Бывшая Сечина и Каширские роднички

Вице-губернатороа ХМАО стал засланный казачок Собянина

Мэр Собянин и его заместитель Ликсутов "внедрили" во власть ХМАО своего человека, чтобы он "подсобил" нечужим для них компаниям в получении миллиардных госзаказов.

Как передаёт корреспондент The Moscow Post в Югре, новым вице-губернатором региона стал Евгений Адамов, ранее занимавший пост заместителя главы департамента дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. То есть это человек из команды столичного градоначальника Сергея Собянина, непосредственным руководителем которого является Максим Ликсутов — один из ближайших соратников мэра.

Приказ о назначении Евгения Адамова уже пописала губернатор ХМАО Наталья Комарова. Он будет заниматься широчайшим спектром вопросов — курировать всё ЖКХ, транспорт и строительную сферу.

Эксперты утверждают, что это назначение не могло пройти без согласований с Собяниным, а также, возможно, Ликсутовым. Скорее всего, в ХМАО он будет представлять интересы связанных с ними лиц и компаний, в том числе и с учетом интересов местных элит.

Значительная часть жизни и работы Сергея Собянина связана с сибирскими регионами. Ранее он был губернатором Тюменской области, а до этого, в 1994-2000 годах был председателем Думы Ханты-Мансийского автономного округа. Он знает регион, и в регионе его знают прекрасно. Теперь, похоже, за ситуацией там будет следить Адамов.

Свой человек в ХМАО

Это чиновник еще "лужковского призыва" — он работал в мэрии задолго до Сергея Собянина и Максима Ликсутова. Тогда он занимал заместителя директора ГУП "Мосгортранс". И только с приходом в мэрию Собянина и Ликсутова Адамов пошел в рост — сначала его назначили первым замом руководителя Департамента ЖКХ и благоустройства — того самого, который заказывал чуть ли не ежегодно перекладывание плитки и бордюров в столице. И началось это как раз в те годы, 2011-2012.

Затем Адамов стал заместителем Ликсутова в Дептрансе, где через него прошли все транспортные реформы последних лет. То есть это действительно человек Собянина и Ликсутова — другому такое просто не доверили бы. В итоге сейчас в ХМАО ожидают передела сразу нескольких рынков — ЖКХ, транспорта, строительства. А также лоббирования интересов компаний, связь с которыми приписывают тем же Ликсутову и Собянину.

В случае с Ликсутовым вспоминают РЖД, а также закупки подвижного состава у "Трансмашхолдинга" Искандера Махмудова, где ранее чиновник имел солидную долю. И тут важный момент — несколько лет назад в Сети появилась информация, что Адамов может иметь собственный офшор, на который записана ЗАО "ЛБ Девелопмент". Речь о "Баргейм Менеджмент Корп" с Сейшельских островов.

Что же до ЗАО "ЛБ Девелопмент" — компания, в которой Адамов работал до перехода в мэрию Москвы на пост заместителя ГУПа, и в которой на момент ликвидации он имел 1%. Оставшиеся — за офшором, только вот интересный момент в том, что на момент ликвидации структуры в 2009 году он все еще оставался её совладельцем, и его доли не были переданы в доверительное управление.

Между тем, кому и зачем может быть нужен этот офшор, который продолжает существовать и сегодня? Как утверждают злые языки, якобы он мог понадобиться как раз Максиму Ликсутову для того, чтобы иметь возможность вывода средств с проектов, связанных с РЖД.

Версия противоречивая, ведь у самого Ликсутова, как считается, тоже могут быть офшоры, связанные с его бывшей супругой Татьяной Ликсутовой. Но имеющая право на существования. Ликсутову давно уже называли самой богатой женщиной Эстонии, а их развод и вовсе может быть фиктивным.

Напомним, что господин Ликсутов ранее являлся одним из акционеров "Трансмашхолдинга", которая была поставщиком подвижного состава для "Московской кольцевой железной дороги". Кроме того, фирма выполнила заказ того самого "Мосгортранса" на строительство 300 трамваев за 56 млрд рублей — что явно делалось при кураторстве Адамова.

Однако Ликсутов и сейчас может быть в доле через эстонский офшор Transgroup Invest AS, который контролирует часть капитала ТМХ. Ранее этот офшор был подконтролен самому Ликсутову, а сейчас компанией управляет его бывшая супруга, она же, по сообщениям эстонской прессы, продолжает получать дивиденды в миллионы евро (которые и позволяют ей быть самой богатой в стране).

Таким образом, приход в ХМАО Евгения Адамова, принимавшего участие в реализации всех столичных транспортных проектов с "Трансмашхолдингом" может готовить почву для активного продвижения её продукции на региональном рынке госзаказа.

