Максим Ченгаев

У сорившей золотом авиакомпании «Нимбус» разбился еще один самолет

За разбившемся Ан-26 под Хабаровском и самолетом, растерявшим в небе несколько тонн золотого груза, стоит одна и та же авиакомпания. Кто ей покровительствует.

Как сообщает корреспондент The Moscow Post в Хабаровском крае, обломки пропавшего под Хабаровском самолета Ан-26 обнаружены на территории Большехехцирского заповедника. Теперь отвечать за происшествие придется ЗАО "Летные проверки и системы", которому принадлежало воздушное судно. Само ЗАО принадлежит новосибирской авиакомпании "Нимбус", совсем недавно получившей известность после того, как в небе над Якутией буквально рассыпалось золото.

Основным партнером авиакомпании является ФГУП "СибНИА им. С. А. Чаплыгина", совместно с которым "Нимбус" занимается модернизацией судов. Но не очень успешно — самолет ФГУП совсем недавно совершил жесткую посадку в Перми, а у надзорных органов были претензии к квалификации персонала. При этом губернатор Андрей Травников явно поддерживает предприятие, как, похоже, и его главу — бывшего депутата новосибирского горсовета Владимира Барсука.

Борт Ан-26 пропал с радаров 22 сентября в 11:45 мск. На нем находились пятеро членов экипажа и оператор, которые проводили обследование аэронавигационных систем в международном аэропорту Хабаровска Новый. СКР возбудил уголовное дело. По данным "Ведомостей", воздушное судно принадлежит ЗАО "Летные проверки и системы".

Согласно "Руспрофайлу", единственным действующим учредителем ЗАО является ООО "Авиакомпания "Нимбус". 40% последней владеет некая Елена Хлюстина, которая до последнего времени также являлась учредителем еще двух фирм, связанных с авиацией. Все они, как и "Нимбус", зарегистрированы в Новосибирской области.

В августе этого года Хлюстина вышла из состава учредителей АО "ЦНИАП "Авиаспецтест" и АО "Сибавиастройпроект", которые активно выполняют подряды для ФГУП "СибНИА им. С. А. Чаплыгина". С ним же сотрудничает и ООО "Ресурс-Авиа", где бизнесвумен является единственным учредителем. Никакой информации о Хлюстиной в открытых источниках найти не удалось, что выглядит несколько подозрительно.

Барсук под 

Есть у "Нимбуса" еще один учредитель, ЗАО "Производственная Компания Термо-Пласт", где гендиректором является некто Дмитрий Губанов. Он также руководит новосибирскими ООО "НПО "Авиатехнологии", ЗАО и АО ПФК "Авиаспецснабконтроль". Надо ли говорить, что единственными заказчиками у все трех компаний является то самое ФГУП "СибНИА им. С. А. Чаплыгина"?

В конце августа из капитала ЗАО "Производственная Компания Термо-Пласт" вышел Федор Линдт — бизнесмен настолько неизвестный, что у него даже нет карточки на "Руспрофайле". Но человек с точно таким же ФИО является учредителем АО "ЛИЦ "Нимбус", у которого также имеется пять контрактов от ФГУП "СибНИА им. С. А. Чаплыгина".

Как видно, за группой бизнесменов из Новосибирской области стоит один и тот же научно-исследовательский институт. И в самом "Нимбусе" этого даже и не скрывают: на официальном сайте компании сказано, что тесное сотрудничество с организации было налажено еще в 1993 году. Основной уклон совместной деятельности был сделан на проведение летных испытаний авиационной техники. В дальнейшем в институте началась работа по модернизации существующих воздушных судов ФГУП "СибНИА им. С. А. Чаплыгина" и таким образом совместным продуктом деятельности летной базы института и авиакомпании стал модернизированный комплекс испытательного оборудования Як-40, за ним последовали Ан-2, Ми-8.

Если изучить разрешительные документы, представленные на сайте авиакомпании, то обнаруживается весьма интересная деталь. В акте выезда к заявителю на получение сертификата эксплуатанта указано, что у организации имеется четыре суда ТВС-2МС. Это проект российского турбовинтового самолета (ТВС) для замещения самолётов типа Ан-2, которым занимается как раз ФГУП "СибНИА им. С. А. Чаплыгина". Получается, именно к научному институту теперь и будут адресованы вопросы касаемо произошедшей трагедии? Ведь в ошибку опытнейших облетчиков, как твердили "Коммерсанту" их коллеги из гражданской авиации, поверить сложно.

Золотой дождь

Впрочем, не исключено, что сейчас "Нимбус" постарается откреститься от рухнувшего самолета. По крайней мере, компания так уже делала с самолетом Ан-12, у которого в полете в марте этого года над Якутией отвалился кусок фюзеляжа и на землю посыпался груз — около девяти тонн слитков золота и серебра. Груз принадлежал канадской золотодобывающей компании Kinross Gold. Следователи начали проверку соблюдения правил и требований к перевозке драгоценных металлов, в том числе и по охране.

