…", — приводило издание выдержки из уголовного дела.

Были разговоры, что Алтушкин мог осваивать деньги и через Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР, его совладельцем является лично Алтушкин), который мог выдавать кредиты подставным фирмам под залог продукции, якобы произведенной на предприятиях РМК. В реальности же никакой продукции не существовало.

По информации "Нового дня", Алтушкин мог выводить деньги из Уральский банк реконструкции и развития в Deutsche Bank Americas. УБРиР тогда уличили в нарушении закона об отмывании денег при проведении сделки на 3 млрд рублей. Схема вскрылась, когда подконтрольные РМК лица попытались через суд легализовать сделку.

Что ж, все это могло бы и объяснить, куда испарились средства самого РМК, который далеко не так успешен, как его "дочка" "Ормет". По данным портала Testfirm, чистые активы предприятия за 2020 год составили минус 7,907 млрд рублей (падение на 7,624 млрд за год), а чистая прибыль — минус 7,624 млрд (падение на 13,749 млрд за год). При этом аналитики дают не очень благоприятные прогнозы относительно того, как предприятие может выбраться из сложившейся ситуации.

И это не может не вызывать вопросов: на секундочку, сейчас вообще-то цена на медь бьет все рекорды. "Интерфакс" писал, что на торгах в июле ее цена впервые с апреля 2019 года превысила отметку 2,98 долларов за фунт. Что ж, для того, чтобы на фоне дорожающего сырья уходить так далеко в минус, надо постараться.

Не одни оренбуржцы…

Удивительно и то, что несмотря на такое финансовое положение РМК, его продолжают активно кредитовать. Недавно стало известно, что предприятие Алтушкина получит 195 млрд рублей от Сбербанка и Газпромбанка на освоение Малмыжского месторождения. К 2024 году РМК намерена построить в регионе ГОК по добыче меди. Всего заявленный бюджет проекта составляет около 248 млрд рублей.

Ранее The Moscow Post подробно писал о том, что работа на проекте может обернуться для господина Алтушкина чуть ли не уголовными проблемами. Дело в том, что Малмыжское месторождение оказалось в руках у РМК при экс-губернаторе Хабаровского края Сергее Фургале, который сейчас обвиняется в мошенничестве, незаконном участии в предпринимательской деятельности и организации преступного сообщества. Не исключено, что при его содействии актив и отошел Алтушкину, с коим у бывшего чиновника были налажены мосты.

В этой ситуации также бизнесмен может столкнуться с недовольством местных жителей, которые обеспокоены возможным влиянием будущего ГОКа на экологию. И поводов для беспокойств им хватает: подконтрольные Алтушкину ГОКи Михеевский и Томинский уже не раз оказывались в эпицентре экологических скандалов.

Так, в 2018 году проблемы с вводом Михеевского ГОКа в эксплуатацию связывали с тем, что ГОК якобы не желает платить государству за размещение опасных отходов — это миллиарды рублей. А уже в прошлом году появилось уголовное дело после того, как Магнитогорская природоохранная прокуратура обнаружила на объекте нарушения требований безопасности при эксплуатации хвостохранилища (отходы обогащения руд). Об этом писал "Коммерсант".

Похожая ситуация наблюдается на Томинском ГОКе, который появился после Михеевского. Эксперты и общественники еще на старте его строительства в 2017 году опасались, что ГОК может создать зону экологического бедствия и станет "грязным производством". The Moscow Post рассказывал, что работы там должны были вестись открытым взрывным способом, что грозило угрозой от промышленной пыли с комбината. Тем не менее, ГОК возвели. При том в процессе от Алтушкина успел уйти партнер, Константин Струков, видимо не пожелавший работать с таким "токсичным" активом.

Недовольство местных жителей вызвали и планы добывать золото на озере Талас. Собралось делать это ООО "Семеновский рудник", который, как писал The Moscow Post, связывают с Алтушкиным. На озере ООО планирует использовать метод взрывных работ, которые в дальнейшем могут привести к его обмелению. А это, на секундочку, памятник природы с чистейшими водами.

Но Алтушкину. похоже, не привыкать вести дела специфическим образом. Вспомнить хотя бы, как зарождалась его бизнес-империя: через собственную первую фирму "Аэрон" он скупал у населения за копейки лом, а у ГОКов в медный концентрат. Все отправлялось на переплавку и за солидные суммы поставлялось на ведущие уральские предприятия.

Сейчас он пытается выстроить себе совсем другую репутацию: РМК активно занимается благотворительностью, фонд компании возглавляет его супруга Татьяна Алтушкина. К слову, она имеет британское подданство и постоянно проживает в Лондоне.

И, видать, на туманный Альбион могут не доходит новости о том, что в реальности творится на местах — в том же Оренбужье, где жители поселка Теренсай жалуются на бездействие и действия РМК.