"Аэродром" для бюджетных денег

Но то господин Ликсутов, а есть еще Сергей Собянин. И у него тоже имеются очень хорошие знакомые, которые занимаются бизнесом и получают миллиардные госконтракты. Речь, в первую очередь, об уже обросших шутками бордюрах и плитке, но не только.

В этой связи в ХМАО ожидают прихода компаний в сфере строительства дорог и благоустройства, которые могут быть завязаны на интересы Собянина и Ликсутова. В этой связи вспоминают тюменскую "Аэродромстрой", которую прочно связывают с бывшей женой градоначальника Ириной. Да, у Собянина, как и у Ликсутова, тоже есть бывшая, которой приписывают миллиардный бизнес. И как тут не вспомнить резкий взлет этой структуры в Тюмени с приходом Сергея Семеновича на губернаторство?

В 2000 году размер дорожного фонда Тюменской области составлял всего 123 млн рублей, а 26 января 2001 Собянин стал губернатором. При нем маховик дорожного строительства стал раскручиваться невероятными темпами. В 2003 – уже 3 миллиарда рублей. В 2004 в регионе приняли 5-летнюю программу по строительству дорог, с общим объемом финансирования в размере 34 млрд. рублей. В год на эти цели уже предполагается тратить около 6 с лишним миллиардов.

Параллельно с этим шла перекройка рынка и смена игроков, которым предстояло осваивать эти средства. Вместо трех крупных дорожно-строительных корпораций — "Тюмендорстрой", ГУП "Тюменское дорожно-ремонтное предприятие" и "Автодор" в лидеры быстро стал выбиваться тот самый "Аэродромдорстрой".

В 2005 году выручка "Аэродромдорстроя" достигла 7,2 млрд рублей. А уже через пару лет, корпорация попадает в рейтинги авторитетных бизнес-изданий. При этом бывший директор компании Сергей Солодовников оказался в кресле руководителя "Тюмендорстроя".

Позже, как все уже знают, Сергей Собянин перебрался в Москву, и "Аэродромдорстрой" стал одним из ключевых подрядчиков мэрии по перекладыванию плитки и бордюров. Как раз тогда (2011 год) в крупных СМИ, например, "Коммерсанте", и стали появляться публикации на эту тему, прочно связывающие компанию с личностью тогдашней супруги мэра Москвы.

А всего через три года "Аэродромдорстрой" уже находился в состоянии экспансии и в другие регионы, причем проходила она со скандалами. Издание "Правда УрФО" сообщало, что якобы связанные с Собяниным компании продолжают зарабатывать миллионы на госконтрактах, не выполняя их в полной мере и являясь ответчиками по этим делам в судах.

Речь шла о ЗАО "Аэродромдорстрой-Проект" (АДС-Проект), которая занималась реконструкцией дорог в Тюменской области, ситуация касалась просрочки контрактов. Но в очевидной ситуации суды встали на сторону бизнес-структуры.

Однако ХМАО не стоит ждать конкретно эту компанию — наверняка придут другие. Ведь именно сейчас разбухших от бюджетных денег ЗАО "АДС-Проект" находится в стадии ликвидации.

Имея в портфеле госконтрактов на 1,5 млрд рублей, из которых 1,3 млрд. — от департамента транспорта столицы, компания умудрилась стать убыточной. Сама по себе компания имеет признаки фиктивности. В ней работает всего один сотрудник, степень надежности оценивается, как низкая. И это один из ключевых подрядчиков московской мэрии?

Как утверждают злые языки, таким образом нечистоплотные лица могут пытаться спустить "концы в воду" в случае вопросов о том, как они получали деньги от московской мэрии.

Возвращаясь к ХМАО, интересы Собянина и Ликсутова, которые должен представлять Адамов, не ограничиваются озвученными темами. Особняком стоит строительство, и компании, которые могут быть связаны с бывшим замом Собянина Маратом Хуснуллиным. Это как собственно строительные, так и проектировочные конторы. По сути, связанные с Хуснуллиным люди в период его работы в мэрии получили контроль чуть ли не над всем строительным блоком столицы.

Напомним, что именно Марат Хуснуллин не так давно предложил распространить опыт реновации жилого фонда столицы на всю Россию. Об этом сообщал "Форбс". Стоит ли теперь ждать активной работы строительного бизнеса, который с ним связывают, в ХМАО?

Во всей этой ситуации остаётся неясным только одно — а что же собственно интересы жителей ХМАО, которые должны будут реализовывать Комарова и её новый зам? Скорее всего, об этом не думают — похорошела же Москва при Собянине? Похорошеет и Югра при близких к нему людях.