При этом вся история с перевозкой ценного груза выглядела очень туманной. По данным Следственного комитета, самолет принадлежит компании "Нимбус". Однако, согласно госреестру, Ан-12 RA-11130 принадлежит ЗАО ПО "Космос". При этом, как писала "Якутия.Инфо", тогда гендиректор авиакомпании "Нимбус" Алексей Тресвятский заявил журналистам, что его компания вообще-то не эксплуатирует самолёты этого типа. Так где же правда?

Свет на это могут пролить слова представителя корпорации Kinross Gold Станислава Бородюка, который утверждал, что груз перевозился согласно договору, заключённому между ЗАО "Чукотская горно-геологическая компания", входящему в корпорацию, и ООО "Координационный центр авиаперевозок". А последняя, между прочим, совсем недавно судилась с "Нимбусом".

Согласно картотеке арбитражных дел, авиакомпания хотела взыскать с ООО "Координационный центр авиаперевозок" задолженности в сумме 800 тысяч рублей и пени в сумме 357 тысяч рублей. Так значит, компании все же сотрудничали? И не исключено, что и в случае с посыпавшимся с неба золотом в деле были они обе.

И в таком случае "Нимбусу" грозит серьезная ответственность: если подтвердится, что девять тонн ценных слитков в транспортном самолёте не были складированы в специальные сейфы, а груз не сопровождали вооружённые охранники, то авиакомпания и владелец драгоценностей будут привлечены к административной ответственности.

Эксперты тогда также отметили странную схему перевозки столь дорогого груза, очень похожую на теневую: бесхозный самолет, груз драгоценностей на миллиарды рублей, отсутствие видимой охраны. Все это наводит на мысль, что "Нимбус" может действительно участвовать в каких-то серых схемах. Уж не поэтому ли не найти "концов" у авиакомпании?

Летчик и испытания

У ООО "Координационный центр авиаперевозок" имеется единственный подряд почти на 5 млн рублей от… ФГУП "СибНИА им. С. А. Чаплыгина". Как видно, этот ФГУП то и дело всплывает во всей истории. Возглавляет его летчик-испытатель Владимир Барсук, бывший депутатом горсовета Новосибирска в 2015-2020 годах.

На новый срок, вероятно, ему помешал избраться арест его заместителя Владимира Тырина. Как писал "Коммерсант", в 2016 году в отношении замдиректора Сибирского научно-исследовательского института авиации расследовалось дело о махинациях при выполнении госконтракта на сумму 7,5 млн рублей.

На секундочку, ФГУП — это один из основных системообразующих научно-исследовательских организаций в области авиастроения. То есть на этом стратегическом предприятии буквально важна каждая деталь, поэтому махинации с закупками могут привести к непоправимым проблемам. Это и произошло в небе под Хабаровском?

Притом случай этот, похоже, чуть ли не рядовой. Как писала "Тайга.Инфо", в августе этого года самолет Сибирского научно-исследовательского института авиации экстренно сел в Перми. У него мог отказать двигатель.

Все это наводит на мысль, что в институте не очень-то тщательно следят за состоянием воздушных судов. И претензии к персоналу появлялись еще в 2018 году, когда Новосибирская транспортная прокуратура просила остановить работу авиационного учебного центра ФГУП "СибНИА им. С. А. Чаплыгина". По данным ведомства, учебный центр привлекал к преподаванию лиц с истекшим сроком действия свидетельств о пройденных курсах повышения квалификации. Также выявлено отсутствие необходимых технических средств и наглядных пособий для проведения практических занятий слушателей. Ряд слушателей прошли обучение в отсутствие сертификата, позволяющего вести образовательную деятельность.

Только представьте: и потом выпускники такого заведения строят и ремонтируют самолеты! Сейчас ФГУП участвует в реализации проектов и программ практически всех авиационных заводов и конструкторских бюро Российской Федерации. И, похоже, никого ничего не смущает — учебный центр работает до сих пор, а Барсук занимает директорское кресло.

Более того, с явным теплом к ФГУП "СибНИА им. С. А. Чаплыгина" относится губернатор Новосибирской области Андрей Травников: в прошлом году вручил Благодарственные письма Губернатора за вклад в развитие авиационной отрасли региона, не раз приезжал на предприятие с визитами.

Не исключено, что при помощи Травникова вскоре институту отойдет аэродром "Бердск-Центральный", а котором во ФГУП грезят с 2018 года. И внезапно процесс ускорился — в мае этого года Владимир Барсук подтвердил, что передача аэродрома намечена на этот год.

По его словам, после принятия планируется реконструкция для использования под гражданскую и экспериментальную авиацию. Новые площади помогут институту в ведении научной и испытательной деятельности.

Но мы видим, к чему такая деятельность уже не раз приводила. Не пора ли правоохранительным органам внимательнее изучить происходящее в институте и в "Нимбусе"?